Марутян Галина Витальевнва
Круглый стол для родителей «Роль игры в воспитании ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, чаще всего педагоги утверждают, что «игра ушла из семьи». И это – беда. Родителям – надо вернуть игру детям, обеспечить им тем самым полноценное дошкольное детство. Значит, нужно родителей учить играть с детьми. Ведь они часто стесняются играть, считая игру пустой забавой, необязательной для ребенка. Более того, многие родители даже детский сад выбирают, руководствуясь этим заблуждением. «Поведу ребенка в этот (хороший) детский сад, здесь учат писать, считать, а в том (плохом) только играют, поют да танцуют…»
Публикация «Круглый стол для родителей „Роль игры в воспитании ребенка в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Как же в такой ситуации детские сады могут защитить свою репутацию? Научить родителей играть с детьми?
В детском саду применяются самые различные формы работы с родителями. В нашем саду организуются показы игровой деятельности. Это намного сложнее, чем обычные «открытые занятия», но только в игре с родителями могут во всей полноте увидеть своего ребенка, то как он общается со сверстниками, как вовлекает в игру, активен ли он или пассивен, инициативен или безучастен и т. д. Педагогу совсем необязательно описывать и до мелочей придумывать сюжет такого открытого просмотра, хотя какие-то «вехи» ориентиры он может для себя наметить. Причем именно то, что может «педагогизировать» родителей. Это может быть, презентация новой игрушки: кто-то постучал; внесли игрушку – щенка; поиграли, погладили, описали его, как он разговаривает, какое животное, придумали имя, построили домик, слепили ему много косточек из пластилина, покатали на машине, вспомнили о нем стихи. В дошкольной педагогике это называется «цепочка игровых действий» и эти цепочки могут быть самые различные.
Встает вопрос, должен ли педагог давать родителям рекомендации по выбору «домашних» игрушек? Главное – правильно подготовить ребенка к приобретению игрушки. Тогда она будет не только желанной, но и полезной и «долгоиграющей».
Еще один важный момент: не допускать разбросанных игрушек, у каждой игрушки должно быть определенное место сразу, как только ее принесли из магазина.
Каждому ребенку совершенно необходимы строительный наборы или строительные конструкторы. Это хорошее начало для любой сюжетно ролевой игры. Купили собачку? Можно построить ей из кубиков будку, забор, полосу препятствий для дрессировки. Для куклы из строительного материла соорудить стул, кровать, туалетный столик и т. д.
Не стоит забывать и еще одно традиционное правило дошкольной педагогике: прятать на какое-то время часть игрушек. Потом постепенно вносить их «с обыгрыванием» : постучал слоник, и мама говорит от его имени, что слоник уезжал путешествовать, а теперь вернулся, узнав много новых игр.
Ребенок, как правило, легко подхватывает такой сюжет. И игрушка опять привлекательна и «новая для него.
Существуют много современных журналов для родителей, где можно много узнавать нового об игрушке и об играх с детьми.
В случаях, когда ребенок просит купить все новые и новые игрушки, родителям стоит направлять выбор детей. Предположим, у ребенка уже есть большой медведь. Прочтите ему сказку «Три медведя», а потом помогите сказки выйти в реальную жизнь. Например, так: «Давай наш мишка станет Михайло Потапович. Он одинок, ему скучно, давай купим ему Настасью Петровну». В магазине ребенок прицельно будет выбирать из всего множества медведей, именно Настасью Петровну. А в следующий раз можно будет купить маленького Мишутку. Вот и будет у вас полный комплект медведей (медведе можно не только покупать, но и сшить своими руками, это только повысит интерес ребенка к ним, теперь с ними можно разыгрывать любые сказки, придумывать их продолжение. Что было, к примеру, после того, как Маша убежала от медведей? Они могут оказаться в современном мире, строить вместе новый дом, приглашать ребенка на чай или пельмени, а может на день рождение Мишутки и так далее.
Очень часто мамы мальчиков, выступают против военизированных игр, считая, что они воспитывают в ребенке агрессию.
Группы детских садов, как правило, обязательно предусматривают игрушки и игровое пространство, как для мальчиков, так и для девочек. Девочки должны знать, как играть с куклой, должны знать, как каждую зовут и т. д.
А теперь о военной атрибутике. Многие просто запрещают всевозможные военизированные игрушки: пистолеты, пушки, арбалеты. Однако, даже если мы все это уберем, то мальчики все равно найдут сучок, палочку, похожую на пистолет, и будут играть в «войну». Взрослым нужно направить такую игру в нужное русло. Пусть дети играют в военных, в солдат, пусть служат в армии, соревнуются друг с другом, учувствуют в парадах, приходят стрелять в тир. Это развивает меткость, ловкость, выдержку, смелость и много других полезных качеств.
Для активных игр сейчас существует много оборудования, которое помогает решить такие задачи, как потребность ребенка в движении. Это всевозможные раздвижные ширмочки, временные стенки, трансформирующиеся и в машину, и в корабль, и в самолет. Такое оборудование очень ценно, оно не только помогает ребенку реализовать потребность в движении, но и развивает творчество, инициативу, смекалку. Необязательно дома иметь всю эту атрибутику, достаточно фантазии родителей и ребенка. При игре стулья, которые при некоторой фантазии превращаются и парохода в паровоз. Гладильная доска - трапп к пароходу и т. д. Легкая и безопасная крышка от кастрюли – превосходный руль.
Вплетая в игру сюжеты любых сказок, прокладывайте путь по разным удивительным местам. И игровое мастерство не заставит себя ждать. Все обязательно получится.
Вернуть игру детям – действительно общая задача. Мы надеемся решать ее вместе с родителями и педагогами.