МААМ-картинки

Конспект занятия «Веселая логоритмика»

Ирина Фролова
Конспект занятия «Веселая логоритмика»

Программа кружка составлена для работы с детьми 4-7 лет.

Продолжительность одного занятия для группы детей - 20 минут.

Занятия проводятся 2 раза в месяц.

В конце учебного года для родителей проводится открытое занятие.

Пояснительная записка

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражне-

Публикация «Конспект занятия „Веселая логоритмика“» размещена в разделах

ниях,играх.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения. Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, овладение двигательными навыками, совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

На логоритмических занятиях детей знакомят с окружающим миром, различными музыкальными инструментами, учат правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки. Также дети разучивают стихи с движениями, песни, танцы.

Логопедическая ритмика развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.

Логоритмика развивает внимание и память: тренирует способность запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность действий во время различных игр, развивает детский слух: формирует слуховой восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек (колокольчиков, погремушек, барабана, узнавание звуков окружающей среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек).

Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка.

Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи

принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Цель и задачи программы кружка «Веселая логоритмика»

Цель программы: развитие и коррекция у детей двигательных навыков, в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Укреплять костно - мышечный аппарат.

6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

8. Развивать коммуникативные способности.

Предполагаемый результат:

Регулярное проведение логоритмических занятий будет способствовать быстрому развитию речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.

Логопедическая ритмика включает в себя:

- ходьбу в разных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пальчиковые, коммуникативные игры;

- пение;

- упражнения на развитие мелкой моторики.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Цель: формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.

Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Цель: выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Цель: воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

5. Счетные упражнения.

Цель: закрепляют счет в пределах 1-10.

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Цель: совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).

Цель: формировать и развивать слуховое внимание.

Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке.

8. Ритмические упражнения.

Цель: сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями.

9. Развитие чувства темпа.

Цель: развивать темп речи.

Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

10. Пение.

Цель: развивать дыхание, голос, формировать т чувство ритма и темпа, улучшать дикцию и координировать слух и голос.

11. Игра на музыкальных инструментах.

Цель: развивать мелкую моторику, формировать чувство музыкального слуха, ритма, метра, темпа, развивать внимание, память.

12. Пальчиковые игры.

Цель: способствовать скорейшему речевому развитию.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

13. Упражнения на развитие мимики.

Цель: развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек).

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.

14. Артикуляционные упражнения.

Цель: развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Цель: различать на слух все звуковые единицы языка.

Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т. к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков.

16. Коррекция звукопроизношения.

Цель: исправление неправильного звукопроизношения.

На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.

Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр с детьми в работе кружка «Логоритмика» позволит добиться положительных результатов в развитии речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.

ЛИТЕРАТУРА

• Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей : Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005;

• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004;

• Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада/О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М. : Просвещение Владос, 1994;

Публикации по теме:

Конспект занятия «Веселая гусеница» Тема: «Веселая гусеница» Цель: Познакомить детей с насекомыми, их образом жизни и внешним видом; учить составлять изображение гусеницы нетрадиционным.

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста «Веселая уборка» Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста «Веселая уборка». Цель: приучить детей раннего возраста к порядку в групповом.

Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика» с презентацией Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика» Автор занятия: Петрова О. А. воспитатель ГБОУ.

Конспект занятия по рисованию в технике оттиска поролоном «Веселая семейка»Конспект занятия по рисованию в технике оттиска поролоном «Веселая семейка» . Тема: «Веселая семейка». Задачи:-с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изодеятельности. -закрепить.

Конспект занятия во второй младшей группе «Веселая зарядка с зайчиком»Конспект занятия во второй младшей группе «Веселая зарядка с зайчиком» Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. Задачи: 1. Продолжать учить детей.

Конспект занятия «Новогодние поделки «Моя веселая ёлка!»Конспект занятия «Новогодние поделки «Моя веселая ёлка!» Что можно смастерить на Новый Год в детском саду? На первый план, конечно же выступают новогодние ёлочки, которые можно сделать из различных.

Конспект открытого занятия по плаванию «Веселая акватория» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г. Лысково Конспект открытого занятия в бассейне.

Конспект занятия по пластилинографии в подготовительной к школе группе  «Веселая Белочка»Конспект занятия по пластилинографии в подготовительной к школе группе  «Веселая Белочка» ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ. Автор: Жидкова Ольга Владимировна Должность: Воспитатель Учреждение: МБДОУ № 42 Населенный пункт: Нижний Новгород Тема:.

Презентация к проекту «Веселая логоритмика» Слайд 1 ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно.

Веселая логоритмика на музыкальных занятияхВеселая логоритмика на музыкальных занятиях Веселая логоритмика на музыкальных занятиях Кривенчук М. М. Методическая разработка Содержание 1. Введение 2. Основные требования к.

Автор публикации:
Конспект занятия «Веселая логоритмика»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 18:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД