Получи документы

Криотерапия как эффективная логопедическая методика развития речи

Людмила Кондратьева
Криотерапия как эффективная логопедическая методика развития речи
▼ Скачать + Заказать документы

Криотерапия как эффективная логопедическая методика развития речи

Кондратьева Л. В., Егорчева Н. В.

«…потребность в речевом общении развивается на всём протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития…»

Л. С. Выготский.

Публикация «Криотерапия как эффективная логопедическая методика развития речи» размещена в разделах

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют.

Опыт работы показывает, что с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми нарушениями. Задержка речевого развития встречается и у здоровых детей с сохранным слухом, и не имеющих поражения ЦНС.

Столкнувшись с речевыми трудностями детей, мы решили попробовать применять криотерапию в своей практике.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.

Криотерапия – контрастная терапия. Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объеме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Все это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведет к выполнению четких движений, улучшает процесс развития речи.

Методика проведения криотерапии.

Криотерапию можно применять в детской практике с пятилетнего возраста.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для ее проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.

Криотерапия проводится в три этапа.

1. Лед высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лед (начинают с 10-15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (тазу с теплой водой или пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лед. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности: - растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т. д. ; - поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шелк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); - развитие тактильной чувствительности с помощью щетки с жестким ворсом.

Игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, pacсказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет cпpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки, опущенные в лоток заранее, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме : одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.

Необходимо помнить и о противопоказаниях.

Нельзя проводить криотерапию детям с :

- эписиндромом;

- миопатией (наследственное заболевание);

- очень гибким детям.

Осторожно применять криотерапию с :

- длительно и часто болеющими детьми;

- гипервозбудимыми детьми.

Игры со льдом:

«Продолжи узор»

Цель: развитие внимания, мышления;

Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, тарелочки. Педагог выкладывает на тарелке элемент узора, ребенку необходимо повторить его, и установив последовательность продолжить узор.

«Стройка»

Цель: развивать конструктивные способности.

Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда.

Ребенку предлагают построить из кубиков льда постройку, в зависимости от цели занятия.

«Справа – слева»

Цель: закреплять знания о цвете, закреплять знания о правой и левой сторонах. Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда разного цвета. Детям предлагается разложить справа красные льдинки, слева – желтые.

Криотерапию можно проводить перед режимными моментами, а также в любое свободное время. Эффективность криотерапии в логопедии значительна, у детей улучшается четкость речи, обогащается словарный запас.

Литература

1. Бадалян Л. О. Невропатология: Учебник для студентов дефектологических факультетов. М. : Просвещение, 1982.

2. Лапшин В. А. Основы дефектологии. М. : Просвещение, 1990.

3. Лопухина И. Логопедия : Речь. Ритм. Движение. СПб: Дельта, 1997.

4. Синицына Е. Умные пальчики. М. : Лист, 1998.

Публикации по теме:

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Фотоотчёт. Логопедическая квест-игра «Острова Правильной речи»Фотоотчёт. Логопедическая квест-игра «Острова Правильной речи» Цели: Обобщение и систематизация знаний детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года. Создать оптимальные условия.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Мастер-класс «Криотерапия или увлекательные игры со льдом» Цель: ознакомление педагогов с нетрадиционной методикой развития мелкой моторики ребенка – «криотерапией». Задачи: передать.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Криотерапия как эффективная логопедическая методика развития речи
Опубликовано: 23 сентября 2021 в 16:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Криотерапия как эффективная логопедическая методика развития речи» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кондратьева (УИ 271935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД