Получи документы

Кружковая работа «Маленькие экспериментаторы»

Светлана Живодрова
Кружковая работа «Маленькие экспериментаторы»

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 – ОБРАЗОВАТЛЕЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Кружок во второй младшей группе «Маргаритка»

На тему: «Маленькие экспериментаторы»

Воспитатель: Шемякова Светлана Сергеевна

2017-2018 г.

Пояснительная записка

Очень важно развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

Публикация «Кружковая работа „Маленькие экспериментаторы“» размещена в разделах

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Маленькие экспериментаторы» для детей дошкольного возраста (3-4 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие умственных способностей.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

6. Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Освоение программного материала кружка «Маленькие экспериментаторы» рассчитано на учебный год: во второй младшей группе (3 – 4 лет).

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю в дошкольном учреждении. При этом занятие в группе проходит – 15 минут.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(перспективное планирование 2-я младшая группа)

Месяц Вид деятельности Описание

Сентябрь Явления природы 1 неделя. «Солнечные лучи»

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей.

Ласковое, теплое солнышко нежно пригревает. «Потрогаем» лучики ладошками, носиками, щечками (подставляем солнцу лица, ладони).

3 неделя. «Ветер»

Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)

Материал: бумажные вертушки.

Октябрь Явления природы

Рассматривание деревьев 1 неделя. «Дождь»

Цель: познакомить со свойствами дождя.

В дождливую погоду наблюдали из окна, как капли падают на землю, как они стучат по стеклу, слушали вместе шум дождя.

3 неделя. «Деревья»

Цель: познакомить с формой и цветом деревьев осенью.

Материал: картинки деревьев, листья разного цвета и формы.

Ноябрь Знакомство со свойствами снега 1 неделя. «Снег»

Цель: познакомить со снегом и его свойствами (белый, холодный, липкий, рассыпчатый). Рассматривать снежинки. Любоваться красотой снега.

3 неделя. «Таяние снега»

Цель: закрепление знаний о свойствах снега (тает при повышении температуры, кристаллизуется при понижении температуры).

Материал: снег.

Декабрь Знакомство со свойствами льда 1 неделя. «Лёд»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед прозрачный, холодный, скользкий)

Материал: лёд.

3 неделя. «Сравнение снега и льда»

Цель: сравнивать снег и лед.

Материал: снег, лед.

Январь Знакомство со свойствами льда 1 неделя. «Мороз»

Цель: познакомить со свойствами мороза.

Рассматривали узор на окнах детского сада. Дети сравнивали узоры, находили силуэты похожие на знакомые предметы ближайшего окружения.

3 неделя. «Свойства воды»

Цель: ознакомление с одним из свойств воды (замерзает – тает).

Материал: сосулька.

Февраль Знакомство со свойствами воды 1 неделя. «Вода – самое удивительное вещество на Земле»

Цель: познакомить о свойствах воды (мокрая, льётся, прозрачная)

Материал: вода, различные ёмкости для воды, тряпочки.

3 неделя. «У воды нет вкуса»

Цель: познакомить с различными вкусами воды (сладкая, соленая, кислая)

Материал: вода, сахар, соль, лимонная кислота.

Март Знакомство со свойствами воды 1 неделя. «Вода свозь сито»

Цель: познакомить с назначением предметов и свойствами вещества.

Поставить перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.

Объяснить ему, почему вода протекает сквозь сито.

Материал: тазик, стакан, сито.

3 неделя: «Поплывет или утонет»

Цель: способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.

Поставить перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.

Доставать предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.

Материал: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы,предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки, емкость с водой, два пустых ведерка.

Апрель

Май

Сентябрь Опыт 2. Почему не получился пирожок?

Цель: ознакомиться со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики, песок мокрый – из него можно изготавливать куличики).

Материал: песок, вода, формочки.

Октябрь

Ноябрь Опыт 4. Свойства льда.

Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).

Материал: лед.

Опыт 5. Снег в комнате тает.

Цель: ознакомление со свойствами снега (зависимость состояния снега от температуры воздуха).

Материал: снег, баночка.

Декабрь

Январь Опыт 8. Бантик из бумаги и ткани.

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами бумаги и ткани.

Материал: полоски бумаги, полоски ткани.

Февраль Опыт 8. Посадка лука (долгосрочный опыт).

Цель: закрепление знаний о жизненно важных условиях произрастания растений (влага, свет, тепло, представление о последовательности трудового процесса.

Материал: проросший лук, горшочки с землей, вода.

Опыт 9.

Март Опыт 10. Почему по дорогам побежали ручьи?

Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду).

Опыт 11. Свойства солнечных лучей.

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (нагревание предметов)

Апрель Опыт 12. Бумажные кораблики.

Цель: ознакомление со свойствами бумаги (намокает в воде, рвется).

Материал: бумажные кораблики, вода.

Опыт 13. Свойства солнечных лучей.

Цель: закрепление знаний о свойстве солнечных лучей (нагревать предметы).

Май Опыт 14. Свойства мокрого песка.

Цель: ознакомить со свойствами песка (сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, высыхает на солнце).

Материал: песок, лейка с водой, формочки, лопатки.

Опыт 15. Делаем дорожки и узоры из песка.

Цель: продолжить ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить узор, из мокрого нельзя).

Материал: песок, лейка с водой, бутылочка.

Опыт 16. Узнаем, какая вода.

Цель: закрепить знания детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется).

Список литературы:

1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990. № 5.

2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

3. Прохорова Л. К, Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

7. Фасий. И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 200

Публикации по теме:

«Сирень» кружковая работа «Волшебная кисточка» Кружковая работа Воспитатель: Поволяева Светлана Александровна МБДОУ «Детский сад №83 «Золотой петушок» «Букет Сирени» Задачи: • Научить.

Кружковая работа «Анимашка» Сегодня мультипликация занимает большое место в буднях детей, как малышей, так и школьников. Анимация является одним из основных источников.

Кружковая работа «Бумажные фантазии»Кружковая работа «Бумажные фантазии» Кружковая работа "Бумажные фантазии" Лозинская Надежда Валерьевна Цель: развитие у детей творческих способностей при использовании различных.

Кружковая работа «Хочу все знать» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Пчелка» станицы Пшехской Муниципальное.

Кружковая работа «Ловкие пальчики» Пояснительная записка. Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых.

Кружковая работа по лепке из пластилина «Яблонька»Кружковая работа по лепке из пластилина «Яблонька» Кружковая работа по лепке из пластилина «Яблонька» Цели: - развивать художественно-эстетическое восприятие, интерес к пластилинографии;.

Кружковая работа по театрализации по ФГОСКружковая работа по театрализации по ФГОС Цели и задачи: Развитие творческой самостоятельности и эстетического вкуса в передаче образа, используя средства выразительности. Основная.

Кружковая работа «Волшебная кисточка» Конспект занятия «Жизнь животных зимой» Старшая группа Воспитатель : Поволяева С. А. Технология «План-дело- анализ» Круговой сбор Привлечение.

Кружковая работа «Волшебные пальчики» Кружковая работа «Волшебные пальчики» нетрадиционные техники рисования Средняя группа «Веселые нотки» Воспитатель:.

Кружковая работа «Юный дзюдоист»Кружковая работа «Юный дзюдоист» Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. Цель программы: Программа основывается на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа «Маленькие экспериментаторы»
Опубликовано: 21 мая 2018 в 10:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД