Получи документы

Кружковая работа «Пластилиновая фантазия» для детей старшей группы

Лена Попова
Кружковая работа «Пластилиновая фантазия» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Кружковая работа «Пластилиновая фантазия» для детей старшей группы.

Пояснительная записка

Публикация «Кружковая работа „Пластилиновая фантазия“ для детей старшей группы» размещена в разделах

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Основой программы является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности

В пластилинографии заложены колоссальные здоровьесберегающие резервы, огромные воспитательные и педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н. Б. Халезова, Б. Б. Косминская, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, А. И. Савенков, О. В. Григорьева и др., отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и качеством выполнения работы.

«В работе с пластилином интегрируются психические, физиологические, двигательные, социальные функции ребенка», - утверждает Сакулина Н. П.

Процесс рисования пластилином вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.). «Работа с пластилином как всякая сложная деятельность требует напряжения согласования работы ума, глаз и рук» - считает педагог Халезова Н. Б.

Занятия пластилинографией – прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды. Пластилинография обогащает ребенка не только в художественном и творческом плане, но и влияет на его всестороннее развитие (см. приложение, схема 1) :

• повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);

• развивает общую ручную умелость, мелкую моторику рук (к тому же синхронизирует работу обеих рук) и биологически активных точек (БАТ);

• подготавливает руку к письму;

• формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

• способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению;

• развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объем, сделать картинку рельефной и, за счет этого, более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материал. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей. Техника плстилинография доступна детям различной степени одаренности. Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости он приносит.

Работа с пластилином – трудоемкий процесс, требует усилий, поэтому во время проведения занятий по пластилинографии необходимо соблюдать зрительный режим, осуществлять строгий контроль за осанкой детей во время работы, использовать в процессе занятия здоровьесберегающие приемы и технологии (см. приложение, схема 2) :

• цветотерапия

• игротерапия

• сказкотерапия

• музыкотерапия

• аромотерапия

• пальчиковая гимнастика

• физкультминутка

• гимнастика для глаз

• дыхательная гимнастика

«минутки вхождения»

• психогимнастика

• элементы самомассажа

• релаксация

• рефлексия

Чтобы работа была более эффективной, прежде всего, нужно заинтересовать детей, начинать работу необходимо постепенно от легкого к сложному. В процессе обучения пластилинографии не ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей средствами пластилинографии.

Задачи программы:

• Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.

• Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

• Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

• Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

• Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Программа предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет, рассчитана на год обучения и предполагает 1 час занятий в неделю с группой разновозрастных детей. (32 часа в год). Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

К старшему дошкольному возрасту появляются все предпосылки к созданию сложных лепных композиций, к использованию разнообразных приё мов в лепке: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания. Важное значение при создании картин в технике «пластилинография» имеет цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой».

Программа «Пластилинография» содержит не только практические задачи, но и воспитательно – образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получат знания, умения, навыки, познакомятся с миром разных предметов в процессе использования так называемого бросового материала, расширятся возможности изобразительной деятельности детей.

Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы:

Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;

• Принцип развивающего характера художественного образования;

Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных особенностей в данный момент времени;

Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.

• Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Методы работы :

• Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).

• Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.

• Метод разнообразной художественной практики.

• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

• Метод эвристических и поисковых ситуаций.

Мониторинг по выявлению знаний, умений, навыков и творческих способностей проводится два раза в год (в начале и конце учебного года). Основные методы мониторинга – педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности, творческое задание. Результаты заносятся в диагностическую карту (см. приложение).

Диагностическое задание. «Вылепи сказку».

Цель. Выявить художественно - творческие способности детей в лепке, уровень владения способами лепки, самостоятельность.

Задание. Вылепить героев сказки, самостоятельно определяя цвет и количество пластилина, способы лепки, составить композицию, дополняя ее деталями.

Возраст. 5 – 7 лет.

Инструкция. «Вылепи трех героев своей сказки и расположи их так, чтобы получился сюжет. Это могут быть герои из одной сказки, из разных сказок или совершенно новые герои, которых ты придумал сам».

Материал. Набор пластилина, стеки, пластина для лепки, влажные салфетки, основа для композиции.

Критерии оценки:

• Творческая активность.

• Новизна, оригинальность.

• Сенсорные способности (чувство цвета, формы).

• Композиция.

• Общая ручная умелость.

• Самостоятельность.

Уровни по каждому критерию:

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.

Уровень развития ребенка:

Высокий уровень развития – 18 – 15 баллов.

Средний уровень развития – 14 – 10 баллов.

Низкий уровень развития – 9 – 6 баллов.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Осенняя пластилиновая фантазия»Мастер-класс «Осенняя пластилиновая фантазия» Самое красивое время года-несомненно осень! На деревьях яркие листья: красные, жёлтые, оранжевые, разноцветные. Осень – самое подходящее.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Кружковая работа по нетрадиционной технике рисования «Лев»Кружковая работа по нетрадиционной технике рисования «Лев» Тема: «Лев» (рисование пластиковой вилкой) Цель: 1. Продолжать знакомить с нетрадиционно техникой рисования. 2. Развивать мелкую моторику.

Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска, учитель-логопед.

Кружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группеКружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группе В нашей второй младшей группе с детьми организована кружковая работа "Умелые ручки". Цели кружковой работы: развитие мелкой моторики рук;.

Кружковая работа по изодеятельности в старшей группе «Осенний листопад»Кружковая работа по изодеятельности в старшей группе «Осенний листопад» Кружковая работа в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Осенний листопад» 16 сентября в группе «Барбарики» было проведено Кружковая.

Кружковая работа по пластилинографии в старшей группе «Солнышко лучистое»Кружковая работа по пластилинографии в старшей группе «Солнышко лучистое» Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители и все посетители моей странички! В этом году в свой кружок "Маленькие волшебники" по лепке в.

Кружковая работа: «Волшебный мир Оригами»Кружковая работа: «Волшебный мир Оригами» Кружок: "Волшебный мир Оригами". Цель: развитие творческих способностей у дошкольников в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи:.

Консультация «Кружковая работа в МБДОУ»Консультация «Кружковая работа в МБДОУ» Тема: «Дон Тихий, а берега песенные» (старший возраст) (доминантное занятие по пению) Разработала музыкальный руководитель: Галактионова.

Пальчиковый театр — развивает. Кружковая работаПальчиковый театр — развивает. Кружковая работа Пальчиковый театр – развивает. Кружковая работа. Развитие мелкой моторики у детей очень важно, особенно в раннем возрасте. В своей работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа «Пластилиновая фантазия» для детей старшей группы
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 12:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая работа «Пластилиновая фантазия» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Лена Попова (УИ 2114189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД