Татьяна Пряхина
Краткосрочный проект в старшей группе «Удивительное время года — осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в старшей группе.
Тема: «Удивительное время года – осень!».
Тип проекта : познавательно- исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный (сентябрь – октябрь).
Актуальность проекта :
Публикация «Краткосрочный проект в старшей группе „Удивительное время года — осень“» размещена в разделах
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Важнейшую роль в экологическом образовании дошкольников играет познавательная деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более результативным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и непосредственно через прямой контакт ребенка с природой. Одним из главных направлений в работе с детьми старшего возраста является развитие их познавательной сферы, что способствует уточнению чувств, отношений, знаний и умению любить.
Цель проекта :
расширять, группировать и уточнять знания детей об осени, как о времени года, ее признаках, явлениях и положительных характеристиках.
Задачи:
• научить видеть изменения в природе осенью;
• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• совершенствовать навыки видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы»;
• расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
• воспитывать нравственные, духовные и психологические качества ребёнка во время его общения с природой.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : Праздник «Золотая осень!».
Ожидаемый результат:
- Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и особенностях;
- Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, сказками, стихами, пословицами, потешками, загадками осенней тематики;
- Повторение знаний и умений, накопленных в процессе исполнения программы, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- Сближение педагогов и детей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений.
Проект включает три этапа : подготовительный, основной, заключительный.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
Рассказать детям о нынешнем времени года – осень.
Обратиться с просьбой к родителям принять активное участие в конкурсе «Дары осени» (поделки из овощей, составление осенних букетов)
2. Содержание проекта (основной этап деятельностный) :
Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:
Содержание деятельности по образовательным областям:
Познавательное развитие.
-цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;
-экскурсия по территории ДОУ( «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени», «Соберем листья для гербария» и др.);
-экспериментальная деятельность с осенними листьями и сезонными овощами и фруктами;
-беседа по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?», «Съедобные и несъедобные грибы».
-Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?» и др.
Речевое развитие.
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»,
А. А, «Ласточки пропали» ,А. Майков «Осенние листья» ,Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» ,
С. Есенин «Отговорила роща золотая», М. Пришвин «Птицы и листья», Ф. Тютчев «Осенний вечер», Б. Пастернак «Золотая осен».
-загадки, пословицы, считалки, поговорки, потешки;
-составление рассказов об осени из личного опыта, а также по картинам и иллюстрациям;
Социально-коммуникативное развитие.
-Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов», «Семья»
-Дидактические игры: «Кто больше знает примет осени?», «Какой сок, варенье?», «Хлопай в ладоши», «Какая бывает осень?», «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Что растёт на грядке?»;
-Беседы: «Сколько красок у осени?», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Осенние цветы», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Труд людей осенью» и др. ;
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Ветка рябины». Цель: Создание условий для закрепления умения у детей передавать в рисунке характерные черты ветки рябины.
Лепка: «Фрукты на тарелке». Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний о фруктах, развитие умения передавать более точную форму фруктов и вазы.
Аппликация: «Овощи». Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Овощи».
Рассматривание: картины Левитана «Золотая осень».
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Поздняя осень»
И. Шишкин «Осень», «Осень в лесу»
П. М. Гричишкина «Мостик в лесу»
Раскрашивание раскрасок на осеннюю тематику.
-Прослушивание музыкальных произведений:
П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», Ф. Шопен «Осень», песни об осени.
-Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;
хороводная игра «К нам осень пришла», «Собираем урожай».
подвижные игры «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Съедобное-несъедобное», «Я знаю 5 названий;
эстафета «Соберем осенний букет», «Перенесем урожай», «Кто быстрее оббежит лужи».
Трудовая деятельность :
-Собрать на прогулке осенние листья, семена цветов, каштаны и т. д.
-Уборка сухих листьев на территории детского сада.
-Подготовка клумбы группового участка к зиме.
Взаимодействие с родителями.
• - участие в выставке работ на тему «Дары осени», подборка иллюстраций, картин и литературы;
• - разучивание стихотворений, песен об осени и изготовление костюмов к утреннику;
• Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
• - Конкурс семейных поделок из даров осени «Дары осени»;
В процессе работы использовались:
1. разнообразные способы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения;
2. использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательская и познавательная деятельность.
3. Заключительный этап:
- анализ результатов данного проекта и подведение итогов;
- проведение праздника: «Золотая осень».