Папки-передвижки

Круглый стол «Растительный мир Смоленщины»

Оксана Кудрявцева
Круглый стол «Растительный мир Смоленщины»
▼ Скачать + Заказать документы

КРУГЛЫЙ СТОЛ:

«Растительный мир Смоленщины»

Цели:

•Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы по ознакомлению детей с культурно - историческими традициями народов Смоленской области.

•Развивать инициативу, мастерство и творческий потенциал педагогов.

•Совершенствовать умение педагогов опираться в процессе дискуссии на свой личный опыт.

Публикация «Круглый стол „Растительный мир Смоленщины“» размещена в разделах

Ход круглого стола:

1. Вступительное слово руководителя РМО:

В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей которые нас окружают, можно творить будущее.

Смоленщина - уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека. Формирование духовного мира человека необходимо начинать с раннего возраста, и задачей педагога, по реализации данного направления является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы. Но, прежде всего педагог сам должен знать культурные особенности своего региона. И на сегодняшнем РМО мы выявим, насколько мы овладели подобными знаниями.

2. Просмотр СООД по ФЦКМ в старшей группе – воспитатель Тихомирова Л. Т.

3. Выступление методиста на тему «Региональный компонент в программе МБДОУ «Теремок».

4. Обсуждение СООД по ФЦКМ – выступление Тихомировой Л. Т.

5. Выступление руководителя РМО Кудрявцевой О. А. на тему «Своеобразие растительности Смоленщины».

Удивительный мир природы… он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься…

Давайте же попробуем вместе присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы родного края источником радости.

Лето.

Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в 6 лет ребенок может проходить «по прямой» до 2,5 км. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от натренированности ребенка. Нормы весьма изменчивы. Расстояние, которое еще месяц назад казалось пределом, сегодня малыш легко проходит «за один мах».

Июль – макушка лета. В Смоленской области это частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга…Все это дает большой кругозор для развития наблюдательности дошкольника.

Гроза нередко вызывает у ребенка страх. Постарайтесь объяснить ребенку суть этого явления природы, обратите их внимание на яркие сполохи молнии, прислушайтесь вместе с ними к громовым раскатам. Но еще до того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратите внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.

Разноцветье луга нашего района таят в себе немало интересного. Травянистые растения – основной объект летних наблюдений на лугу. Уже в 4-5 лет большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василек, колокольчик… Отличать одно растение от другого малыш может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета.

Осень.

На Смоленщине первые приметы близкой осени – «золотые монетки» в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются уже в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня… Листопад – яркое, незабываемое зрелище. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья.

Пока осенняя погода не измяла и не обесцветила листопадный ковер, помогите малышу заготовить впрок и вырезных кленовых, и треугольничком березовых, и круглых липовых листочков. Они пригодятся зимой для поделок.

Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные! Тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки-носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины и круглые горошины в стручках акации. Самое время попытаться собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников нашего края. Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр.

Зима.

Снег – в смоленской области он рано начинает привлекать внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них крошечная звездочка, только лучей у неё не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются по одной, иногда по нескольку сразу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а целый комочек…

Много радости и удивительных открытий дарят малышу зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторый из них из лесов, поближе к человеческому жилью. Синицы, снегири, свиристели… Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки.

Объясните ребенку, как важно помочь птицам благополучно перезимовать зиму.

Весна.

Природные события на Смоленщине сменяют друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы. Резкие перепады температуры особенно часты весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корка – наст. На крышах сосульки. А вот и проталины-лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут лунка едва заметна. В чем дело? Теплее, что ли под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещает-то поровну, а нагревает по-разному. И убедиться в этом легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите малышу положить ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково. Темные – сильнее, светлые – меньше. Поэтому-то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает.

Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

•Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.

•Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

•Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего посёлка, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.).

ХАРАКТЕРИСТИКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Смоленская область расположена в подтаёжной зоне смешанных широко-лиственно-тёмнохвойных лесов. Растительность представлена лесами, лугами, болотами, водной растительностью, посевами культурных растений. Леса (осина, берёза, ель) занимают около 38,2 % территории. Высокая лесистость в Угранском, Демидовском, Духовщинском и Холм-Жирковском районах (более 50 % территории районов покрыто лесами). На территории области преобладают мелколиственные и хвойные породы, среди которых наиболее многочисленны береза двух видов и ель (приблизительно по 35 % от общего количества деревьев, также большую долю составляют сосна и осина (около 12 % по отдельности, меньше распространены два вида ольхи. Довольно обильны и широколиственные породы: дуб, липа, ясень, клён, два вида вяза, составляющие заметную примесь в лесах, а в ряде случаев доминирующие в древостое. Во флоре лугов преобладают многолетние виды: тимофеевка луговая, овсяница луговая, мятлик луговой, ежа сборная и др. и вместе с бобовыми культурами (клевер) составляют основу растительного покрова.

В области произрастает около 100 видов сосудистых растений, многие из которых являются лекарственными: крушина, багульник, брусника, клюква, зверобой, хвощ, шиповник, дуб (кора, ольха, чага, подорожник, береза, ольха (почки).

5.

Отгадывание кроссворда на тему «Растительность Смоленщины».

1. Высока, стройна, душиста, в небо тянется она. Вся одежда золотиста, только шапка зелена. (сосна)

2. Поляки называют это растение «поземка», англичане назвали ее «бегущей», а как называем ее мы? (земляника)

3. Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (ромашка)

4. Происхождение названия этого растения родственно латинским словам «линия», «нитка». Теперь им славится Смоленщина. Что это за растение? (лён)

5. Это растение - Ценный медонос, но нектар доступен только пчёлам с длинным хоботком, поэтому медопродуктивность составляет всего 6 кг мёда с гектара посевов. Мёд относится к лучшим сортам, долго не засахаривается. (клевер)

6. Стебельки ершистые, ягодки душистые, А их красный колпачок надет на сучок. (малина)

7. На подкормке этого растения коровы и козы дают больше молока. Питаются им некоторые дикие животные — олени и кабаны. Русское название растение получило за сходство с хвостами некоторых животных, в особенности, лошадей. (хвощ)

8. Другие названия: клоповник, лесной розмарин, багун. Запах свежих листьев и ветвей этого растения отпугивает кровососущих насекомых, предохраняет меха и шерсть от моли. (багульник)

9. Есть в лесу трава – краса: листья, словно паруса, А в цвету красу-траву не увидишь наяву. (папоротник)

10. Листики - с глянцем, ягодки – с румянцем, А сами кусточки – не выше кочки. (клюква)

5. Подведение итогов РМО.

Стихотворение нашего земляка – Рыленкова Николая Ивановича «Мой зелёный луг».

Публикации по теме:

Наглядно-игровое пособие «Времена года»Наглядно-игровое пособие «Времена года» Наглядно-игровое пособие «Круглый год» Цели: -знакомить ребенка с изменениями,происходящими в природе и в жизни людей в разное время года;.

Презентация «Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников» Мною была подготовлена презентация на тему "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников "к педагогическому совету.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол «Растительный мир Смоленщины»
Опубликовано: 19 октября 2014 в 22:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Растительный мир Смоленщины»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Кудрявцева (УИ 165401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД