Анастасия Мирзокулова
Краткосрочный проект «Волшебница-зима» в средней группе
Проект на тему «Зимушка – зима».
Тип проекта : информационно творческий, групповой.
Продолжительность – среднесрочный (2 недели)
Участники проекта :
- дети группы;
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
- муз. руководитель
Актуальность темы:
Публикация «Краткосрочный проект „Волшебница-зима“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.
Цель проекта : формирование у детей целостной картины мира о зиме, как времени года, через интеграцию образовательных областей.
Задачи проектной деятельности :
Развивающие:
1. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение
2. Уточнять и расширять представления детей о живой и неживой природе зимой;
3. Пополнить словарь детей (словарь признаков, глаголов, родственные слова)
4. Способствовать умению детей составлять рассказ на зимнюю тематику.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремление заботиться о птицах зимой.
2. Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников.
Участие родителей в реализации проекта :
- познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами
- предлагать родителям принимать активную помощь в ходе работы над проектом
- провести консультацию на тему «Речь ребёнка развиваем, в игры зимние играем», «Как одевать детей в холодное время года».
-участие в оформлении группы к Новому году
-подготовка карнавальных костюмов к новому году, изготовление подделок на выставку «Символ года»
План реализации проекта :
Подготовительный этап: формулировка цели и задач; подбор методической литературы по теме проекта; обдумывание форм работы с родителями; поиск художественных произведений по теме проекта; подготовка условий для реализации проекта, разработка плана мероприятий.
Основной этап:
1. Беседы «Что я вижу за окном», «Скоро, скоро Новый год», «Что бывает зимой?», «Чем мне нравится зима», «ЧУДЕСА ЗИМНЕГО ЛЕСА».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой «Опасности зимой или поговорим о зимних травмах», «Одевайся по погоде, а не по моде».
2. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме.
3. Чтение художественной литературы: Т. Б. Деркач «Скоро Новый год», Т. Коваль «Чудеса под Новый год», В. Лясковский «Снежная баба», И. Карнаухова «Снегурочка», Н. Шейн песенки «Зимушка-зима», Т. Коженин «Дед Мороз», «Зимняя книга сказок», О. Крас «Наряжали звери елку», И. Гурина «Новогодние загадки», Т. Коваль «Зимушка-зима», В. Степанов «Ау, Снегурочка».
Организация выставки книг о зиме.
4. Использование в работе загадок, пословиц, поговорок о зиме и зимних явлениях в природе.
5. НОД по Изобразительной деятельности:
Рисование «Маленькой елочке холодно зимой», «Снеговик», «Наша нарядная елка».
Аппликация «Новогодние елочки».
Лепка «Санки»
Использование раскрасок по теме проекта.
6. ООД
Ознакомление с окружающим миром «Зимние забавы для детей», «Почему растаяла Снегурочка».
Развитие речи «Чтение стихов о Зиме», «Чтение стихов А. Введенского «На лыжах».
7. Опыты с водой, снегом.
8. Разучивание песен о зиме.
9. Труд: расчистка дорожек от снега, «окучивание» снегом деревьев,
расчистка кормушек и подкормка птиц.
Заключительный этап:
Итоговое занятие «Новогодний утренник у елки»
Культурно-досуговая деятельность: театрализация сказки «Заюшкина избушка», утренник «Новогодние огоньки».
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает?», «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Четвёртый лишний».
Сюжетно-ролевые игры: «Зимние угощения», «Концерт для елочки», «Путешествие в зимний лес на поиски снежинки».
Подвижные игры: «На дворе у нас мороз…», «Мы на лыжах в лес идем», «Два мороза»; «Дед мороз»; «Синие и желтые палочки».
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания детей о живой и неживой природе зимой; активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь, ее выразительность; совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, тем самым повысит речевую активность детей; способствовать развитию познавательной активности детей и их творческих способностей; воспитанию у детей бережного отношения к природе и умению восхищаться красотой природы в зимнее время; содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях; укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни; познакомит с новыми зимними играми и забавами.
Приложения к проекту : «Волшебница-зима»
Беседа: «ЧУДЕСА ЗИМНЕГО ЛЕСА»
Цель: Обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции музыкальной, изобразительной, речевой деятельности.
Задачи: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы, активизировать словарь по теме «Зима».
Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать в зимних условиях.
Ход беседы:
Чтение стихотворения воспитателем.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: о зиме.
Воспитатель: ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно.
- Есть люди, которые любят узнавать новое, интересное. Они много ходят пешком, на лыжах, на лошадях. Вы слышали о таких людях, и, наверное, знаете, как их называют? (путешественники)
- А вам хочется быть путешественниками? (да).
- Мы сегодня отправимся путешествовать в зимний лес.
- А на чем мы доберемся в лес, на чем доедем? (лыжи, санки)
- Хорошо, поедем на лыжах! (музыка)
3. Основная часть
Показ слайдов о зиме.
- Вот мы и в лесу. Прислушайтесь дети. Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок.
Воспитатель: Очень нам хотелось посмотреть на зимний лес. Зимушка-Зима ходит по полям, по лесам в мягких снежных валенках. Ступает тихо, не слышно, где пройдет, там мороз трещит, снег падает. Все дороги замела, деревья запорошила.
Беседа по теме с использованием ИКТ
- Что происходит в природе зимой?
- Какие стоят деревья?
- Как одеваются люди зимой?
- Как живется птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?
- Как зимуют дикие животные?
- Вам нравится зима? Почему?
Воспитатель: У нас есть красивые снежинки, возьмите их. Положите снежинку на ладошку, сделайте вдох носом и, выдох ртом, подув на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как наши снежинки.
Воспитатель: (обращает внимание на письмо) «Дорогие ребята, здравствуйте! Сейчас зима, птицам зимой холодно и голодно. Они прилетают к домам людей. Вы должны заботиться о птицах и подкармливать их. А теперь я загадаю вам загадку. Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины и хлеб. Прилетели маленькие серенькие птички, вы много видите их зимой в селе, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? Потом прилетели птички с желтыми грудками. Они очень любят лакомиться салом. Как называются эти птицы? Жду вашего ответа. Лесник дядя Миша»
- о каких птицах говориться в письме? (снегирь, синица, воробей)
В лесу стало холодно, мы можем заболеть.
- что надо сделать, чтобы не заболеть? (горячий чай, массаж)
А теперь нам пора в группу. Встали на лыжи и поехали.
4. Анализ занятия
- Где мы с вами были?
- В какие игры играли?
- Что было легким, а что трудным?
Консультация на тему «Речь ребёнка развиваем, в игры зимние играем».
Активность в движениях - необходимое условия нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается. Тяжелые одежда и обувь, ветер, мороз, снег и дождь ограничивают движения детей. В тоже время хорошо известно, что недостаток подвижности снижает деятельность всех органов и систем организма, замедляет его рост, уменьшает сопротивляемость заболевания. Родителям следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой. А для этого многим родителям надо преодолеть собственную боязнь свежего морозного воздуха, не исключать прогулки ребенка и в ненастную погоду, так как движения на свежем воздухе (особенно зимой) приобретают особую ценность. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является профилактическим эффективным средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.
Подвижность ребенка также во многом зависит от двигательных умений, от того владеет ли он какими естественными движениями, как ходьба, бег, прыжки, метание. Эти движения составляют основу большинства подвижных игр, в которые играют дети. Успех в игре определяется легкостью выполнения двигательных действий.
Родители! используйте зимние условия для упражнений детей в
следующих движениях:
- Ходьба по следам, ходьба поднимая колени, ходьба приставным шагом вправо и влево, восхождение на горку, и спуск с нее, ходьба змейкой, между прутиками, вокруг сугроба.
- Бег до дерева, куста, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей и увертыванием.
-Упражнение в равновесии – ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагивание через снежки, палочки.
- Прыжки на месте и продвигаясь вперед (расстояние 3-4м, спрыгивание со снежного вала или бугорка, прыжки вокруг сугроба на двух и на одной ноге.
- Подлезание в снежном тоннели.
- Метание в вертикальную и горизонтальную цель, на дальность, метание вверх (выше куста, дерева).
«Снайпер»
На снежном валу устанавливают мишень из фанеры. Перед валом чертят несколько линии на расстоянии 1,5-2, 3-5м. дети бросают в мишень снежки. Меткий «снайпер» при повторении бросков отходит дальше, на следующую линию. Выигрывает тот, кто окажется на самой дальней от вала линии.
Упражнение с клюшкой.
Для игры нужна клюшка 60-70см, шайба массой 50-70гр, лучше приобретать пластмассовые, чтобы не было травм, ведь умения детей невелики. В начале обучают, отдельным приемам игры:
-ввести шайбу клюшкой в прямом направлении, не отрывая ее от шайбы.
-обводить клюшкой шайбу вокруг предметов, поставленных в линию, между ними.
- прокатывать клюшкой шайбу друг, другу, стоя на месте и в движении.
-попасть шайбой в ворота.
«Проведи шайбу»
Играющие ведут шайбу клюшкой по площадке до ориентира на расстоянии 10-15м и обратно.
«Защита городка»
Играющие встают по кругу, в центре круга – городок, его защищает водящий. Остальные ударяют клюшкой по шайбе, стараясь сбить городок. Сбивший годок становится водящим.
Катание на санках. Это развлечение пользуется любовью детей всех возрастов.
При катании с горки должны быть установлены правила, выполнение которых обязательны для всех:
-находясь на горке, ждать своей очереди, спускаясь только тогда, когда внизу никого нет.
-внизу не останавливаться, сразу уходить в сторону с дорожки раската, не пересекать дорожку следующим спускающимся.
-подниматься на горку с определенной стороны.
«Догони»
Ребенок толкает санки вперед, бегом догоняет их и встает коленями на катящиеся санки.
«Кто первый к финишу»
Дети ложатся на санки животом вниз у линии старта. Отталкиваясь руками, катятся к линии финиша.
Ледяные дорожки.
Скольжение по ледяным дорожкам – веселое упражнение, доступное детям. Залить дорожку лучше на утоптанном снегу, в том месте, где есть небольшой уклон и свободное пространство раската. Ширина дорожки 40- 50см, длина 4-6м. ребенку сначала помогает взрослый, держа его за руку, а затем уже сам ребенок с увлечением скользит по дорожке. Это движение развивает чувство равновесия на скользкой поверхности, умение управлять своим телом в разном положении (стоя, в приседе).
Вот такие задания предлагаются детям, уверенно выполняющим скольжение:
-приседать и выпрямляться посередине дорожки, в конце ее;
-проскользить боком (правым при повторении – левым);
-скользить на одной ноге, другую согнуть в колене «цапля».
Взрослые помогают детям организовать упражнения и игры с учетом состояния погоды. В холодные дни больше движений, игр-соревнований, поэтому необходимы игрушки и пособия стимулирующие двигательную активность (санки, лыжи, клюшку и шайбу и др). в теплую погоду хорошо лепить из снега снеговиков, снежки, крепости.