Получи документы

Круглый стол «Готовы учиться?»

Ирина Шауэр
Круглый стол «Готовы учиться?»

И. Н. Шауэр, педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик»

г. Соликамск, Пермский край

Круглый стол «Готовы учиться

Цель: формирование представлений родителей о понятии «готовность ребенка к школьному обучению»

Предварительная работа: проведение с детьми «Беседы о школе» (по методике Т. А. Нежновой, рисунок «Школа» (проективная методика «Нарисуй школу»).

Публикация «Круглый стол „Готовы учиться?“» размещена в разделах

Ожидаемый результат: использование полученных знаний при подготовке своего ребенка к школе.

Выступающие:

План

1. Приветствие

2. Мини-лекция «Психологическая готовность к школе»

3. Блиц – опрос

4. Рефлексия, прощание

Ход мероприятия

Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече, посвященной вопросам готовности к школе. Я предлагаю вам поздороваться друг с другом и поднять свое настроение, настроиться на работу поиграв в игру «Портфель».

Упражнение «Портфель»

Ведущий делит участников на несколько групп (по 3-4 человека, сидящих рядом, каждой группе присваивает название какой-либо школьной принадлежности: карандаш, тетрадь, линейка, учебник и т. п. Затем ведущий называет любые две школьные принадлежности, задача участников, чья группа имеет название данной принадлежности, поменяться местами. Слушать нужно внимательно, т. к. ведущий может произнести слово «портфель», тогда все участники должны поменяться местами.

Ведущий: «Осталось совсем немного времени до того дня, когда ваш малыш станет учеником. Становясь первоклассником, ребенок обретает не только нарядную форму, красивый ранец, учебники. Он примеряет на себя и новый статус, а на плечи ложится целый список новых обязанностей.

Сегодня мы с вами попытаемся понять, к чему же должен быть готов будущий ученик.

Упражнение «Степень беспокойства» СЛАЙД 2

Сейчас каждый из вас попытается определить степень своего беспокойства по поводу приближающегося обучения ребенка. Перед вами лежат цветные полоски:

желтая – я испытываю только радостные чувства, я уверен в своем ребенке;

оранжевая – беспокойство есть, но оно умеренное;

черная – я очень тревожусь по поводу предстоящего обучения в школе.

Выберите, пожалуйста, полоску и аргументируйте свой ответ.

Упражнение «Портрет идеального первоклассника» СЛАЙД 3

Сейчас подумайте и опишите идеального первоклассника, какими качествами он должен обладать (все названные родителями качества фиксируются) : внимательный, ответственный, аккуратный, усидчивый, умеющий читать и писать, общительный и т. п. А теперь выберите из предложенных вами 5 наиболее значимых качеств, у нас получился портрет «идеального первоклассника» с вашей точки зрения.

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «Психологическая готовность к школе»

Ведущий: «Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом знаний, имеющихся у ребенка, и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, которая подразумевает достаточно высокий уровень развития у ребенка познавательных интересов. Это значит, что решающее значение имеет общий положительный настрой к учебе. СЛАЙД 4

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются:

• в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе,

• произвольного управления своим поведением,

• выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний,

• установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. СЛАЙД 5

Здесь следует понять, что желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Это говорит, что у ребенка сформирована внешняя мотивация.

Если ребёнок стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки, если он хочет научиться чему-то, кем-то стать в будущем, то это говорит о внутренней мотивации к учебе. Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника».

Ведущий представляет родителям сводные результаты диагностики мотивационной готовности детей к школе (методика Т. А. Нежновой). СЛАЙД 6

Ведущий: «Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ним его школьную жизнь. СЛАЙД 7

А начните эту жизнь со следующего:

– расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

– на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

– воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

– воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

– никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. СЛАЙД 8

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Ведущий представляет родителям несколько игр для развития умения обобщать, устанавливать закономерности. СЛАЙД 9-10

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. СЛАЙД 11

Большое значение для развития воли имеют:

• игры с правилами

• графические диктанты

• трудовые поручения

• трудовые обязанности

СЛАЙД 12

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться. СЛАЙД 13

Что же родители могут сделать для того, чтобы научить ребёнка общаться? Прежде всего, надо у детей сформировать следующие навыки:

– умение слушать собеседника, не перебивая его;

– говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

– пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.

В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.

