Лучший педагог года

Круглый стол для педагогов «Годовой аналитический отчет: как правильно написать»

Татьяна Байгашева
Круглый стол для педагогов «Годовой аналитический отчет: как правильно написать»

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко»

МР Калтасинский район Республики Башкортостан

Круглый стол

на тему:

«Годовой аналитический отчет воспитателя : как правильно написать»

Подготовил:

ст. воспитатель Байгашева Т. А.

с. Калтасы, 2018г.

Для чего нужен аналитический отчет в конце года

Публикация «Круглый стол для педагогов „Годовой аналитический отчет: как правильно написать“» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования – ориентиры для анализа профессиональной деятельности. Годовой аналитический отчет позволяет воспитателю проанализировать свою работу, осмыслить успешность или неуспешность усилий в организации образовательного процесса. Составляя его, педагог сводит результаты педагогической диагностики, определяет и фиксирует проблемы, ставит новые задачи.

Таким образом, главная цель годового аналитического отчета – выявить положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса и образовательной среды, чтобы эффективно разрабатывать рабочую программу.

Кроме того, годовой аналитический отчет повышает профессиональный уровень педагога, создает предпосылки для непрерывного образования и личностного роста.

Чем аналитический отчет отличается от аттестационных материалов

Аттестационные материал демонстрируют высокий уровень профессиональной компетенции воспитателя и доказывают, что его притязания на заявленную категорию оправданны.

В словосочетании «годовой аналитический отчет» главный смысловой акцент нужно сделать на прилагательном «аналитический». Иначе он превратится в доклад об успехах и достижениях.

Коме того, аттестационные документы воспитатель готовит один раз в пять лет, а анализировать свою деятельность необходимо как минимум раз в год, чтобы повысить качество и результативность образовательного процесса.

Какие требования предъявляются к форме отчета

Форма аналитического отчета воспитателя не регламентирована. Педагогические коллективы свободны в выборе, и нет необходимости в том, чтобы все ДОО использовали единую форму годового аналитического отчета. В каждой образовательной организации, реализующей ООП ДО, могут быть свои особенности его написания. Однако можно выделить общие пункты:

• общая характеристика группы;

• цели и задачи, которые были поставлены на данный период;

анализ условий реализации ООП (образовательной среды);

• обобщенный анализ результатов педагогической диагностики;

анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями;

анализ взаимодействия с родителями детей;

анализ результатов профессионального развития воспитателя;

• общие выводы и задачи на следующий период.

Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть вынесены в приложения в виде таблиц (приложение). Это сделает отчет компактным и содержательным.

В анализе необходимо самостоятельно выделить положительные стороны и проблемы. Для этого воспитатели могут использовать матрицу SWOT-анализа. Этот метод позволит обозначить сильные и слабые стороны образовательного процесса в дошкольной группе. Под возможностями и угрозами в данном случае подразумеваются внешние факторы, которые влияют на процесс: образовательная стратегия ДОО, социальное окружение и т. д. Но для аналитического отчета воспитателю достаточно проанализировать сильные и слабые стороны и возможности.

Что написать в аналитическом отчете

Остановимся подробно на каждом пункте годового аналитического отчета воспитателя.

1. Общая характеристика группы. В этом пункте не должно быть общих фраз. Не стоит расписывать, как развивались дети в течение года, какие сложились отношения между детьми и педагогом и т. д. О развитии воспитанников нужно говорить на основании педагогической диагностики, а о сложившихся партнерских отношениях – описывая образовательную среду.

2. Цели и задачи на данный период. Здесь педагог перечисляет цели и задачи, которые он ставил на этот учебный год.

3. Анализ образовательной среды в группе. В этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для этого он берет заполненные таблицы, которые впоследствии станут приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными по РППС, проведенными мероприятиями, использованию педагогических технологий и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности можно использовать, чтобы образовательная среда в группе была оптимальной и соответствовала требованиям ФГОС ДО.

Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа :

Сильные стороны Слабые стороны Возможности

То, что находится в пределах нормы, очевидно для воспитателя, администрации ДОО, осуществляющей контроль, коллег. Эти показатели отражены в таблицах-приложениях, на которые в отчете можно сделать ссылки.

Под словом «проблема» подразумеваются вопросы, которые требуют внимания: воспитанники не достигли результатов, воспитатель не предоставил возможности для развития способностей детей и т. д.

Например, дети старшей группы увлеченно занимаются с конструктором, проявляют способности, фантазию, конструкторское мышление. Воспитатель успешно интегрирует разные образовательные области на этих занятиях, реализует проекты, организует конкурсы. Такую успешную работу педагог ставит себе в плюс. Но будет ли также интересен этот конструктор детям в подготовительной группе? Получат ли способности детей дальнейшее развитие? Получат, если воспитатель при поддержке родителей предоставит детям возможность заниматься с более сложным конструктором, например, трехмерным, который не ограничивает конструкторское мышление и фантазию ребенка.

4. Анализ результатов педагогической диагностики. Воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у воспитанников самые высокие (сильные стороны, а по каким самые низкие (слабые стороны) показатели. Далее рассматривает возможности для коррекции низких показателей и поддержки точек роста.

Как приложение к данному пункту педагог использует таблицы с результатами педагогической и психологической диагностики, проведенной в течение года. Они заполняются по форме, предложенной авторами диагностик.

5. Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагог анализирует работу не только с детьми с ОВЗ, но и воспитанниками, требующими особого педагогического подхода и индивидуальной работы, в т. ч. с одаренными дошкольниками. Сильные стороны – те формы индивидуальной работы, которые дали положительный результат, а слабые – то, что не оказалось результативным или планировалось, но не было реализовано.

6. Анализ взаимодействия с родителями воспитанников. Воспитатель не только называет наиболее и наименее результативные формы из тех, что применялись в течение года, но и рассматривает возможность использования новых форм.

7. Анализ результатов профессионального развития воспитателя. Прежде чем определить, что удалось и что не удалось в плане профессионального развития, воспитатель указывает, над какой методической темой и в течение какого срока он работал. Педагог фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность:

• изучил. ;

• ознакомился с …;

• расширил имеющиеся представления о …;

• взял за основу для разработки …

Это важная часть методической копилки. Невозможно все удержать в памяти. Копилка станет хорошим подспорьем в работе. К ней всегда можно вернуться и что-то уточнить, подготовиться к докладу, дать полезный совет коллегам. В качестве сильных сторон воспитатель фиксирует то, что он успешно применяет на практике.

Также в годовом аналитическом отчете воспитатель рассматривает образовательные технологии (ОТ, которые использует в работе. Следует обратить внимание, что если в течение года был реализован всего один проект, то некорректно писать, что воспитатель успешно использовал проектную технологию в образовательном процессе. Нужно указать, что он эту технологию освоил.

Не следует формулировать так: «использовал элементы образовательных технологий».

ОТ – целостная система, в которой все элементы взаимосвязаны. И если какой-то элемент из нее вычленяется, то об использовании технологии речь не идет. Можно говорить лишь об отдельном приеме.

В качестве положительных сторон воспитатель отмечает успешное транслирование собственного опыта, обучение на курсах повышения квалификации, которое помогло его развитию как профессионала. Как и в других пунктах, в приложении фиксируется, что сделано, а в анализе – только самое эффективное.

В качестве проблемных сторон педагог отмечает то, что не принесло ожидаемых результатов. Не нужно бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. Объективная профессиональная самооценка всегда полезна, а годовой отчет – внутренний документ ДОО. Если несколько членов коллектива выскажут обоснованное мнение, что курсы были организованы плохо, администрация в будущем может рассмотреть другое учреждение дополнительного профессионального образования для их прохождения, в т. ч. дистанционно.

8. Общие выводы и задачи на следующий период. Воспитатель оценивает образовательную деятельность и ее результативность по всем аспектам и в заключение на основе выявленных проблем и возможностей формирует задачи на следующий период.

Умение педагога видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.

Такой подход к написанию годового аналитического отчета связывает анализ и планирование в единую систему. Выполнил или не выполнил воспитатель поставленные задачи – критерий оценки эффективности образовательного процесса. А качественный анализ, в свою очередь, позволяет педагогу правильно планировать свою работу. Это дополнительный стимул для профессионального развития. Если воспитатель не видит возможностей для преодоления проблем и развития точек роста, необходимость указать их в отчете побуждает изучить вопрос: опыт коллег, методическую литературу и т. д.

Таблицы- приложения к годовому отчету воспитатель заполняет в течение года. Этот фактический материал используется для разных целей: при подготовке к аттестации, для участия в профессиональных конкурсах, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.

Объем годового аналитического отчета не определяет его качество. У начинающего воспитателя и воспитателя, имеющего большой педагогический опыт, он может значительно различаться. Но такой подход покажет руководителю ДОО, видит ли педагог главные проблемы в своей работе, думает ли он над тем, как их преодолеть. Старшему воспитателю это поможет выстроить эффективную программу методической поддержки педагогов.

Приложения

Образцы приложений к годовому аналитическому отчету воспитателя

Приложение к п. 3

3.1. Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Название и вид программно-методической продукции (программа, конспект, сценарий и др.) Дата утверждения (для планов, рабочих программ)

3.2. создание условий, безопасных для жизни и здоровья детей (по результатам мониторинга)

Информация о заболеваемости (в %) Информация о наличии случаев травматизма

3.3. Использование образовательных технологи (ОТ)

Используемые ОТ Цель использования Результат

3.4. Проектирование РППС в соответствии с ОП ДОО и требованиями ФГОС ДО

Запланированные направления развития РППС Результаты реализации запланированных направлений РППС

3.5. Итоговые мероприятия, проведенные в течение года согласно тематическому плану

Форма проведения Название мероприятия Уровень организации и результативность*

*Воспитатель самостоятельно определяет уровень организации и результативность мероприятия и отмечает его как высокий/средний/низкий.

3.6. Результаты участия воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, турнирах, выставках, соревнованиях и др.

Уровень и название мероприятия Результат участия

Количество участников Количество победителей, лауреатов, призеров

Приложения к п. 5

5.1. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

Категории детей с разными образовательными потребностями Наличие индивидуальных планов, маршрутов и т. д. Результат индивидуальной работы с воспитанниками

Приложения к п. 6

6.1. Формы взаимодействия с родителями

Формы взаимодействия и сотрудничества Охват родителей различными формами сотрудничества (%)

6.2. Удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в группе

Форма сбора информации Доля родителей, удовлетворенных качеством образовательного процесса и условиями пребывания детей в ДОО

Приложение к п. 7

7.1. Повышение квалификации

Тема КПК, стажировки Организация, осуществляющая КПК Название и номер документа Количество часов

7.2. Изучение научно-методической литературы, чтение профессиональных периодических изданий

Источник Результат изучения

7.3. Транслирование опыта педагогической деятельности

Формы трансляции* Темы

*Выступление, публикация, презентация, открытый показ НОД, мастер-класс, педагогический проект и т. д. Указать, где педагог выступал, публиковал, презентовал свой опыт, для кого давал мастер-класс или открытое занятие.

7.4. участие в работе профессиональных объединений педагогических работников

Группа/методическое объединение* Что разработано в результате совместной деятельности

7.5. Направление экспериментальной и инновационной деятельности

Направление экспериментальной и инновационной деятельности Что сделано

7.6. Участие в профессиональных конкурсах

Уровень конкурса название результат

Публикации по теме:

Круглый стол с родителями «Как привить ребенку экологическую культуру» Цели: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей.

Годовой аналитический отчет музыкального руководителя (в период за 2016–2017 учебный год) За отчетный период 2016-2017 учебный год в МАДОУ №1 осуществлялась работа согласно ФГОС ДОУ по разделу «Художественно – эстетическое развитие».

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно хвалить ребенка» Известный психотерапевт В. Леви сказал: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» Эти слова, несомненно, для некоторых.

Круглый стол для педагогов «Пропедевтика нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ» Круглый стол для педагогов «Пропедевтика нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ» Разработала: Попова М. Ю. учитель-логопед МАДОУ №51.

Круглый стол для родителей детей средней группы «Как развивать речь ребёнка» Круглый стол для родителей детей средней группы «КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол для родителей старшей логопедической группы «Как воспитать толерантного ребенка»Круглый стол для родителей старшей логопедической группы «Как воспитать толерантного ребенка» старшей логопедической группы№ 12 МБДОУ №12 города Моздока ТЕМА: «Как воспитать толерантного ребенка?» Цель: - Способствовать формированию.

Круглый стол «Как вызвать у неуспевающего ученика желание учиться» Цель: аккумулируя усилия и достижения каждого учителя, найти способы, пробуждающие у неуспевающих учащихся стремление и желание учиться.

Круглый стол «Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Тема: Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО. Цель: актуализация развития профессиональной компетентности.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Круглый стол» по теме «Спорт как альтернатива вредным привычкам» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Круглый стол»Задачи: найти новые формы взаимодействия с семьями; повысить педагогическую культуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол для педагогов «Годовой аналитический отчет: как правильно написать»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 15:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД