Лучший педагог года

Рабочая программа кружка по приобщению к истокам русской национальной культуры «Бабушкин сундучок»

Лариса Отраднова
Рабочая программа кружка по приобщению к истокам русской национальной культуры «Бабушкин сундучок»

Рабочая программа кружка

«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

для детей старшего дошкольного возраста

Руководитель:

Отраднова Лариса Михайловна

Новосибирск 2016

Оглавление

Пояснительная записка 2

Список литературы 4

План работы кружка «Бабушкин сундучок» 6

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа кружка по приобщению к истокам русской национальной культуры „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах

Современная жизнь нашего общества диктует необходимость возвращения к приоритетам - любви к Отечеству, духовному возрождению. Воспитание чувств патриотизма - задача очень сложная, особенно в работе с детьми дошкольного возраста.

Одной из задач воспитательно-образовательной деятельности является знакомство дошкольников с народной культурой, традициями, богатейшей историей родного края, родного посёлка, формирование патриотических и духовно-нравственных качеств. С помощью музыкального фольклора можно и нужно приобщать обучающихся детей к истории и культуре своего народа, развивать музыкально-творческие способности детей, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение народной музыки и песен приобретает особую актуальность. Фольклор, как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа, активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, игра на музыкальных инструментах, сказки, танцы, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Обобщая знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основу культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческому наследию своего народа.

Актуальность:

От того как дети будут знать своё прошлое, традиции и культуру своего народа зависит наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!

Кружок «Бабушкин сундучок» ценен тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в календарных праздниках, дети легче понимают и представляют, как жили люди на Руси.

Кружок «Бабушкин сундучок» для детей дошкольного возраста, предназначен для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Он предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Цель работы :

-приобщение детей к истокам русской народной культуре на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, традициями.

Задачи:

-вызвать интерес к жизни наших предков.

-познакомить детей с русскими народными инструментами, игрушками, праздниками

-вызвать интерес к русским традициям : гостеприимство, почитание родителей.

-создать условия для развития творческого потенциала воспитанников в музыкальной, литературной и продуктивной деятельности.

-взаимодействовать с семьями воспитанников в возрождении и укоренении духовно-нравственных, семейных традиций.

Основные участники реализации кружка :

- Воспитанники дошкольного образовательного учреждения (дети 5-7 лет).

- Педагогический коллектив.

- Родители (законные представители) детей посещающих ДОУ.

Форма занятий:

Занятие кружка включено в расписание непосредственно образовательной деятельности и проводится один раз в неделю продолжительностью 25 минут.

День проведения – четверг. Время проведения – 15:45 – 16:10. Срок реализации программы – 1 год. Комплектование учебной группы.

Для успешной реализации программы кружка дети будут поделены на две подгруппы по 10 – 12 человек (от количества присутствующих детей). Во время занятия одна подгруппа детей будет находиться с младшим воспитателем.

Принципы реализации кружка :

- Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

-Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

-Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности

-Принцип сочетания научности и доступности исторического материала с учётом приоритета ведущей деятельности дошкольника-игры

-Принцип постепенности усложнения материала

-Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач

-Принцип приоритетности регионального культурного компонента

Методы работы :

- Наглядный: наглядно – зрительные, предметная наглядность, наглядно – слуховые.

- Информационно – рецептивный: совместная деятельность педагога и ребенка.

- Репродуктивный: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу.

- Метод проблемного обучения: творческое использование готовых заданий, самостоятельное добывание знаний.

- Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания упражнений.

- Исследовательский: самостоятельное придумывание игровых сюжетов.

- Словесный: краткое одновременное описание и объяснение сюжетного рассказа.

Ожидаемые результаты работы с детьми по программе кружка :

- у ребенка сформирован интерес, эмоциональное отношение к национальной культуре (во всех ее проявлениях);

- знание народных сказок, малых форм фольклора, народных праздников, понимание их основной идеи, желания их рассказывать, показывать;

- желание участвовать в народных праздниках, активно к ним готовиться, творчески проявлять себя.

Список литературы

Ю. Аленков «Считалки 1800 самых интересных и занимательных считалок».

В. П Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».

А. В Балов «Детские сказки, народные игры, песни и присказки».

Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».

С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г

А. И Викулина «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе

дошкольного учреждения».

О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2010 г.

С. Р Николаева, И. Б Катышева «Обруч» №5 2009 г.

С. Р Николаева, И. Б Катышева «Народный календарь – основа планирования работы

с дошкольниками».

План работы кружка «Бабушкин сундучок»

Для детей 5-6 летнего возраста. 1 год обучения (2016-2017 учебный год)

Месяц Неделя Тема Задачи Материал

Сентябрь 2 неделя «Милости просим, гости дорогие!» Познакомить детей с Хозяйкой «русской избы», с ее обитателем домовёнком Кузей, с предметами обихода в русской избе : коромысло, ведра, корыто, стиральная доска. Объяснить значение этих вещей, показать, как ими пользоваться. Подлинные предметы быта, иллюстрации.

Сентябрь 4 неделя «Русские народные сказки, небылицы и песни» Познакомить детей с русскими народными сказками. Вызвать желание передавать содержание сказок в процессе игровой театрализованной деятельности. Познакомить детей с небылицами. Учить отличать небылицы от других видов русского народного творчества. Учить с детьми колыбельные песни. Знать их назначение. Книги, сборники песен, иллюстрации к небылицам.

Октябрь 2 неделя «Хлеб – всему голова» Знакомить со старинными способами уборки хлеба, с орудиями труда (цеп, серп, жернова). Использовать как можно больше фольклора (пословицы, поговорки). Воспитывать уважение к труду хлебороба. Закреплять знание об обычае встречать гостей хлебом-солью. Сборники пословиц и поговорок, картинки с изображением уборки хлеба в старину.

Октябрь 4 неделя «Покров – натопи избу без дров» Расширять и закреплять представления, понятия об осени, урожае, природе. Познакомить детей с народными пословицами об осени, урожае, осенних месяцах. Рассказать о народном календаре и приметах.

Народный календарь с приметами.

Ноябрь 2 неделя «В гостях у сказки» Познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Заострить внимание на пословице «Как аукнется, так и откликнется»

Книги и иллюстрации к русским народным сказкам.

Ноябрь 4 неделя «Народные инструменты» Продолжать формировать представление о народных инструментах, их внешнем виде, звучании, назначении. Развивать чувство ритма, желание играть на музыкальных инструментах. Воспитывать интерес к народной песне, музыке. Русские народные и шумовые инструменты.

Декабрь 2 неделя «Выпал беленький снежок»

Знакомство с народными играми «Лиса и зайцы», «Медведь». Проведение хоровода «Выпал беленький снежок». Воспитывать у детей интерес к народным обрядам, вызвать у детей положительные эмоции от проведения народных подвижных игр. Атрибуты и костюмы для подвижных игр, хороводов.

Декабрь 4 неделя «Ёлочка душистая иголочка» Познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом. Рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание, баловство) на Новый год. Привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных игрушек к Новому году. Воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России. Репродукции картин с зимними забавами и гуляниями, материалы для изготовления елочных игрушек.

Январь 2 неделя «Пришла Коляда – отворяй ворота»

Познакомить детей с рождественскими обычаями петь обрядовые песни – колядки. Приобщать к традициям и обрядам русского народа, знакомить с рождественскими праздниками и святочными гаданиями. Тематическая литература.

Январь 4 неделя «Волшебная дымка, гжель» Познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить с дымковской игрушкой и гжелью: их характерными элементами и цветовой гаммой росписи. Вызвать интерес. Дымковские игрушки, матрешки, ложки, туяски. Альбомы с росписью декоративно-прикладного искусства.

Февраль 2 неделя «Одна у человека мать, одна и Родина»

Познакомить детей с народными пословицами о Родине, учить их осмысливать. Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить с понятиями «большая» и «малая родина». Иллюстрации с природными разнообразиями и богатствами России. Репродукции картин. Сборник пословиц и поговорок о Родине.

Февраль 4 неделя «Илья Муромец – богатырь земли русской»

Формировать у детей представление о прошлом русского народа. Древней Руси. Уточнить знания о былинах. Былинном богатыре - Илье Муромце». Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать. Картины с изображением древней Руси, художественная литература.

Март 2 неделя «Лучше нет дружка, чем родная матушка»

Познакомить детей с народными пословицами о матери, учить осмысливать содержание пословиц. Раскрыть многогранный образ матери труженицы. Развивать доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к матери – самому родному человеку, уважение к ее труду, беседа о маме, изготовление поделок в подарок мамам. Пословицы о матери, портреты мам, выполненные детьми, материалы для изготовления подарков.

Март 4 неделя «Ой, ты, Масленица» Познакомить детей с основными приметами прихода весны, рассказать детям о зарождении праздника Масленица, традициях, особенностях. Повторить знакомые и выучить новые обрядовые песни. Сделать куклу Масленицу. Иллюстрации с изображением весенних примет, сборники народного фольклора.

Апрель 2 неделя «Вербное воскресенье» Рассказать детям о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Познакомить детей с обычаями связанными с этим днем, воспитывать интерес к духовному наследию земли русской, уважение к обычаям наших предков, украсить лентами веточки вербы. Тематическая литература, материал для изготовления поделок.

Апрель 4 неделя «Пасха» Рассказать детям о праздновании Пасхи, об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня Пасхальной недели – Красной горки, изготовление праздничных Пасхальных яиц. Тематическая литература, материал для изготовления поделок.

Май 2 неделя Викторина «Русские народные сказки»

Закрепить знание о народных сказках, о жанровых особенностях сказок, малых фольклорных форм. Формировать образность речи: умение понимать образное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации. Развивать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова. Художественная литература, иллюстрации к народным сказкам.

Май 4 неделя «Обычаи русского лета»

Познакомить детей с обычаем празднования Троицы. Разучить подвижную народную игру «Ходит Ваня». Закрепить умение складывать фигурки животных из бумаги. Воспитывать любовь к русской культуре, уважение друг к другу, заботу о природе. Календарь летних примет, иллюстрации, материал для изготовления поделок.

Публикации по теме:

Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по приобщению к истокам русской культуры Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка, начало, порождающее личность. Дмитрий Лихачев В МКДОУ «Детский сад № 325 компенсирующего.

Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русский народный костюм» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: формировать представления детей.

Кружок художественно-прикладного творчества по изготовлению русской народной куклы «Бабушкин сундучок» Кружок художественно-прикладного творчества по изготовлению русской народной куклы «Бабушкин сундучок» Возраст: 5-7 лет Время работы.

Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Почему я решила работать над этой проблемой? Потому что, развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории.

«Праздник русской березки». Обобщение опыта «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» Праздник русской берёзки. Цель: актуализировать знания учащихся о березе как одной из самых распространенных деревьев нашей местности.

Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культурыОпыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Разработали статью в соавторстве Колесникова Марина Викторовна, Каньшина Ольга Ивановна, Молодых Евгения Викторовна. Проблема освоения.

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры Белогорья В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые.

Проект «Бабушкин сундук» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим.

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной русской культуры посредством организации музейного уголка Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музейного уголка. Ты вспоминаешь не страну большую,.

Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» МБОУ «Георгиевская СОШ» Группы дошкольного образования Программа профессионального развития Тема самообразования: «Приобщение детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по приобщению к истокам русской национальной культуры «Бабушкин сундучок»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 08:10
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД