татьяна веселова
Художественная деятельность как неотъемлемая часть эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок по рисованию. «Юный художник»
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Публикация «Художественная деятельность как неотъемлемая часть эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность: в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
• Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
• Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
• Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
• Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
• Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
• Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Материал для работы:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки;
• коктельные трубочки;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки, бумажные;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти;
• цветная бумага, ножницы;
• вата;
• крупа;
• нитки.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Старший дошкольный возраст : более трудные методы и техники:
• Рисование солью, крупой;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• ниткография
• по – сырому;
• набрызг;
• тычок жесткой кистью;
• по – оттиску;
• ладошками;
• зубной щеткой, ватными палочками.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Принципы:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Принцип доступности материала.
Программа рассчитана на кружковую работу:
Подготовительная группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия -35-40 мин.
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Сентябрь
«Веселые мухоморы»-рисование пальчиками. Формировать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать пальчик в краску по мере необходимости.
«Подсолнухи»- упражнять в рисовании пальчиками. Умение рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.
«Грибы в лукошке»(пластилиновая мозаика)
Задачи:
- умение создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческую активность и воображение
«Осенний лист»(по мокрому листу)
Задачи:
- познакомить детей с рисованием по мокрому листу
- учить детей быстро рисовать, пока лист не высох
- учить рисовать простым карандашом
- воспитывать любовь ко всему живому
Октябрь
«Рябинка красная»(мятая бумага плюс рисование пальчиками)
Задачи:
- продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием
- учить рисовать листву деревьев, используя мятую бумагу и учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками)
- развивать воображение и творческие способности
«Воздушные шарики»-умение рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа.
«Мой папа»- умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия,точка,штрих).Содействовать передаче отношения к изображаемому
«Чёрная смородина»(техника пуантилизм)
Задачи:
- познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм).;
- познакомить с внешним видом красной смородины
- воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе
Ноябрь
«Павлин»
Нетрадиционная техника: Рисование ладонью, пальчиками
Задачи: Совершенствовать технику рисования ладонью, пальчиками.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти.
«Зонтик»
Нетрадиционная техника: Рисование с использованием малярного скотча
Задачи: Познакомить с данной техникой.
Оборудование: Силуэты зонтов, гуашь, кисти, поролон, малярный скотч, трубочки (для оформления).
«Моя мама»-умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия,точка,штрих).Содействовать передаче отношения к изображаемому. «Укрась шарфик»-Умение украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство композиции.
Декабрь
«Синички»
Нетрадиционная техника: Рисование с использованием ватных дисков
Задачи: Знакомство с данной техникой. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные диски.
«Заснеженное дерево»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой, пальчиками
Задачи: Познакомить детей с новым материалом для рисования, с техникой «расчесывание краски». Совершенствовать технику рисования пальчиками.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, зубная паста, кисти, пластиковые вилки.
«Пушистая елочка»
Нетрадиционная техника: Отпечаток
Задачи: Познакомить детей с новой техникой рисования перышком.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, перья.
«Красивые снежинки»
Нетрадиционная техника: Свеча, восковые карандаши + акварель
Задачи: Познакомить с техникой рисования свечой, восковыми мелками + акварель. Воспитывать аккуратность.
Январь
«Зимой на прогулке»(пластилиновая мозаика)
Задачи:
- показать способы изображения пластилиновой мозаики и способы её выкладывания (на картоне рисуется пейзаж, а затем выкладывается пластилином)
- закрепить навык работы простым карандашом
- развивать мелкую моторику пальцев рук
- развивать речь детей.
«Елочные игрушки»-восковой мелок и акварель. Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью.
«По замыслу»-Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках.
Февраль
«Два петушка ссорятся»-рисование ладошкой. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.
«Нарисуй чашку и укрась ее»--умение рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой, украшать их узором (основное украшение печать по трафарету, дополнительные-печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма.
«Кораблики в море»-черный маркер и акварель. Умение рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок авкарелью. Воспитывать аккуратность.
«Цветочек для папы»(коллаж)
Задачи:
- вызвать у детей стремление отражать в творческой работе события окружающей жизни;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, желание делать подарки близким людям
Март
«Открытка для мамы»(пластилинография)
Задачи:
- закреплять умение детей выполнять лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы;
- формировать композиционные навыки;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к самому близкому человеку – маме
«Улитка» (Рисование полусухими кистями)
Задачи:
- учить детей полусухими кистями ;
- развивать специальные трудовые умения при использовании в работе с гуашью
«Весеннее солнышко»-рисование ладошками. Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Умение смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую)
«Киска»
Задачи:
- закрепить знания о рисовании по мокрому листу, учить детей быстро рисовать пока лист не высохнет
- учить рисовать силуэт кошки
- воспитывать любовь ко всему живому
Апрель
«Цыплята»
Комкание бумаги или обрывание. Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы).Развивать чувство композиции.
«Укрась свитер». Тычок жесткой кистью. Совершенствовать умения в данных техниках. Воспитывать аккуратность.
«Пасхальное яйцо»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм
Задачи: Воспитывать интерес к народной культуре. Совершенствовать рисование в данной технике.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.
«Вкусное мороженое»
Нетрадиционная техника: Рисование окрашенной пеной
Задачи: Продолжать развивать навыки рисования пеной.
Май
«Праздничный салют»
Нетрадиционная техника: Набрызг
Задачи: Учить изображать салют, используя технику «набрызг».
Оборудование: Листы бумаги, кисти, гуашь, зубные щетки.
«Сирень» натюрморт
Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью
Задачи: Создание рисунка в технике тычок полусухой жесткой кистью.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти. Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, окрашенная пена, трубочки.
«Ландыши» Нетрадиционная техника: Пластилинография
Задачи: Познакомить с техникой пластилинография.
Оборудование: Цветной картон, пластилин, стеки.
«Зонтик»
Рисование с использованием малярного скотча