Ольга Уханёва
Круглый стол «И снова ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения «круглого стола» на тему:
«И снова ФГОС ДО!»
Цель:
-Раскрыть широкий спектр мнений педагогов детского сада по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения.
-Обсудить положительные моменты и проблемы, связанные с внедрением ФГОС ДО.
Задача: мобилизация и активизация педагогического коллектива на решение актуальных проблем, связанных с внедрением ФГОС ДО.
План проведения «круглого стола» :
Публикация «Круглый стол „И снова ФГОС“» размещена в разделах
1. Вводная часть.
Выступление модератора.
2. Дискуссионная часть.
Обсуждение и обмен опытом работы педагогов по реализации ФГОС ДО
3. Заключительная часть.
Рефлексия по методу Эдварда де Боно.
1. Вводная часть.
Уважаемые коллеги! ФГОС ДО вступил в силу с 1 января 2014 года. До сегодняшнего дня все проводимые консультации в детском саду о ФГОС ДО были направлены на его изучение и внедрение. Мы еще раз обсуждим цели, задачи, принципы, положения, требования Стандарта (нашего основного закона, которые просто обязаны выполнять. Сегодня же мы попробуем в дискуссионной части «круглого стола» поговорить и обсудить то, что у нас изменилось, каких успехов достигли, чем можем поделиться с коллегами в связи с внедрением ФГОС ДО и какие вопросы в связи с этим пока еще решаются сложно, вызывают затруднения, какие имеются проблемы. Понятно для всех, что Стандарт не может изменить работу детских садов в один день. Заложенные в н м требования к дошкольному образованию достаточно серь зные и предполагают проведение большой работы, т. к. затрагивают все сферы деятельности дошкольного учреждения. (нормативно- правовая база, изменение образовательной программы, непосредственно образовательная деятельность, требования к профессиональному уровню педагогов, материально- техническое и финансовое обеспечение, взаимодействие с родителями и многое другое). Поэтому не удивительно, что при переходе на Стандарт выявился ряд проблем.
Конечно сегодня мы будем обсуждать вопросы, касающиеся непосредственно нас –педагогов. Какие проблемы у педагогов нашего сада, которые нас волнуют и которые хотелось бы обсудить сегодня, мы сейчас узнаем.
Для этого предлагаю провести разминку (упражнение) «О ч м печалитесь?».
Цель: выявление проблем, связанных с внедрением ФГОС ДО. ( Педагоги по очереди обращаются друг к другу со словами: «О ч м печалитесь?» .
Ответ должен быть такой: «А печалюсь я о том, что…» и называется проблема, связанная с введением Стандарта, которая его волнует.) Проблем достаточно, все обсудить и принять по ним какое-то р модель общения выбрана вами в работе с детьми. Какие методы чаще используете в ООД и в режимных моментах. (воспитатели высказывают сво мнение, рассказывают о себе) После обмена мнениями проводится упражнение «Компетентный педагог» Цель: определить основные компетенции, личные и профессиональные качества педагога в соответствии с ФГОС ДО. («портрет современного педагога»)
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: воспитательно-образовательной; учебно–методической; социально–педагогической.
Воспитательно– образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой. Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога. Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений; Благородство духа; Чувство юмора; Острая наблюдательность; Интерес и внимание к другим; Заразительная увлеченность дошкольным детством; Богатое воображение; Энергичность; Толерантность; Любознательность;
Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок; Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей; Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.
Второй вопрос нашей дискуссии: взаимодействие ДОУ с семь й в условиях ФГОС ДО.
Одна из главных задач Стандарта, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. А один из основных его принципов является Сотрудничество Организации с семь й. (п. 1.4.)
Сегодня ФГОС ДО направляет каждое дошкольное учреждение на создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, вовлечение семьи непосредственно в образовательную деятельность. А это значит: семья становится субъектом образовательной деятельности. Поэтому детский сад широко привлекает родителей к своей работе, предлагает различные виды и разнообразные формы сотрудничества и взаимодействия. Они хорошо известны каждому воспитателю нашего коллектива. Каждый из нас в своей группе использует те, которые считает наиболее эффективные именно для этой группы. Творчество воспитателя состоит в том: как из всего многообразия выбрать те, которые помогут именно ему решать эффективно, именно его задачи и проблемы. Предлагаю поделиться опытом работы с родителями, рассказать о тех формах, которые вами уже проверены и действительно помогают решать задачу вовлечения семьи в образовательный процесс, чего и требует от нас Стандарт. (проходит дискуссия, воспитатели делятся свои опытом работы) Подводится итог :
Очень важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития, выбрать такие формы работы, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. При этом надо ориентироваться и учитывать индивидуальные и возрастные особенности, культурный и образовательный уровень, степень компетенции в области педагогики и психологии, интересы, способности, возможности и т. д. Формы работы могут быть разными, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. В работе надо учитывать пожелания и предложения родителей, ценить их участие в жизни группы, с уважением относиться к тому, что созда тся самим реб нком, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей. Содружество должно носить творческий характер и делать акцент на дифференцированный подход к каждой семье. «…дошкольник не эстафета, которую переда т семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…» (Из Концеции дошкольного воспитания).
2. Заключительная часть.
В заключение нашего круглого стола проведем рефлексию по методу британского писателя и психолога Эдварда де Боно "Шесть шляп".
Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, которые помогают структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, делают ее более продуктивной и понятной. Для этого предлагаю послушать притчу: "В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет. Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось. Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным. Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше". Предлагаю вам представить себя на месте братьев и "примерить" одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, по одному человеку из каждой подгруппы и выберите шляпу.
1. Участников с белой шляпой попрошу поделиться своим мнением о работе нашего «круглого стола», коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до круглого стола? Получили ли вы ответ?
2. Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия ФГОС?
3. От группы черных шляп жду критический взгляд на проблему введения ФГОСДО.
4. Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества введения ФГОСДО.
5. Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации ФГОС.
6. Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас подвести итог всей дискуссии. (проводится рефлексия) - Работа «круглого стола» завершена. Благодарю всех, кто принял сегодня активное участие. Апробация всего нового – дело трудное. Хочется пожелать нашему коллективу творческих успехов и оптимизма, каждому педагогу обрести уверенность в собственных силах в работе по внедрению ФГОС ДО.
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.