Приложение МААМ

Кружок по конструированию-моделированию для детей 4–5 лет

Юлия Анатольевна Гудожникова
Кружок по конструированию-моделированию для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная программа –

по конструктивно – модельному направлению

«Юный конструктор»

для детей 4 - 5 лет

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Публикация «Кружок по конструированию-моделированию для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Направленность программы Содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей. Игры с пальчиками и конструктором Лего создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Новизна программы Данная программа составлена на основе: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева., А. Г. Гогоберидзе., О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352с.

Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 С.

Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. – М. : ИД «Цветной мир», 2018. – 200с., 3-е издание, перераб. и доп.

Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы: 1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.

Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. ЛЕГО - конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. ЛЕГО – конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, фантазирование служат для достижения этого.

Практическая значимость: Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.

Цель и задачи программы:

Цель: Познакомить детей с основами робототехники и конструирования, научить правильно, выполнять инструкцию, и грамотно организовывать процесс конструирования.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей с основными компонентами конструкторов : LEGO DUPLO (большая коробка с кубиками); конструктор Тимошка : идей фикс 056 (100деталей); Конструктор Полесье Великан 7727-198; Конструктор Mag-Building Carnival GB-W36.

Развивающие: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

- учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;

- развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек;

- закрепить знания детей об окружающем мире;

- выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностям в конструктивной деятельности.

Воспитательная: воспитывать ответственность, коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей.

Принципы и методы обучения:

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);

- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

- сотрудничества;

- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

- «от простого - к сложному».

Основные приемы обучения:

Конструирование по образцу : Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).

Конструирование по модели : В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.

Конструирование по заданным условиям: Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа

приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.

Конструирование по замыслу : Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.

Формы и методы, используемые для реализации программы:

- Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых);

- Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)

- Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, Физминутка).

В реализации данной образовательной программы участвуют дети 4-5 лет.

Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы: в течение 2021 – 2022 учебных годов.

Реализация данной дополнительной образовательной программы рассчитана на три этапа:

Этапы реализации программы:

Первый этап: подготовительный этап

1. Разработка процедур реализации рабочей программы.

2. Подбор учебно-дидактического и методического материала по сопровождению Программы.

3. Составление перспективного плана со структурой этапов, сроков и распределением задач.

4. Входящий мониторинг уровня знаний дошкольников.

Второй этап: Практическая реализация программы

1. Внедрение авторского проекта.

2. Разработка консультаций, памяток для родителей, обеспечивающих эффективность реализации Программы.

Третий этап: Аналитика эффективности реализации программы в реальной социально-образовательной практике

1. Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами.

2. Обобщение опыта работы по Программе и его презентация на родительском собрании.

Формы и режим занятий: Форма занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию.

Данная программа предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 год обучения с октября по май. Познавательный материал в объеме 63 часа в год Программа предусматривает проведение занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» : 20 минут в средней группе. Занятия проводятся в помещении группы № 7, во второй половине дня.

Ожидаемый результат: - Дети умеют действовать по простому алгоритму, схеме, образцу.

- У детей сформирована познавательная и исследовательская активность, стремление к умственной деятельности, они проявляют творчество, инициативу.

- У детей развита мелкая моторика рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

- У детей развита внимание, память, образное и пространственное мышление.

- У дошкольников развит интерес к моделированию и конструированию, творчеству.

- Усовершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.

Материально-техническое оснащение, оборудование: Совместная деятельность проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, была создана предметно-развивающая среда: столы, стулья (по росту и количеству детей); интерактивная доска; демонстрационный столик; технические средства обучения (ТСО) - компьютер; презентации и учебные фильмы (по темам занятий); игрушки для обыгрывания; технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи; картотека игр. Оборудование:

• комплект столов и стульев для дошкольников;

• доска;

• стол для педагога;

• комплекты аудиозаписей;

• компьютер;

• фольга;

• пластилин;

• карандаши;

• леска; веревочки;

• цветные бусины

LEGO DUPLO (большая коробка с кубиками); конструктор Тимошка : идей фикс 056 (100деталей); конструктор Томик; Конструктор Полесье Великан 7727-198; Конструктор Mag-Building Carnival GB-W36.

Экранно-звуковые пособия:

• CD-диски;

мультимедийные презентации.

Литература:

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева., А. Г. Гогоберидзе., О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352с.

2. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 С.

3. Лыкова И. А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. – М. : ИД «Цветной мир», 2018. – 200с., 3-е издание, перераб. и доп.

4. Интернет ресурсы: https://fanclastic.ru/; https://фгос-игра. рф/

5. Материалы из программы курсов повышения квалификации по данной теме. https://xtern.ru/. Центр дополнительного профессионального образования «Экстерн».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Кружок «Волшебная бумага» по развитию сенсомоторики детей 4–5 лет»Фотоотчет «Кружок «Волшебная бумага» по развитию сенсомоторики детей 4–5 лет» Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию фотоотчет работы кружка «Волшебная бумага», который способствовал развитию мелкой.

Фотоотчет о выставке работ детей средней группы «Круг, кружок, кружочек»Фотоотчет о выставке работ детей средней группы «Круг, кружок, кружочек» Уважаемые коллеги сегодня я хочу показать вам работы детей средней группы из кружков цветной бумаги. Всю прошедшую неделю мы готовили работы.

Конспект занятия по бумажному моделированию «Воробей» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия по бумажному моделированию «Воробей» для детей младшего школьного возраста Цель: изготовить в технике бумажное моделирование воробья. Задачи: Расширить знания учащихся о птицах. Научить делать в технике бумажное.

Конспект занятия по бумажному моделированию «Змеи» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия по бумажному моделированию «Змеи» для детей младшего школьного возраста Цель: сделать змею в технике бумажное моделирование. Задачи: Рассказать детям о змеях. Научить делать змею в технике бумажное моделирование.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Кружок для детей «Фантазии из цветной шерсти»Кружок для детей «Фантазии из цветной шерсти» Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Рисование цветной шерстью. Методическая разработка с календарно-тематическим.

Кружок рисования детей старшей и подготовительной группы.Кружок рисования детей старшей и подготовительной группы. Хочу поделиться с вами работами моих воспитанников. Работы выпонены гушью и акварелью. Это всего лишь малая часть. Мы учимся смешивать краски.

Мастер-класс по объемному моделированию из цветной бумаги «Лев» для детей от 4-х летМастер-класс по объемному моделированию из цветной бумаги «Лев» для детей от 4-х лет Мастер-класс по объемному моделированию из цветной бумаги «Лев» для детей от 4-х лет Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна,воспитатель, ГБОУ.

Мастер-класс по объемному моделированию из цветной бумаги «Курочка из конусов» для детей от 4-х летМастер-класс по объемному моделированию из цветной бумаги «Курочка из конусов» для детей от 4-х лет Объемное моделирование из цветной бумаги: Курочка из конусов. Мастер класс с пошаговым фото Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна,воспитатель,.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по конструированию-моделированию для детей 4–5 лет
Опубликовано: 12 сентября 2021 в 12:44
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок по конструированию-моделированию для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Анатольевна Гудожникова (УИ 1784358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД