Елена Матвеева
Конспект занятия «Как зимуют птицы и звери» (подготовительная группа, 2 год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 92»
Тема недели «Животные и птицы России»
Конспект логопедического занятия
«Как зимуют птицы и звери»
(Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, 6-7 лет)
Составила:
Матвеева Е. Н., учитель – логопед,
МБДОУ «ДСКВ №92
II квалификационная категория
г. Братск. 2013
Задачи:
Совершенствование грамматического строя речи:
Публикация «Конспект занятия „Как зимуют птицы и звери“ (подготовительная группа, 2 год обучения)» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
1) составление сложных предложений со значением противопоставления;
2) усвоение категорий дательного падежа;
3) употребление антонимов;
4) употребление предлогов «НАД», «ПО», «С», «ПОД», «ОКОЛО», «К», «МЕЖДУ»;
5) образование сложных прилагательных: красногрудый,. ;
6) образование родственных слов от названий животных.
Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение гласных звуков, определение места звука в слове).
Автоматизация произношения звуков [Р], [Р`] в игре.
Развитие связной речи (составление рассказов о животных).
Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни птиц и зверей зимой.
Активизация и актуализация словаря по теме «Животные и птицы России» (названия зимующих птиц, животных и их детенышей, словарь глаголов и признаков).
Развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, тонкой и общей моторики.
Развивать навыки совместной деятельности, умения договариваться, считаясь с интересами, желаниями других.
Развивать интерес к художественному слову.
Воспитывать заботливое отношение к птицам и животным.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».
Активизация словаря:
• Словарь предметов: ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка, снегирь, зимующие птицы; заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячья семья; волк, волчица, волчата, волчонок, волчья семья; медведь, медведица, медвежата, медвежонок, медвежья семья; лис, лиса, лисята, лисенок, лисья семья…
• Словарь действий: каркает, чирикает, тинькает, стучит; кормить, заботиться, запасать, менять, охотиться…
• Словарь признаков: морозная, вьюжная, холодная, долгожданная, ветреная, снежная, белая, веселая, скрипучая, студеная; большие, маленькие, крупные, мелкие, длинные, короткие, толстые, тонкие; красногрудый, желтогрудая, белобокая, чернокрылый, черноголовый, длиннохвостый…
Предварительная работа:
• Заучивание чистоговорок, стихотворений о птицах, о зиме;
• Наблюдение за птицами зимой
• Знакомство с жизнью животных и птиц в зимнее время.
Оборудование:
На экране слайды:
- фон
- зима
- ворона, воробей, сорока, скворец; - скворец исчезает
- дятел, голубь, ласточка, синичка; - ласточка исчезает
- ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка
- снегирь
- картинка с зимующими птицами : ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка, снегирь
- дятел и воробей
- сорока и снегирь
- ворона и синица
- зимующие птицы : ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка, снегирь
- воробей и волк
- фон
Стих в картинках:
- Зимой в берлоге мишка спит,
- Под крышей воробей сидит,
- Лиска рыжая в норе,
- А собака в конуре,
- В логове лежит волчиха,
- Под кустом дрожит зайчиха,
- Белка спряталась в дупле,
- Ежик спит в сухой траве.
Стульчики напротив экрана по количеству детей
Магнитная доска, на которой нарисовано дерево; магниты, фигурки птиц :
Синичка летит, дятел стучит по дереву, воробей стоит, ворона ходит,
ходит голубь, синичка летит, сорока летит, между воробьем и синичкой сидит снегирь.
На столе в тарелочках корм для птиц : пшено, сухие ягоды, сало, семечки, семена тыквы, хлебные крошки (под салфеткой)
Музыкальные клависы
3 стола, на каждом столе – конверт «Разрезные картинки», стульчики по количеству детей
Песочные часы – 5минут
Картинки «ориентиры» следы по 2 шт (заячьи, лисьи, медвежьи)
Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной деятельности)
Логопед говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – предлагаю поиграть!».
Методы и приемы:
Динамическое упражнение «Приветствие»
Загадки про зиму, птиц.
Речевые игры и упражнения:
1) упражнение «Передай словечко» (хлопком) - словарь признаков;
2) игра «Четвертый лишний»- дифференциация зимующие птицы и перелетные;
3) фонетическое упражнение «Угадай название птицы по звукам»- звуковой анализ слов;
4) дидактические игры на составление сложных предложений со значением противопоставления:
- «Сравни воробья и волка»- закрепление знаний детей о частях тела птиц и зверей;
- «Сравни птиц» - подбор антонимов;
5) упражнение «Как называется?» - образование сложных прилагательных;
6) дидактическая игра «Что делает птица?» - употребление предлогов «НАД», «ПО», «С», «ПОД», «ОКОЛО», «К», «МЕЖДУ»;
7) дидактическая игра «Покорми птиц» - усвоение категорий дательного падежа;
8) упражнение «Угадай птицу по голосу» - развитие слухового внимания, активизация глаголов;
9) упражнение «Подскажи словечко» - развитие внимания, мышления, логики
Подвижная игра «Птички летели»
Пальчиковая игра «Кормушка»
Социоигровой прием «Становитесь в круг» - развитие слухового внимания, коммуникативных навыков
Работа в 3 компаниях:
1. «Собери картинку» - развитие логики, мышления;
2. «Назови всю семью» - образование родственных слов;
3. «Расскажи, как зимуют» - развитие связной речи;
Массаж биологически активных зон «Снегири» (для предупреждения простуды) - автоматизация произношения звуков [Р], [Р`] в игре.
Ход
Слайд - фон
Логопед встает в центре группы : «Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю поиграть!»
(дети подходят и встают в круг)
Динамическое упражнение «Приветствие»
- Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошки нам давай
Вместе с солнцем мы встаем (держась за руки, поднимают руки вверх)
Вместе с птицами поем (взмахи руками-крыльями)
С добрым утром! (ритмические хлопки)
С ясным днем! (шаги на месте)
Вот как славно мы живем! (показать большой палец правой руки)
Загадка
- Снег на полях, лед на морях,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)
Слайд - зима
-Правда, зимой! Какая чудесная, сказочная зима на экране. Давайте скажем, какая бывает у нас зима.
Упражнение «Передай словечко» (хлопком) - словарь признаков
(студеная, морозная, вьюжная, холодная, долгожданная, ветреная, снежная, белая, веселая, скрипучая, долгая)
Проходите на стульчики.
- Ребята, вы молодцы, много зимних слов сказали, даже холодно стало! Интересно, а как птицы и звери переносят холода? Может все птицы улетают в теплые края? (нет, зимующие птицы остаются)
- Посмотрите на птиц, назовите лишнюю.
На экране слайд:
- ворона, воробей, сорока, скворец;- слайд без скворца
- дятел, голубь, ласточка, синичка;- слайд без ласточки
- Кто лишний? Почему? (скворец лишний, потому, что все птицы зимующие, а он улетает; ласточка лишняя, потому, что она перелетная птица, а все остальные – зимующие)
Вы думаете так, давайте проверим!
Слайд с оставшимися птицы.
- Почему эти птицы называются зимующими? (потому, что они всю зиму
живут у нас)
Слайд снегирь
- А эту птицу узнали? (снегирь)
Массаж биологически активных зон «Снегири»
(для предупреждения простуды)
-Давайте поиграем, повторяйте за мной (стоя у стульев) :
Ра-ра-ра – погляди-ка, детвора
(приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны и к центру)
Ря-ря-ря – взошла красная заря
(раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами)
Ре-ре-ре – растет рябина на горе
(кулачками энергично провести по крыльям носа несколько раз)
Ри-ри-ри – клюют рябину снегири
(пальчиками пробежаться по щекам)
- Присаживайтесь на стульчики.
(дети садятся, логопед присаживается напротив)
Слайд – зимующие птицы
- Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем с птицами играть.
Упражнение «Угадай название птицы по звукам»
- Я загадаю вам названия птиц звуками, а вы постарайтесь отгадать птицу :
И, И, А – синица
О, У – голубь
Начинается на звук В, заканчивается на звук А – ворона
Начинается на звук В, заканчивается на Й – воробей
Начинается на С, заканчивается на Рь – снегирь
- Молодцы!
Упражнение «Сравни птиц»
- Ребята, посмотрите на птиц, они все разные! Например, одни крупные, а другие -….мелкие
Посмотрите на картинки и скажите, какая птица крупная, а какая мелкая?
(Ворона крупная, а воробей мелкий. Сорока крупная, а синичка мелкая. Дятел крупный, а снегирь мелкий.)
Слайд - дятел и воробей
- Клювы у птиц бывают разные : длинные и ….короткие,
Слайд – сороки и снегиря
- Сравните хвосты сороки и снегиря.
Слайд - вороны и синицы
- А что можно сказать про лапки вороны и синицы? (лапки у вороны большие, а у синицы маленькие)
Слайд - зимующие птицы
- Птицы отличаются по окраске перышек, т. е. по оперению.
Упражнение «Как называется?»
Если у снегиря красная грудка – как про него можно сказать? (красногрудый)
А у какой птицы желтая грудка? Как про нее можно сказать? (желтогрудая)
У кого белые бока? (У сороки) Какая сорока? (белобокая)
У кого черные крылья? (У сороки, вороны) Как про них можно сказать? (чернокрылые)
У кого черная голова? (У сороки, вороны) Как про них можно сказать? (черноголовые)
У кого длинный хвост? Как про них можно сказать? (длиннохвостые)
А если хвосты короткие, как скажем? (короткохвостые)
Логопед встает в центр группы и приглашает детей за собой:
Подвижная игра «Птички летели»
- Молодцы, хорошо отвечали,
и, наверное, устали
я на вас рукой взмахну
всех вас в птиц превращу!
Повторяйте за мной:
Птицы летят - крыльями машут. (бегут по кругу, машут руками-крыльями)
Летели, летели на дерево сели (взмахи руками, присесть)
Птицы летят - крыльями машут. (бегут по кругу, машут руками-крыльями)
Летели, летели на землю сели (взмахи руками, присесть)
- Раз, два, три! – ребятишки снова вы! Подходите, за волшебной линией становитесь!
(у доски, на полу, линия - «ориентир», чтобы дети не подходили близко к доске)
Дидактическая игра «Что делает птица?»
- Ребята, давайте посмотрим, где расположились наши птицы.
Логопед у доски, на которой нарисовано дерево, прикрепляет на магниты птиц, а дети составляют предложения с предлогами:
Синичка летит над деревом
Дятел стучит по дереву.
Воробей слетел с дерева.
Ворона ходит под деревом.
Около вороны ходит голубь.
Синичка летит к дереву.
Сорока подлетела к дереву.
Между воробьем и синичкой сидит снегирь.
Дидактическая игра «Покорми птиц»
Загадки про птиц
- Ребята, чем же питаются птицы зимой?
Посмотрите, я приготовила корм для зимующих птиц. Давайте назовем, что здесь? (пшено, сухие ягоды, сало, семечки, семена тыквы, хлебные крошки)
Кому давать какой корм вы узнаете, если отгадаете загадки:
• Озорной мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет, крошки собирает…воробей
- Маша, закончи предложение: я дам хлебные крошки…
• Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять…
- Даша, какое предложение получится? (Я дам сушеные ягоды снегирю)
• Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня…
- Миша, составь предложение. (Я дам сало синичке)
- Ребята, остальные птицы, тоже будут рады, если вы их покормите зимой.
- Руслан, кого ты угостишь?
- Алина, ….
Пальчиковая игра «Кормушка»
Повторяйте за мной!
Смастерили мы кормушки, для голодных зимних птиц
(постукивать кулачком об кулачек, чередовать руки)
Прилетайте к нам подружки, стайки резвые синиц.
(взмахи руками – приглашение)
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем (показать на себя и руки вытянуть вперед)
(На каждое название птиц загибать по пальцу на каждой руке, начиная с мизинцев)
Две синицы, воробей,
Шесть ворон и голубей,
Дятел в пестрых перышках (покрутить большими пальцами)
Всем хватило зернышек
(сжимать и разжимать кулачки)
- Проходите, садитесь на стульчики.
Логопед включает запись на диске с голосами птиц
Упражнение «Угадай птицу по голосу»
Ребята, наелись птички и запели. Угадайте, кто произносит такие звуки?
(Включается запись «Голоса птиц»,
если дети назвали птицу, появляется слайд с картинкой)
КАР-КАР – ворона, что она делает? Каркает
ЧИК-ЧИРИК – воробей, он чирикает.
ТИНЬ-ТИНЬ-ТИНЬ – синичка, она тинькает.
ТУК-ТУК-ТУК – дятел, он стучит.
-Ребята, кто еще вместе с птицами в лесу зимует? (волк, лиса)
- Как можно сказать, одним словом?
- Чем отличаются птицы от зверей? Давайте сравним воробья и волка. Слушайте друг – друга внимательно – не повторяйтесь!
Слайд - воробей и волк
Упражнение «Сравни воробья и волка»
У воробья клюв, а у волка пасть.
У воробья тело покрыто перьями, а у волка шерстью.
У воробья две лапки, а у волка четыре.
У воробья есть крылья, а у волка нет.
У волка видны уши, а у воробья нет.
Птицы умеют летать, а звери нет.
- Молодцы!
На экране - фон
Социоигровой прием «Становитесь в круг»
Сколько раз услышите стук, столько ребятишек становитесь в круг!
Логопед на клависах стучит: 2, 3, логопед раскладывает три картинки – «Следы», а теперь вокруг картинки соберитесь, по столько человек, сколько раз стукну - 4удара клависами.
- Ребята, что на картинках? (следы)
Найдите такие же следы на столе, за свой стол садитесь.
- Ребята, послушайте внимательно задание: Чтобы узнать, чьи следы вас привели за стол - надо собрать картинку, затем совещаясь назвать всех членов семьи, подготовить рассказ о том, как зимуют эти животные. Отвечать будет 1 человек от команды, остальные слушают и дополняют, договоритесь, кто отвечает.
На подготовку – 5 минут – песочные часы. Проверка.
- Чья семья у вас на картинке? Назовите всех по порядку. Расскажите, как
зимуют.
У нас лисья семья.
Папа лис, мама лиса, лисята, лисенок, лисеночек.
Лиса живет в норе. Осенью она меняет шерсть на более теплую. Запасов лиса не делает, потому, что она питается мышами, зайцами и птицами. Лиса – хищница. Зимой может пробраться в курятник и украсть курицу.
У нас семья заячья.
Папа заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок, зайченочек.
Зайцы к зиме меняют шубку серую на белую, чтобы на снегу их было незаметно. Зайцы делают норки в снегу, прячут тело в снег, а мордочка на улице. Чтобы при опасности убежать. Зайцы травоядные, зимой обгладывают кору с деревьев.
У нас семья медвежья.
Медведь, медведица, медвежата, медвежонок, медвежоночек.
Медведи все лето и осень готовятся к зимней спячке. Медведи – хищные животные, но любят ягоды и мед. Медведи очень много едят. А осенью, когда становится холодно ложатся спать, их засыпает снегом, получается снежная берлога. Медведи просыпаются весной.
Логопед зовет всех в центр группы :
- Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть, крепче за руки держись, да в цепочку становись!
Упражнение «Подскажи словечко»
На экране появляются картинка, дети озвучивают и показывают.
Ребята, давайте расскажем, как зимуют животные, я начну, а вы продолжайте.
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит,
Лиска рыжая в норе,
А собака в конуре,
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха,
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили играть.
О ком мы сегодня говорили? Если вам понравилось играть – хлопните в ладоши. Я вам предлагаю взять корм, и покормить птиц на улице.
Литература
1. Смирнова Л. Н.
Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 -7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозайка-Синтез, 2003г.
2. Сахарова И. И. Зимующие птицы, стр. 53 – 56, «Логопед» № 7/2010г
3. Мухаметянова А. Р., Дворецкая Г. Л. Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, стр. 87 – 94, «Логопед» № 1/2009г
САМООАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ»
Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Дети с речевым диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР) II – III уровня.
Второй год обучения.
Одним из направлений моей профессиональной деятельности являются фронтальные коррекционные занятия с детьми группы «Речевичок». Целью данных занятий является совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа слов, автоматизации произношения звуков, развитие связной речи, активизация и актуализация словаря по теме недели, развитие коммуникативных навыков, психических процессов, координации речи с движением, а так же развитие тонкой и общей моторики. Представленное мероприятие - это небольшой фрагмент моей системной коррекционно-образовательной деятельности с детьми.
Данное мероприятие проводилось в соответствии с комплексно-тематическим планированием – это тема «Животные и птицы России». При проведении логопедического занятия я учитывала интеграцию видов детской деятельности, это: игровая, коммуникативная, двигательная.
Традицией нашей группы стало проведение ритуала приветствия в начале занятия. В данном занятии я использовала коммуникативное упражнение «Здравствуй!», которое помогло мне переключить внимание детей с самостоятельной деятельности и настроить на логопедическое занятие.
На коррекционном занятии использовались разнообразные формы работы с детьми.
Это речевые игры и упражнения:
Для активизации словаря признаков в речи детей, я использовала упражнение «Передай словечко» (хлопком).
В игре «Четвертый лишний»- дети упражнялись в классификации птиц, также с помощью этой игры развивалось мышление и речь детей.
Фонетическое упражнение «Угадай название птицы по звукам»- я использовала с целью звукового анализа слов (выделение гласных звуков, определение места звука в слове).
Для совершенствования грамматического строя речи я использовала речевое упражнение «Как называется?», где детям было предложено подобрать сложные прилагательные и упражнение «Назови всю семью», где дети подбирали родственные слова.
С помощью дидактической игры «Что делает птица?» - упражняла детей в употребление предлогов в речи.
С целью закрепления усвоения категорий дательного падежа использовала дидактическую игру «Покорми птиц» - где дети составляли предложения по предложенному образцу.
Для составления сложных предложений использовала дидактические игры:
- «Сравни воробья и волка»- где, дети в ходе сравнения закрепляли названия частей тела птиц и зверей;
- «Сравни птиц» - где дети учились подбирать антонимы;
Для развития связной речи мной было предложено в компаниях составить рассказ о том как зимуют животные.
Для развития слухового внимания использовала коммуникативную игру «Становитесь в круг» и упражнение «Угадай птицу по голосу», где дети узнавали пение птиц, подбирали глаголы
А для развития внимания, мышления, логики использовала упражнение «Подскажи словечко», с этой же целью использовала загадки про зиму, птиц, дидактическую игру «Собери картинку».
Для развития координации речи с движением, тонкой и общей моторики подобрала подвижную игру «Птички летели» и пальчиковую игру «Кормушка» - где дети автоматизировали произношения звуков [Р], [Р`] в игре, а также провели массаж биологически активных зон для предупреждения простуды.
Кроме того, эти упражнения способствовали созданию замкнутой, завершенной композиции мероприятия.
В ходе всего мероприятия я использовала современные технологии, такие как:
Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми, которая позволила общаться с детьми на равных, стать их партнером.
Элементы социоигровой педагогики, а именно: работа детей проходила в трех компаниях. Это способствовало развитию коммуникативных навыков детей.
Здоровьесберегающие технологии, а именно: вариативное использование пространства, смена видов деятельности детей. Это способствовало предотвращению утомляемости детей.
ИКТ: Использование мультимедийного оборудования позволило сохранить интерес детей на протяжении всей деятельности.
Для сохранения интереса, более полного проживания темы, а так же для перехода детей в самостоятельную деятельность им было предложено взять с собой корм для птиц, и на прогулке покормить пернатых друзей, понаблюдать за ними.