И ещё один совет: учите ребёнка слушать других, но и сами признавайте его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребёнка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это – залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребёнку огорчения».

Ведущий: «Чтобы узнать, как ребенок относится к предстоящему обучению, что чувствует, ожидает, можно предложить ему нарисовать школу, используя при этом цветные карандаши (ведущий раздает родителям рисунки их детей и комментирует, интерпретирует работы)». СЛАЙД 14-15

БЛИЦ-ОПРОС

Родители делятся на четыре группы, в зависимости от времени года, в которое они родились: зима, весна, лето, осень (СЛАЙД17). И отвечают на соответствующие вопросы.

• Кто должен готовить ребенка к школе?

Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.

Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они обижаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придаёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

• Должен ли ребенок уметь читать и писать перед поступлением в школу?

У ребенка должны быть сформированы навыки чтения (развитый фонематический слух, умение производить звуко-буквенный анализ) и навыки письма (уверенный, ровный нажим, умение правильно держать ручку).

• Нужно ли ребенку запрещать играть?

Игра является ведущей (главной) деятельностью дошкольника. Детская игра – это не только приятное времяпровождения, это и обучение, и серьёзный труд. Благодаря играм ребёнок развивается физически, эмоционально и интеллектуально, помимо того, игры помогают приобрести собственный жизненный опыт и необходимые в жизни навыки.

Игра это и есть средство обучения ребёнка в дошкольном возрасте, именно в процессе игры можно научить ребёнка многому : считать, читать, рисовать, общаться, отличать добро от зла, отвечать за свои поступки.

• Нужно ли посещать воскресную школу?

РЕФЛЕКСИЯ СЛАЙД 18

Участникам предлагается выбрать цветную полоску с соответствующей интерпретацией:

• зеленая – «Мне всё понятно и я буду осознанно готовить ребенка к школе».

• синяя – «Я понял (-а, над какой проблемой мне надо работать».

• черная – «У меня появилось больше вопросов, чем ответов».

(Участников, выбравшим данный цвет, приглашают на индивидуальную консультацию).

Ведущий: «ВАША ПОДДЕРЖКА, ВЕРА В РЕБЁНКА, В ЕГО УСПЕХ, СПОКОЙНОЕ, РОВНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПОМОГУТ ЕМУ ПРЕОДОЛЕТЬ ВСЕ ПРЕПЯТСТВИЯ!»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Круглый стол» для родителей «Расти здоровым, малыш!»«Круглый стол» для родителей «Расти здоровым, малыш!» Одной из главных задач детского сада является СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ подрастающего поколения. В связи с этим, в нашем дошкольном.

Круглый стол «Адаптация детей в дошкольном учреждении» Круглый стол Уважаемые родители! Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но и вас – взрослых. Сегодня мы будем говорить о.

Круглый стол «Что такое экология?» Круглый стол (работа с родителями) Тема: Что такое экология? Цель : ознакомление родителей с предметом экология, смена стереотипов с традиционных.

Круглый стол для родителейКруглый стол для родителей Цель: создать условия для понимания родителями особенностей ежедневных отношений с детьми. Воспитатель приглашает одного из родителей,.

Круглый стол для родителей «Фольклор в игре ребенка» Круглый стол для родителей <<Фольклор в игре ребенка >> Цель: Познакомить детей и родителей с русскими традициями, играми,.

Круглый стол для родителей «Хочу говорить правильно» Уважаемые родители, у ваших детей нарушено звукопроизношение свистящих, или шипящих, или сонорных звуков. У некоторых воспитанников имеются.

Круглый стол для родителей «Толерантность — дорога к миру» Круглый стол для родителей на тему: Толерантность-дорога к миру Цель: осознать толерантность как путь преодоления непонимания между людьми.

Круглый стол «Каким быть дошкольному детству» Круглый стол. Тема: «Каким быть дошкольному детству?» Цель : Продолжать активизировать мыслительную деятельность, выявить уровень компетентности.

Работа с родителями. Круглый стол «Наказывая, подумай как!» «Наказание - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо». Цель: способствовать формированию личности.

Круглый стол с родителями «Наша семья и семейные традиции» Ход проведения собрания 1-ая часть Уважаемые родители! Я очень рада, что мы сегодня все с вами собрались, а собрались, чтобы поговорить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Круглый стол «Готовы учиться?»
Опубликовано: 26 января 2016 в 20:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД