Евгения Вахрушкина
Кружок занятия по экспериментированию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Осинский детский сад»
Программа кружковой работы «Почемучки»
во второй младшей группе
на 2023-2024 учебный год
Воспитатель: Вахрушкина Е. В.
с. Оса, 2023
Кружковая деятельность по экспериментированию «Почемучки» во второй младшей группе
Пояснительная записка
Публикация «Кружок занятия по экспериментированию во второй младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Роль опытно-экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, трогает и делает сам. Для успешного развития ребёнка необходимо уделять больше внимания на создание условий для активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и связи, видеть пробелы в собственных знаниях;
• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно, однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя – куклы.
Цель кружковой деятельности : создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
• формировать у детей знания о живой и неживой природе;
• развивать инициативу, активность, самостоятельность;
• воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.
Организация работы идё т по следующим взаимосвязанным направлениям:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
• О человеке.
• О предметном мире.
В процессе исследования/экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется, ломается; высоко – низко, далеко – близко; мягкий – твердый – теплый и т. д.)
В работе программы используются:
наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• проведение дидактических игр;
словесные методы:
• чтение литературных произведений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
игровые методы:
• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
• загадывание загадок;
• практические методы;
• организация продуктивной деятельности детей;
• оформление гербария растений, плодов;
• постановка сказок, отрывков литературных произведений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление – изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Время работы: 16.00-16.15 ч
Перспективное планирование кружковой деятельности «Почемучки»
Месяц Тема занятия Целевые ориентиры Литература
Сентябрь «Почему осенью бывает грязь?» 07.09.
Знакомство со
свойствами почвы. Дыбина О. В.
«Из чего сделаны предметы», стр. 17
«Играем с
песком, глиной»
14.09
Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка. Дыбина О. В.
«Из чего сделаны предметы», стр. 19
«Солнечные лучики» 21.09.
Формирование знаний о естественном источнике света – солнце. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 35
«Что в коробке»
28.09.
Знакомство со значением света и его источниками: солнце,
фонарик, свеча. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 9
Октябрь «Каменная дорога»
05.10.
Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут
вдавливаться в мокрый песок. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
«Экспериментальная деятельность детей дошкольного
возраста» стр. 16
«Кто живет в воде»
12.10.
Развитие познавательного интереса и воображения. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 26
«Вкусная водичка»
19.10.
Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
«Экспериментальная деятельность детей дошкольного
возраста» стр. 11
«Волшебная вода»
26.10.
Выявление свойств воды и краски,
способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 9
Ноябрь «Плыви, плыви кораблик»
09.11.
Знакомство со свойствами воды и бумаги. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 8
«Чудо бумага»
16.11.
Расширение знаний
детей о различных видах бумаги. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 6
«Горячо – холодно» 19.11.
Определение
температуры веществ и предметов. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 12
«Теремок»
23.11.
Знакомство детей с деревом. Дыбина О. В. «Из чего сделаны
предметы», стр. 9
Декабрь «Льдинки
разноцветные, яркие,
приметные»
07.12.
Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 5,28
«Мороз и солнце день чудесный» 14.12.
Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от
температуры воздуха. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 21
«Ледовая фантазия»
21.12.
Формирование
представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед – тает в тепле). Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 20-21
«Ветер, ветер, ветерок»
28.12.
Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение
определять силу ветра. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 8
Январь «Да здравствует мыло душистое» 11.01
Расширение знаний о свойствах мыла и его
назначении путем экспериментирования. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 7-8
«Снег – снежок»
18.01.
Знакомство с элементарными
свойствами снега: холодный, в тепле тает,
превращается в воду. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 22
«Следы на снегу»
25.01.
Пополнение знаний детей о плотности снега. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 23
Февраль «Мои глаза»
01.02.
Формирование
представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 13
«Носики- курносики сопят»
08.02.
Формирование
представлений детей о носе человека, о его
функциях и значении в жизни человека. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
«Экспериментальная деятельность детей дошкольного
возраста» стр. 9
«Для чего мне нужен язычок?» 15.02.
Формирование
представлений детей о языке человека, его
значении. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 15
«Держим ушки на макушке» 22.02.
Формирование представлений об органе слуха – ухе. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 11
Март «Что лучше бумага или ткань»
07.03.
Знакомство с бумагой и тканью, с их свой-
ствами и качествами. Дыбина О. В.
«Из чего сделаны предметы», стр. 15
«Тарелочка из глины»
15.03.
Знакомство с глиной, ее качествами и
свойствами. Дыбина О. В.
«Из чего сделаны предметы», стр. 17
«Бантик из бумаги и ткани»
22.03.
Закрепление представления о свойствах
бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее
можно стирать и гладить) Дыбина О. В.
«Из чего сделаны предметы», стр. 18
«В гостях у
Красной Шапочки»
Закрепление знаний о
материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны
предметы. Дыбина О. В.
«Из чего сделаны предметы», стр. 21
Апрель «Тонет – не тонет»
05.04.
Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни
остаются на поверхности воды, другие – тонут. Дыбина О. В.
«Из чего сделаны предметы», стр. 28
«Витамины на окне»
12.04.
Формирование
представлений детей о том, что для роста
растений нужны вода и свет. Дыбина О.
В. «Неизведанное рядом», стр. 19
«Весенняя веточка» 19.04.
Наблюдение за
появлением листочков на веточке. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 20
«Что в пакете?»
26.04.
Знакомство со
свойствами воздуха. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 30
Май «Мыльные пузыри» 03.05
Закрепление представлений о
свойствах воздуха. Дыбина О. В.
«Неизведанное рядом», стр. 31
«Живое – не живое»
17.05.
Формирование представлений о понятии
«живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам. Дыбина О. В.
«Из чего сделаны предметы», стр. 19
Итоговое занятие
24.05.
Определение эффективности занятий кружка в достижении
поставленных задач Дыбина О. В.
«Из чего сделаны предметы», стр. 16-
18
Методическая литература
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры
– занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М. : «Детство – пресс», 2015