Получи документы

Программа кружка по пластилинографии

Марина Маршеня
Программа кружка по пластилинографии

Структура программы дополнительного образования

1. Пояснительная записка…3

2. Учебно – тематический план… 13

3. Содержание программы…21

4. Методическое обеспечение программы…22

5. Список использованной литературы…23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Публикация «Программа кружка по пластилинографии» размещена в разделах

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, разработка программы «Пластилиновая живопись», важна и актуальна.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинографияимеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

ГЛАВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ

«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ» :

У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Новизна:

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально

удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:

«Художественно-эстетическое» - все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.

«Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельность.

«Речевое развитие», где осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

«Физическое развитие» - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз.

«Социально – коммуникативное развитие» - дошкольники учатся работать совместно, учитывать интересы друг друга.

Цель программы :

Формирование у детей среднего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей посредством пластилинографии.

Задачи:

1. Передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

2. Освоить основные приемы применения пластилина в картинках

(шариковый, жгутиковый, капельный) создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых объектов на горизонтальной поверхности;

3. Освоить простейшие действия с пластилином – раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;

4. Формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

5. Вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином;

6. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

7. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

8. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

9. Формировать художественно-эстетический вкус детей.

Программа разработана для детей 3 – 4 года с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Срок реализации программы дополнительного образования: один год.

Занятия проводятся в форме непосредственно образовательной деятельности во второй половине дня два раза в неделю.

Структура работы по пластилинографии :

Занятия с детьми рассчитаны на год обучения. Проводится два занятия в неделю, длительностью 30 минут. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет развивать личность ребенка. Занятия разделены на тематические циклы. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии. Занятия составлены с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов, приемов позволит достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развития творческих способностей детей. Занятия проводим нетрадиционно, используя новые методы:

надавливание и размазывание, изготавливаем простейшие рельефные поделки методом скатывания и раскатывания, соединяем детали, вдавливаем различные предметы в основу из пластилина, размазываем пластилин указательным пальцем на картоне.

На занятиях предполагается знакомство детей с окружающим миром, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развитие фантазии и творчества. Занятия строятся на основе Федерального государственного образовательного стандарта с учетом интеграции образовательных областей, деятельности и тематического планирования.

Во время занятий с детьми предлагается пластилин разного цвета, используются эстетически красочные предметы, игрушки. Разумно чередуется активная деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление.

Предполагаемые результаты:

1. Занятия реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

2. Занятия в интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

3. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

4. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

5. Занятия развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

6. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

К концу года дети умеют:

• скатывать пластичный материал прямыми движениями;

• скатывать круговыми движениями;

• расплющивать в лепешку;

• соединять в виде кольца;

• защипывать края формы;

• лепить из нескольких частей;

• видеть и отражать правильные пропорции;

• осуществлять оттягивание части от основной формы;

• сглаживать поверхность формы;

• присоединять несколько частей;

• примазывать;

• вдавливать для получения полой формы;

• использовать стеку и другие приспособления.

Подведение итогов освоения дополнительной образовательной программой предоставляются в виде выставок работ дошкольников

и презентации на педсовете.

Структура занятия по пластилинографии :

Подготовительная часть.

Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых

принадлежностей).

Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной

заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца. Тактильно-двигательное восприятие, анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).

Основная часть.

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).

Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

Физкультурная пауза

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.

Основные приемы:

Многообразие предметных форм требует применения

различных приемов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый при м - для этого шарик сдавливают до формы леп шки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создается новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Материалы для создания пластилиновой картины :

- картон;

- цветная бумага;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- стеки;

- бросовый и природный материалы.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы Количество часов

Всего Теория Практика

1. Освоение основных приемов применения пластилина в картинках, создание лепных картин с изображением выпуклых образов 32 2 30

2. Освоение простейших действий с пластилином (раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание) 4 1 3

3. Присоединение нескольких частей. 16 1 19

Календарный учебный график

Срок оказания дополнительной платной образовательной услуги с 09 ноября 2021 года

по 31 мая 2022 года.

Продолжительность образовательного процесса 27 недель

Режим работы 2 раза в неделю

вторник, четверг – 16.30-17.00

Выходные Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Количество занятий в неделю в месяц в год

2

52

Ноябрь 7

Декабрь 7

Январь 6

Февраль 7

Март 9

Апрель 8

Май 8

Этапы освоения Программы :

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитател3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Содержание программы.

Программа включает в себя :

ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ, где дети знакомятся с приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, количество 8 штук. На первых занятиях они учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его. Затем, дети осваивают новый прием: размазывание пластилина (подушечкой пальца). Так дети изображают цветы на клумбе, воздушные шарики и т. д.

На ОСНОВНОМ ЭТАПЕ обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином (учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин из столбика или шарика, рисуя различные овощи, листья, солнышко и т. д.). на этом этапе дети приступают к рисованию, то есть размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Цвет пластилина дети выбирают самостоятельно, дети учатся действовать по образцу или словестному указанию воспитателя (количество 64 занятия).

На ИТОГОВОМ ЭТАПЕ дети выполняют коллективные композиции:

- изготовление подарков, посвященных праздничным датам (8 марта, 23 февраля, 2 занятия)

Дети учатся решать творческие задачи; развивается способность оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников. Количество занятий – 6

Методическое обеспечение программы :

Материалы к занятиям:

- Картон

- Цветная бумага

- Пластилин разных цветов

- Стеки

- Картины, иллюстрации

- Дидактические пособия

- Презентации

- Музыкальный материал

Список использованной литературы:

1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М., «Скрипторий» 2003, 2006г.

2. Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы» пластилинография М. : «Скрипторий» 2003г.

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М., 2003

4. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004

5. Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли: книга для занятий с детьми 3-7 лет. – М., 2000

6. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006

7. Румянцева Е. А. Необычная лепка. – М., 2006

8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

9. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ. – Введ. 1.01.2014 г., № 1155.-URL : https:// Консультант Плюс /www.consultant.ru (дата обращения 9.12.2015)

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка «Веселая математика» в средней группе Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевой раздел Программы Содержание Программы ориентировано.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по пластилинографии
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 14:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД