Елена
Круглый стол для педагогов ДОУ «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для педагогов ДОУ
«Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ необходимые для самореализации в профессии?»
Цель: выяснить спектр мнений по проблеме мотивации и мобильности педагогов с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.
Публикация «Круглый стол для педагогов ДОУ „Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачи: рассмотреть разные подходы к понятиям "качество дошкольного образования" и «профессиональный рост педагога». Обогатить представления о формах работы дошкольного учреждения по вопросам формирования профессиональной компетентности педагогов.
Ход мероприятия
Здравствуйте уважаемые коллеги! (слайд 2)
«Не дай Вам Бог жить во время перемен» - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, идти в ногу со временем, "оказаться во времени".
Приглашаю вас поучаствовать в обсуждении вопроса о том, как помочь педагогам детских садов повысить интерес и желание заниматься любимым делом в современных условиях на нашем круглом столе «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ необходимые для самореализации в профессии?»
Предлагаю начать с определения основных понятий. (слайд 3)
Как Вы можете раскрыть понятие «Мотивация»? (участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий) (Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации). (Словарь-справочник «Управление дошкольным учреждением») (слайд 4)
Безусловно, успешность педагогической деятельности зависит от мастерства и знаний педагога. Но не менее важно желание педагога работать продуктивно и эффективно, используя инновационные формы работы.
Вывод: Мотивация в самом общем виде представляет собой совокупность мотивов, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают деятельности направленность на достижение определенных целей. Мотивация — это не навык и не информация, ее нельзя тренировать, ей нельзя научиться, ее можно лишь стимулировать, повышать, развивать.
Предлагаю немного передохнуть и пройти небольшой экспресс-тест, который позволит определить ваши актуальные мотивы и потребности. (слайд 5)
Проективная методика «Деревья»
Инструкция: на листе бумаги изображены 6 одинаковых деревьев. Представьте, что вы заходите в красивый сад, в котором растут 6 деревьев и каждое из них особенное: на 1-м дереве висит большое красивое наливное яблоко; на 2-м дереве размещен черный ящик, внутри которого находится нечто, как в известной телевизионной передаче «Что? Где? Когда?»; 3-е дерево самое красивое из всех деревьев, идеально красивое; на 4-м дереве сидит человек, который озабочен или озадачен; на 5-м дереве табличка с надписью: «Подойдешь ко мне — станешь самым совершенным во всех отношениях»; на 6-м дереве табличка с надписью: «Подойдешь ко мне — станешь ближе к Богу». Вам необходимо определиться, в какой последовательности вы будете подходить к каждому из 6 деревьев, и соответственно проставить рядом номер.
Интерпретация результатов. (слайд 6) Первый уровень интерпретации — каждое из деревьев обозначает определенные мотивы профессиональной деятельности педагога и потребности : 1-е дерево — мотив прагматизма, удовольствия, материального благополучия; 2-е дерево — мотив познания, потребность в обновлении; 3-е дерево — эстетический мотив, потребность окружить себя красотой во всех проявлениях; 4-е дерево — мотив общения, потребность душевной близости и построения дружеских связей; 5-е дерево — мотив самоутверждения, потребность в одобрении, признании и высоком социальном статусе; 6-е дерево — мотив самосовершенствования, осознания своих идеалов, ценностей, потребность и стремление соответствовать идеалу.
Второй уровень интерпретации. (слайд 7) По последовательности выбора деревьев: 1, 2-е деревья — преобладающие мотивы, обуславливающие ведущую деятельность человека (для взрослых работающих людей ведущей деятельностью является профессиональная деятельность); 3, 4-е деревья — обычные естественные потребности; 5-е дерево — сознательно игнорируемая потребность либо отказ от данного вида потребностей; 6-е дерево — недавно удовлетворенная потребность либо неактуальная в текущий период. Выявление актуальных потребностей профессиональной деятельности
Продолжаем. Как вы считаете, что значит понятие «Самореализация»? (участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий) (слайд 8)
Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности.
Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме.
Вывод: Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. (Словарь-справочник «Управление дошкольным учреждением»)
Профессиональная самореализация, как одна из важнейших форм жизненного самоосуществления, которая характеризуется высоким уровнем раскрытия личностного потенциала.
Что нужно педагогу для профессиональной самореализации?
• Наличие у специалиста выраженной потребности в постоянном профессиональном развитии
• Высокий уровень раскрытия личностного потенциала и способностей специалиста в профессии
• Достижение специалистом поставленных профессиональных целей
• Признание достижений специалиста профессиональным сообществом, широкое использование его профессионального опыта и достижений
• Непрерывность — постоянная постановка и достижение новых профессиональных целей
• Высокий уровень творчества при осуществлении профессиональной деятельности
• Формирование собственного «жизненно профессионального пространства»
Давайте попробуем раскрыть понятие «Мобильность». (участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий) (Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию). (Большой Энциклопедический словарь) (слайд 9)
Чтобы реализовать те или иные изменения в своей профессиональной позиции, человек должен обладать определенными личностными качествами и способностями. Что можно к ним можно отнести?
• - активность, которая понимается как готовность к деятельности, освоению новых форм и видов деятельности, как основа профессионально-педагогической деловитости;
• - адаптивность, понимаемая как способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности, готовность изменить свою жизнь и деятельность, основа профессионально-педагогической гибкости;
• - открытость - склонность к новому, неизвестному, отказ от стереотипов;
• - коммуникативность - способность и готовность устанавливать новые связи и контакты с субъектами образовательной деятельности;
• - креативность - творческое отношение к среде и собственной деятельности, готовность к их преобразованию, фундамент профессионально-педагогического новаторства;
• - компетентность - способность гибко ориентироваться в профессии, готовность к продолжению обучения, самообучению, саморазвитию, самообразованию, нацеленность на успех и постоянное самосовершенствование;
• умение анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие;
• устойчивость к фрустрациям («обманутые ожидания») внешней и внутренней среды организации; умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства и другие.
Вывод: Таким образом, в ходе анализа литературы, придерживаясь мнения Горюновой Лилии Васильевны, профессиональная мобильность - совокупность определенных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности по мере возникновения важных проблем.
Как организовать себя? Чтобы быть целеустремленным человеком, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Успешными людьми бывают люди не обязательно самые волевые. Нередко ими становятся люди просто умные, которые без борьбы с собой получают качественные результаты за счет умной самоорганизации. (слайд 10)
В коротком изложении система умной самоорганизации состоит из трех блоков:
1. Позитив. Большие цели, как и дальняя дорога, – вначале пугают.
Приучите себя любое большое трудное дело разбивать на посильные этапы и специально обустраивать себе легкое, удачное, успешное начало. Тогда любая самая дальняя дорога превратится в интересное приключение.
Хорошо идет вперед тот, кто верит в свой успех, кто знает, что он обычно успешен. Если вы рассказываете себе: «У меня никогда ничего не получается!», «Я не смогу», «Это у меня точно не выйдет!», «Я как всегда все забуду», вы собираете свой негативный опыт и ведете себя к неудаче. Собирайте свой и чужой позитивный опыт, запоминайте и записывайте его. Заведите себе Тетрадь Успехов: ежедневно записывайте туда то, что сегодня вы сделали удачно, что сегодня у вас получилось, ваши находки и ваши победы.
2. Организация. Тайм-менеджмент: план и распорядок дел. Одна из лучших привычек успешных людей – составить себе утром распорядок дел и спокойно все делать, имея эти ориентиры. Задать себе твердые ориентиры, если времени мало, а дел много. Иметь гибкие ориентиры, когда дела жестко не привязаны. И все это затем, чтобы не напрягаться в течение дня, чтобы голова была свободной и сконцентрирована на главном, а не на том «ой, а успею или не успею?».
Попробуйте – вам обязательно понравится!
3. Негатив. Страшилка перед глазами.
Позитив работает лучше, если время от времени оттенять его контрастным негативом.
Обязательно соберите себе коллекцию педагогически значимых воспоминаний, от которых вас каждый раз внутренне дергает. И ставьте их себе перед глазами, когда захотите сойти с правильного пути.
Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции. Если нам постоянно необходимо действовать вопреки своим чувствам, результатом может быть полное разочарование от своей деятельности. Полное согласие с собой, внутренняя гармония нас окрыляют. Только гармония рационального и эмоционального начал обеспечивает наш успех. Наши эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие тех или иных решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут более продуманными и удачными.
Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.
Закончить выступление хочется притчей «Лотерейный билет».
Жил на свете человек, ничем особенным от других не отличался. Но вот только была у него идея фикс: очень ему хотелось в лотерею выиграть. С этой целью он чуть ли не каждый день ходил в церковь, ставил свечку и просил Бога: «Господи, помоги мне, пошли выигрыш в лотерею».
И так он истово молился сотни раз, что уже не могли на это равнодушно смотреть даже архангелы.
- Господи, да помоги Ты ему, - обратились они к Богу, -что Тебе стоит, а он ещё больше в вере укрепиться.
- Да помог бы я ему уже давно, сам смотреть не могу, как он убивается, - ответил Всевышний. – Да только он хоть бы один лотерейный билет купил…
Мораль этой притчи? (слайд 11) Просто необходимо сделать шаг в нужном направлении! Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста.