Лучший педагог года

Перспективный план кружковой работы по социально-личностному развитию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Галина Крум
Перспективный план кружковой работы по социально-личностному развитию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Перспективный план кружковой работы

по социально – личностному развитию детей

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Возраст детей 5-7 лет

Цель:

Публикация «Перспективный план кружковой работы по социально-личностному развитию „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. Развитие духовных ценностей, которые проявляются на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций. Учить детей применять полученные знания непосредственно в той или иной деятельности (художественное творчество, социально –личностные отношения, игровая деятельность).

Задачи:

• Знакомство детей с национальными традициями и обычаями русского народа, знакомство с народно – прикладным творчеством;

• Использование в общении с детьми все виды фольклора (сказки, песенки, хороводы, пословицы, поговорки и т. д.);

• Знакомство детей с народными праздниками, показать связь накопленного веками опыта, выраженного в приметах, пословицах, поговорках, благодаря наблюдениям людей за особенностями времен года, погодными изменениями, поведением насекомых, растений, наблюдения за общественной деятельностью человека;

• Знакомство детей с народной декоративной росписью.

Содержание взаимодействия педагога с детьми:

-Ознакомление с предметным миром; - Декоративно – прикладное искусство; - Устное народное творчество; - Народная музыка.

Сентябрь

1. «Хлеб - всему голова» Цель: Систематизировать знания о труде хлебороба (последовательность выращивания хлебных злаков, о процессе приготовления хлеба из муки.

2. «Цветы на подносе» Цель: Рассматривание изделий жостовских мастеров. Формирование представления об особенностях этого вида декоративно – прикладного искусства.

3. Досуг «Осенины» Цель: Закрепить знание песен, хороводов об урожае, хлебе, создать праздничное настроение. Музыкальный материал: Хороводы «Земелюшка – чернозём», «На горе-то калина», «Пошла молода за водой». Песни «Урожайная» (обрядовая, «Песня жница» (трудовая, «Песня о хлебе» (муз. С. Бодренкова). Игры «Плетень», «Огородник», «Вейся, капустка», «Пахари и жнецы».

Совместная деятельность педагога с детьми: Игры – эксперименты с землёй, работа с микроскопом, лупой. Опыты по проращиванию семян ржи, пшеницы. Совершенствование системы обследовательских действий. Рассматривание репродукций картин: А. Васнецов «На пашне», А. Платов «Сенокос», «Жатва»,Т. Яблонская «Хлеб», С. Виноградов «На пашне». Дидактические игры: «Узнай на вкус», «Соберём фрукты в саду».

Декоративно-прикладное искусство: Работа в технике оригами «Колосок». Роспись силуэтов подносов по мотивам жостовской росписи «Цветы и плоды».

Октябрь

«Русская изба» Цель: 1. Развивать у детей творческие способности при изображении русской избы. 2. Передавать её своеобразие. 3. Закрепить знания об элементах декора русской избы.

Музыкальный материал: Русские народные мелодии: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой, вставала я ранёшенько». Грамзаписи русских народных мелодий. Игры «Кот Васька», «Жмурки», «Поросёнок». Хоровод «Прялица». Совместная деятельность педагога с детьми: Драматизация потешки «Ай, туки, туки, застучали молотки». Дидактическая игра «Конструирование и украшение русской избы», «Русский сувенир», «Узнай, что это», «Найди вещь».

Декоративно-прикладное искусство: «Образ древнерусского города». Техника: бумажная пластика. Изготовление домов из деталей путём закручивания полосок бумаги в конус, цилиндр и склеивания их в определённой последовательности. Изготовление простейших строений (забор, ограда, используя приём гофрирования полоски бумаги. Составление композиций.

Ноябрь

1.«Встреча с былиной» Цель: Дать понятие: былина – древние повести, которые пели. Знакомство с воинским снаряжением и доспехами богатыря. 2. «Женский национальный костюм». Цель: Познакомить с символикой орнамента вышивки.

Музыкальный материал: Познакомить детей с музыкальным инструментом – гуслями, с певцом – гусляром Садко – героем оперы Н. А. Римского – Корсакова. Слушать первую песню «Ой ты люли, тёмная дубравушка…», «Тридцать три богатыря», «Богатырская сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова и др. Вызвать желание поиграть на гуслях.

Совместная деятельность педагога с детьми: Чтение отрывков из былины «Добрыня и змей», «Садко», «Илья Муромец на заставе богатырской». Дидактическая игра «Крестьянин и богатырь», «Узоры для русской рубашки», «Узоры для полотенца». Использовать сюжеты былин в театральной деятельности. Рассматривание репродукций картин: В. Васнецова «Гусляры», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году», «Богатыри», В. Сурикова «Русская красавица», М. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», А. Венецианова «На пашне», «Весна», «Жница» и др.

Декоративно-прикладное искусство: «Роспись полотенца» Цель: Закрепить знания о таком виде искусства, как вышивка. Вызвать желание рисовать узор, состоящий из геометрических фигур; располагать узор симметрично, красиво сочетать цвета. Внести в активный словарь детей следующие слова: холст, вышивка, орнамент.

Декабрь

«Весёлое рождество» Цель: Познакомить детей с рождественским праздником. Праздник «Святочные вечера» Цель: Создание радостного праздничного настроения. Исполнение колядок, частушек, песен, которые сопровождали зимние святки.

Гостиная «Святочные гадания» Цель: Знакомство с одним из обычаев русского народа – святочными гаданиями.

Музыкальный материал: Хоровод «Прялица», «полюбные» песни. Разучивание рождественских песенок-колядок.

Совместная деятельность педагога с детьми: Игры «Скакалки», «Жмурки», «В смолу», «Колечко», «Башмачник». Разыгрывание сюжетов о Рождестве с вертепом. Чтение отрывков из произведений Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством», А. С. Пушкина «Евгений Онегин», В. А. Жуковского – баллада «Светлана».

Декоративно-прикладное искусство: Изготовление сказочных персонажей по типу плоскостного театра к выбранной сказке. Изготовление атрибутов для колядок: маски из берёзовой коры и мочала, звёзды, фигурки для вертепа, костюмов. Выполнение афиши в технике оригами и коллаж: «Рождество», «Рождественская открытка». Гримирование перед праздником.

Январь

«Творчество художника – сказочника В. М. Васнецова» Цель: Знакомство с творчеством художника В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Кащей Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», Сивка-Бурка», Иван-царевич на сером волке». Знакомство с музыкой русских композиторов.

Музыкальный материал: Музыка русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» Римского-Корсакова; произведения Глинки, Чайковского. Русские народные мелодии «Светит месяц», «Как под яблонькой зелёной», «Полянка». Хороводы «Прялица», «Пошла млада за водой», «Как за нашим за двором». Цель: Передавать образ русских красавиц в движении, походке, осанке.

Совместная деятельность педагога с детьми: Тренинги «Ожившие картины» Цель: Передать характер героев через мимику, жесты, движение. Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм» Цель: Закрепить знание детей о предметах русского национального костюма. Чтение русских народных сказок.

Декоративно-прикладное искусство: Работа с тканью. Цель: Дать понятие о трудовых действиях с инструментами – пяльцы, иголка, нитки. Изготовление простейшей тряпичной куклы по мотивам народного костюма. Изодеятельность «Образ русской красавицы», «Образ русского богатыря» Цель: Побудить детей выразить отношение к образу с помощью цвета, линий, элементов декора.

Февраль

Праздник на воздухе «Масленица» Цель: Создать радостное праздничное настроение. Закрепить знание обрядовых песен, хороводов, игр. Досуг «Что такое балаган?» Цель: Рассказ воспитателя о скоморохах (их значение на Руси, появление Петрушки. Знакомство детей с балаганом.

Музыкальный материал: Русские плясовые и обрядовые песни «Параня», «Как под горкой», фрагмент балета «Петрушка» И. Стравинского. Игры «Горелки», «Чехарда», «Заря-заряница».

Совместная деятельность педагога с детьми: Рассказ воспитателя о Масленице, о том, как проводили масленичную неделю. Наблюдение за трудовым процессом по приготовлению блинов. Знакомство с картиной В. Сурикова «Взятие снежного городка». Строительство снежной крепости на участке. Придумывание костюмов для праздника.

Декоративно-прикладное искусство: Изготовление афиши «Масленица». Рассматривание игрушки из щепы – «Птица – солнце». Изготовление игрушки в технике бумажная пластика. Изготовление чучела «Масленица»

Март

«Пришла весна – прилетели жаворонки» Цель: Знакомство детей с признаками весны, с птицами жаворонками. Гостиная «Проснулась верба» Цель: Знакомство детей с праздником «Вербное воскресенье», значение вербы.

Музыкальный материал: Разучивание обрядовых песен и хороводов. Игры – хороводы «Верба - вербочка», «Золотые ворота», «Веснянка», «Солнышко», «Ой, тари, тари, тари…», «Заря – заряница», «Карусель».

Совместная деятельность педагога с детьми: Приготовление жаворонков из теста. Рассматривание веточки вербы. Рассматривание альбомов с подборкой иллюстраций о смене сезонов. Чтение и разучивание закличек о весне «Ау, ау, аукаем», «Весна - красна, ты с чем пришла?», «Синички – сестрички, из-за моря к нам летите…», «Радуга-дуга, не давай дождя», «Солнышко, покажись! Красное, снарядись!».

Декоративно-прикладное искусство: Изготовление весенних поделок из бросового материала. Лепка барельефа «Весенние цветы». Работа в технике оригами «Жаворонки».

Апрель

Праздник «Пасха», «Красная горка» Цель: Знакомство с праздником - Пасха и Красная горка, с их значением на Руси.

Музыкальный материал: Разучивание хороводов «Верба – вербочка», «Солнышко». Игры «Змейка», «Разрывание цепей», «Гори, солнце, ярче». Слушание «Перезвоны», В. Гаврилин (фрагменты из симфонии); «Колокольный звон».

Совместная деятельность педагога с детьми: Рассказ воспитателя о Пасхе. Разучивание подвижной игры «Горелки». Дидактическая игра «Кто из яйца?». Рассматривание колокольчика и сравнение его с цветком (колокольчик, с колоколами в церквях, с Царь – колоколом. Чтение произ- ведений о весне. Рассматривание иллюстраций.

Декоративно-прикладное искусство:

«Роспись пасхального яйца» Цель: Развивать эстетическое восприятие, уметь располагать узор в овале, найти композиционное решение, использовать в рисовании растительные и геометрические орнаменты. Изготовление и раскрашивание яиц из папье – маше. Лепка «Колокольчик».

Май

«Берёзонька кудрявая». Цель: Знакомимся с берестой и с деревом –берёзой. Досуг «Берёзонька кудрявая» Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к России, родному краю.

Музыкальный материал: хороводы «Во поле берёзка…», «Берёзонька», «Ой, вставала я ранёшенько», «А я по лугу», «Ай да берёзка», «Ручеёк»; хороводные игры «Венок», «Заинька», «Как у наших у ворот», «Как за нашим за двором». Знакомство с дудочкой (из дерева, погремушки (из бересты). Игры с пением. Учить плавному движению в танце.

Совместная деятельность педагога с детьми: Загадывание загадок о берёзе. Чтение стихов и произведений о берёзе.

Декоративно-прикладное искусство: «Изготовление и роспись туеска из бересты» Цель: Вызвать интерес к работе с берестой, уметь украсить бересту растительным узором.

Список используемой литературы:

Тихонова М. В, Смирнова Н. С. «Красна изба…» Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2000

Публикации по теме:

Кружковая работа ДОУКружковая работа ДОУ Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в.

Кружковая работа «Хотелки-умелки» ПЛАН Работы кружка Средняя группа №9 «Красная шапочка» МБДОУ №10 «Сказка» Руководитель: Ларионова Ю. А. 2011 – 2012г.

Кружковая работа «Маленькие патриоты» Актуальность проблемы          Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, республики стране, особенностях.

Кружковая работа «Песок-волшебная страна» Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Существует огромное.

Кружковая работа по эстетическому воспитанию Направление в работе Воспитателя Ванькаевой Натальи Борисовны Эстетическое воспитание дошкольников Содержание 1. Пояснительная записка.

Кружковая работа. Проект «В гостях у сказки» (фотоотчет)Кружковая работа. Проект «В гостях у сказки» (фотоотчет) В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Кружковая работа с детьми дошкольного возрастаКружковая работа с детьми дошкольного возраста Kружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Кружок «Развивалки» МБДОУ «Детский сад №10 п. Зименки» старшая группа Руководитель.

Кружковая работа «Творческий малыш» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27» ПРОГРАММА кружковой работы по изодеятельности с использованием.

Кружковая работа в средней группе «Подводный мир» Подводный мир (занятие в средней группе) Цель: Расширить знания детей о подводном мире, его обитателях, растительности и взаимосвязи их.

Кружковая работа по тестопластике «Волшебные ручки» КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ» Вторая группа раннего возраста Цель кружковой деятельности: развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план кружковой работы по социально-личностному развитию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 23 марта 2016 в 21:04
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД