Юлия Анатольевна Гудожникова
Кружок по конструированию-моделированию для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа –
по конструктивно – модельному направлению
«Юный конструктор»
для детей 4 - 5 лет
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Публикация «Кружок по конструированию-моделированию для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Средняя группа
- Темочки
Направленность программы Содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей. Игры с пальчиками и конструктором Лего создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Новизна программы Данная программа составлена на основе: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева., А. Г. Гогоберидзе., О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352с.
Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 С.
Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. – М. : ИД «Цветной мир», 2018. – 200с., 3-е издание, перераб. и доп.
Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы: 1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. ЛЕГО - конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. ЛЕГО – конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, фантазирование служат для достижения этого.
Практическая значимость: Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Цель и задачи программы:
Цель: Познакомить детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно, выполнять инструкцию, и грамотно организовывать процесс конструирования.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей с основными компонентами конструкторов : LEGO DUPLO (большая коробка с кубиками); конструктор Тимошка : идей фикс 056 (100деталей); Конструктор Полесье Великан 7727-198; Конструктор Mag-Building Carnival GB-W36.
Развивающие: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
- учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;
- развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек;
- закрепить знания детей об окружающем мире;
- выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностям в конструктивной деятельности.
Воспитательная: воспитывать ответственность, коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей.
Принципы и методы обучения:
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
- сотрудничества;
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- «от простого - к сложному».
Основные приемы обучения:
Конструирование по образцу : Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).
Конструирование по модели : В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.
Конструирование по заданным условиям: Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа
приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.
Конструирование по замыслу : Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.
Формы и методы, используемые для реализации программы:
- Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых);
- Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)
- Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, Физминутка).
В реализации данной образовательной программы участвуют дети 4-5 лет.
Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы: в течение 2021 – 2022 учебных годов.
Реализация данной дополнительной образовательной программы рассчитана на три этапа:
Этапы реализации программы:
Первый этап: подготовительный этап
1. Разработка процедур реализации рабочей программы.
2. Подбор учебно-дидактического и методического материала по сопровождению Программы.
3. Составление перспективного плана со структурой этапов, сроков и распределением задач.
4. Входящий мониторинг уровня знаний дошкольников.
Второй этап: Практическая реализация программы
1. Внедрение авторского проекта.
2. Разработка консультаций, памяток для родителей, обеспечивающих эффективность реализации Программы.
Третий этап: Аналитика эффективности реализации программы в реальной социально-образовательной практике
1. Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами.
2. Обобщение опыта работы по Программе и его презентация на родительском собрании.
Формы и режим занятий: Форма занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию.
Данная программа предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 год обучения с октября по май. Познавательный материал в объеме 63 часа в год Программа предусматривает проведение занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» : 20 минут в средней группе. Занятия проводятся в помещении группы № 7, во второй половине дня.
Ожидаемый результат: - Дети умеют действовать по простому алгоритму, схеме, образцу.
- У детей сформирована познавательная и исследовательская активность, стремление к умственной деятельности, они проявляют творчество, инициативу.
- У детей развита мелкая моторика рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
- У детей развита внимание, память, образное и пространственное мышление.
- У дошкольников развит интерес к моделированию и конструированию, творчеству.
- Усовершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.
Материально-техническое оснащение, оборудование: Совместная деятельность проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда: столы, стулья (по росту и количеству детей); интерактивная доска; демонстрационный столик; технические средства обучения (ТСО) - компьютер; презентации и учебные фильмы (по темам занятий); игрушки для обыгрывания; технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи; картотека игр. Оборудование:
• комплект столов и стульев для дошкольников;
• доска;
• стол для педагога;
• комплекты аудиозаписей;
• компьютер;
• фольга;
• пластилин;
• карандаши;
• леска; веревочки;
• цветные бусины
LEGO DUPLO (большая коробка с кубиками); конструктор Тимошка : идей фикс 056 (100деталей); конструктор Томик; Конструктор Полесье Великан 7727-198; Конструктор Mag-Building Carnival GB-W36.
Экранно-звуковые пособия:
• CD-диски;
мультимедийные презентации.
Литература:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева., А. Г. Гогоберидзе., О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352с.
2. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 С.
3. Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. – М. : ИД «Цветной мир», 2018. – 200с., 3-е издание, перераб. и доп.
4. Интернет ресурсы: https://fanclastic.ru/; https://фгос-игра. рф/
5. Материалы из программы курсов повышения квалификации по данной теме. https://xtern.ru/. Центр дополнительного профессионального образования «Экстерн».