Дарина Гордон
Программа кружка по конструированию «Волшебный мир оригами» для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет
Дополнительная образовательная программа кружка по конструированию «Волшебный мир оригами» разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет, является нормативным документом и условием реализации образовательной программы МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1».Программа определяет цель, задачи, содержание, технологию и организацию кружковой работы в условиях работы дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Программа кружка по конструированию „Волшебный мир оригами“ для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Оригами для детей
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Программа характеризует модель психолого-педагогической поддержки позитивной социализации, индивидуализации и развития личности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы :
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Воспитывать положительное отношение к труду, аккуратность в работе, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Планируемые результаты освоения программы детьми старшего дошкольного возраста.
• Сформированность навыков изготовления ребёнком самостоятельно 2 – 3 работ
• Сформированность знаний о базовых формах оригами
• Сформированность умений создавать коллективные тематические работы и композиции
• Сформированность умений следовать словесным инструкциям
• Сформированность умений конструировать из бумаги, используя пооперационные карты.
• Сформированность знаний об искусстве оригами.
Методические особенности организации занятий
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.
Для обучения детей технике оригами предлагается использование нескольких способов.
1 способ - «Обезьянка» - взрослый изготавливает фигурку, стараясь, чтобы его движения были выразительными, ребенок просто копирует эти движения.
2 способ – «Бумажный лабиринт» - взрослый выполняет несколько ходов изготовления фигурки. Ребенок следит за его действиями, а потом воспроизводит их по памяти на своем листке бумаги, соблюдая ту же очередность сгибов.
3 способ – «Внештатная ситуация» - взрослый объясняет ребенку действие, не показывая его, пользуясь «тайным языком», то есть, языком базовых форм и условных знаков оригами.
4 способ – «Загадка» - взрослый предъявляет сложенную фигурку ребенку и просит сделать такую же. Ребенок рассматривает получившуюся конструкцию (при затруднении, разбирает ее со взрослым и изготавливает копию.
5 способ – изготовление поделки по пооперационным картам, схемам-моделям.
Структура занятия:
1. Занятие хорошо начинать с загадки, стихотворения, вопроса, беседы.
2. Вначале занятия использовать мимическую гимнастику, то есть улыбнуться друг другу, подарить хорошее настроение детям, вселить в них уверенность.
3. Подготовить к работе руки, выполнив пальчиковую гимнастику.
4. Показ изготовления должен производиться на столе или доске. Занимайте место для показа так, чтобы всем детям были видны ваши действия с бумагой.
5. При объяснении называйте свои действия, соотносите их с картой схемой, образцом. Помните – при показе не должно быть лишних поворотов и переворотов.
6. Изготовлять поделку нужно в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а при необходимости и помогая им.
7. Необходимо напоминать детям, что совмещение сторон и углов должно быть точным, а линии сгибов должны тщательно проглаживаться, что при работе с картой-схемой фигурки надо располагать так, как они расположены на карте, следить за условными обозначениями и изменениями фигурки при последующих этапах.
8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо дать возможность повторить приемы складывания, чтобы ребенок мог самостоятельно изготовить поделку о начала до конца.
9. Педагог должен иметь дополнительные квадратики для работы. Мелкие детали должны предлагаться детям для приклеивания.
10. Для поддержания интереса к занятиям оригами и для закрепления знаний и умений детей, необходимо использовать игры и упражнения
11. Поделки оригами нужно использовать для оформления группы и других помещений детского сада, для игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, в качестве подарков, устраивать выставки и т. д.
Список литературы
1. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов»./ - Ярославль : «Академия развития», 1998.
2. Соколова С. В. «Оригами для дошкольников : Методическое пособие для воспитателей ДОУ». – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
3. Соколова С. «Сказки из бумаги». – СПб. : «Валери СПб», 1998.
4. Нагибина М. И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К° : Академия Холдинг, 2000.
5. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : Просвещение, 1992.
6. Сержантова Т. Б. «366 моделей оригами». – М., 2008.
7. Щеглова О. А. «Оригами. Волшебный мир бумаги». – Ростов н/Д, ИД «Владис», 2008