Эрвика Трофимова
Кружковая работа с детьми мари: «Путешествие по столице Марий Эл»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширять представление о достопримечательностях города Йошкар – Олы.
2. Познакомить детей с народным костюмом, марийским орнаментом.
3. Воспитывать любовь к своей малой Родине, родному городу, уважение народам мари.
4. прививать любовь к родному марийскому языку.
5. Воспитывать аккуратность при работе с клеем; развивать эстетический вкус.
Методические приё мы:
Показ, объяснение, вопросы и ответы, игровые действия, использование художественного слова и музыки.
Оборудование:
Публикация «Кружковая работа с детьми мари: „Путешествие по столице Марий Эл“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
Альбом «Марийский орнамент», марийская музыка, марийская народная старинная одежда, головной убор, обувь; предметы обихода, иллюстрации картин, руль.
Методическая литература:
1. Степанова, И. А. Фотоальбом «Сделано в Марий Эл» .,Йошкар – Ола: Вертикаль,2010. -31с.
2. Молотова,Т. Л. Марийский народный костюм. – Йошкар – Ола: Марийское книжное издательство, 1992. – 112 с. :ил.
3. Сескем: Воспитатель ден туныктышо – влаклан / В. В. Крылов ямдылен. – Йошкар – Ола : Марий книга савыктыш, 1994.- 152 с.
Ход занятия:
Воспитатель:
/Обращаю внимание детей на осанку/
Ребята, какие вы сегодня нарядные, красивые. Вы куда – то собрались?
Дети: В Йошкар – Олу в гости.
Воспитатель: Вчера ко мне приехала кукла Чачий. Она в Марий Эл первый раз. Может возьмете нас вместе?
Дети: Да, возьмем.
Воспитатель: Я покажу вам город и ее достопримечательности.
Дети: Хорошо.
Воспитатель: Поехали! Кто шофер?
/Мальчику даю руль и под музыку двигаемся по группе/
Воспитатель: Вот и приехали. Посмотрите, город находится на берегу
реки Малая Кокшага (левого притока матушки Волги, которая делит его на две части.
Послушайте стихотворение:
Кумдан йоген эрта
Какшан энер волгалт.
Энер воктен – Йошкар – Ола.
Ончал, йолташ,
Мотор йырым – ваш.
Мемнан оланам
Моктен вел мурат.
Коеш, ужат тора гыч
У черке, ку полат.
Куаным тудо полекла тылат.
Ончал, йолташ,
Мотор йырым – ваш.
Оза ма, я уна,-
Олалан куана.
Пашазе ен – влак
Вашкат эрдене эр.
А шумышт ямле – олана гаяк.
Ончал, йолташ,
Мотор йырым – ваш.
Эреак пиалан
Мотор Йошкар – Ола.
А вы знаете какое – нибудь стихотворение о родном крае?
Дети: Да.
1. Тыште кайыкшат марла мура,
Тыште пунчыжат моткоч тура.
Удыр ума гае ужара,
Кече лекмым шыргыж шижтара.
Кудалам ма, йолын ма каем,
Вер – шорем ончен ок тем шерем.
Энер ден саламым мый колтем,
Тек туня пала – мландем моктем.
2. Кумда чевер нурым,
Волгалтше энерым,
Шем – канде тусан пунчерлам,
Пеледше сорал олыкнам
Мый моткоч йоратем –
Тудо шочмо элем.
Умен шочшо шурным,
Чечен кайык мурым,
Лыжга да ласка мардежнам,
Янда гае яндар каванам
Мый моточ йоратем –
Тудо шочмо элем.
Воспитатель: Молодцы. Давайте свое путешествие начнем с Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана.
/Показываю иллюстрацию театра/
Здесь кто – нибудь был?
Дети: Да были, там еще памятник есть.
Воспитатель: Правильно, это памятник В. И. Ленину.
Поехали дальше. У нас в городе большое количество парков и скверов, один из них бульвар Победы, который начинается со стадиона «Дружба» (на территории стадиона находятся теннисный корт и ледовый дворец).
/Показываю иллюстрацию стадиона/
Воспитатель: Продолжим прогулку по бульвару…и приходим к
парку…Вечный огонь, аллея памяти, памятник павшим воинам…
/Показываю иллюстрации вечного огня, аллею памяти, памятник/
Дети: Мы там тоже были и видели танки, настоящие…
Воспитатель: Идем дальше. Вот музыканты играют народными инструментами.
Устали, ребята? Давайте отдохнем, поиграем в игру «Йукем гыч пале!» :
Модын, модын нойышна,
Ончыктышна койышнам.
Ынде вудышо лий тале,
Кычкыралшын йукшым пале!
/Игра повторяется 3 – 4 раза/
Воспитатель: Теперь, выходим из парка, и попадаем на бульвар Чавайна… Посмотрите, какие красивые фонтаны, цветы…и вот сам господин Чавайн.
/Показываю иллюстрацию памятника/
Дети: А мы здесь с мамой отдыхали.
Воспитатель: Теперь, идем дальше на площадь Оболенского – Ноготкова. НА площади находится художественная галерея, у входа в которую установлена копия Царь – пушки, памятник основателю города Оболенскому – Ноготкову, в честь которого названа площадь, а также «Марийские куранты» - часы на галерее, символизирующие христианскую веру.
/Показываю иллюстрации/
Воспитатель: Ребята, а вам нравится город?
Дети: Да.
Воспитатель: И нам с Чачий тоже. А вы хотите посмотреть магазин, где продают марийскую национальную одежду?
Дети: Да, хотим.
/Показываю стенд, где висит национальная одежда: старинная и современная/
Воспитатель: Вот, посмотрите, какую одежду носили наши бабушки, прабабушки…Это шовыр /туникообразный кафтан/, тувыр ден ончылшовыч /рубаха и фартук/, головной убор шымакш /калпак/, обувь йыдал/ лапти/. Это украшения: ший аршаш/нагрудное украшение/, шиян ушто/пояс с серебром/. А здесь современные костюмы, платья…
Вы хотите сделать такое же платье?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, сейчас подойдите к столу и займите места. Мы с вами будем украшать платья марийскими орнаментами.
/Аппликация/
/По окончанию аппликации/
Воспитатель: Ребята, какие красивые платья у вас получились. Может подарим их Чачий?
Дети: Подарим!
Воспитатель: Посмотрите, как обрадовалась Чачий, и она следующий раз обязательно придет в новом наряде.
/Совместно с детьми подводим итог занятия/