Елена Мостова
Кружок в средней группе «Родная старина»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок в средней группе
Дети дошкольного возраста большие почемучки и задают взрослым очень много вопросов на разные темы. При чтении русских народных сказок дети часто задают вопросы: «Что такое скалка?», «Что такое изба?», «Что такое амбар?» и т. д. Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта, обычаи и культуру народа, носителями которой мы являемся.
Публикация «Кружок в средней группе „Родная старина“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Важным условием и участником кружка является специальное помещение – мини-музей «Русская изба» в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, макет печи, кувшины и т. д. Такое убранство избы вводит детей в атмосферу русской деревни, помогает детям эмоционально ощутить и пережить содержание сказок.
В избе детей приветствует хозяйка, которая является душой этой избы и хранительницей всех народных традиций (роль хозяйки исполняю сама). Кроме того, в избе живёт ещё один персонаж – домовёнок Кузя (образная кукла) – представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Он любит общаться с детьми, рассказывать им сказки, стишки и потешки, однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что ребята о ней знают.
Цель кружка: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа.
Задачи: Познакомить детей с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы;
Развивать интерес, любознательность к предметам старины;
Обогащать у детей речь образными выражениями малых форм фольклора;
Формировать уважение к историческому прошлому:
Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Ожидаемые результаты: Дети знают и называют предметы домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д., предметы русского национального костюма, рассказывают потешки, играют в народные игры.
Принципы создания программы:
1. Доступность
2. Систематичность и последовательность
3. Мотивация
4. Индивидуальзация
5. Краеведение
Методическое обеспечение: экспонаты мини-музея «Русская изба» (самовар, люлька, коромысло, рукомойник, женская и мужская народная одежда и т. д).
Методы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический, информационно-рецептивный.
Данная программа рассчитана на детей средней группы (4-5 лет). Срок её реализации один год.
Формы работы с детьми: НОД, совместная деятельность, экскурсии, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
Кружок проводится во вторую половину дня.
Содержание курса
1.«Ах, эта русская изба»
Цель: Познакомить детей с мини-музеем «Русская изба», с экспонатами музея, с её хозяйкой.
2. Что расскажет о себе посуда.
Цель: Познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной; научить лепить посуду из глины.
3. Роспись глиняной посуды.
Цель: Продолжать учить детей рисовать кистью; научить расписывать глиняную посуду.
4. Печка-матушка.
Цель: Познакомить детей с печью, чугунком, ухватом, кочергой. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Формировать у детей познавательные качества. Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминается о печи.
5.«Колобок, колобок…»
Цель: Познакомить детей с историей выпечки колобка; с предметами: совок, решето, мукосейка, квашня, лопата. Научить детей лепить колобок из солёного теста.
6. Капустные посиделки.
Цель: Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу; приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать трудолюбие.
7.«…На досуге веселушка и накормит всех вокруг».
Цель: Роспись ложки. Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.
Цель: Побуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.
8. Щи да каша – пища наша.
Цель: Познакомить детей с предметом обихода-глиняным горшком (крынкой). Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.
9. Рукомойник.
Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом наших предков; познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение.
10. Посиделки у самовара.
Русская народная игра «Пирог».
Цель:Познакомить детей с самоваром (в сравнении с чайником, с традициями русского чаепития. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.
Научить детей играть в русскую народную игру «Пирог».
11. Баранки для чаепития.
Цель: Пополнить экспонатами мини-музей «Русская изба»; вылепить с детьми баранки из солёного теста для чаепития.
12.«А я по воду ходила…»
Цель: Познакомить детей с предметами обихода: вёдрами, коромыслами, стиральной доской, деревянным корытом. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве.
13. От лучинки до электрической лампы.
Цель: Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин.
Развивать интерес к познаниям. Воспитывать любознательность.
14. Предметы крестьянского быта.
Цель:Экскурсия в краеведческий музей п. Вохма в зал старины. Закрепить и пополнить знания детей о старинной посуде.
15. Д. Игры: «Покажи, что назову»,
«Что сначала, что потом».
Цель: Развивать умение различать и называть предметы быта прошлого и настоящего.
16. Что прячется в старинном сундуке.
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом. Расширить представления о том, что бывает праздничная и домашняя одежда (будничная). Активизировать в речи детей слова: сарафан, кокошник, рубаха, штаны, косоворотка, кушак.
Развивать интерес к познанию русской культуры.
17. Сундучок Деда Мороза.
Цель: Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Познакомить с ёлочными игрушками бабушек и дедушек.
Повторить правила безопасности украшения елки. Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки. Научить детей лепить ёлочные игрушки из солёного теста, украшать их рельефным узором.
Развивать творческие способности.
18. Одежда русского народа.
Цель: Декоративная роспись по мотивам вышивок: понева, нарукавная вышивка, рубаха. Расширить представления детей об одежде русского народа и ее украшении.
Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивки.
Развивать навыки в составлении узора и его прорисовке.
19. Девичьи головные уборы.
Украшение головного убора (повязки) – аппликация.
Цель: Познакомить детей с девичьим головным убором (из чего изготавливался, как украшался, когда носился).
Упражнять детей в составлении декоративного мозаичного узора, подчеркивая форму венца, соблюдая ритм узора и цвета.
Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Формировать эстетический вкус.
20. Женские головные уборы.
Цель: Познакомить детей с разнообразием головных уборов русских женщин.
Дать представления о головных платках и полотенцах, национальных традициях их использования.
Развивать мелкую моторику рук посредством различных способов завязывания головных уборов.
Воспитывать эстетический вкус.
21. Как рубашка в поле выросла.
По мотивам рассказа К. Д. Ушинского.
Цель: Познакомить детей с технологией изготовления крестьянами одежды.
Расширить словарный запас детей новыми словами: трепало, мялка, кросна, лен, кудель и др.
Воспитывать у детей уважение к нелегкому труду крестьян.
22. Домотканые половики.
«Половичок для куклы Маши» - рисование красками.
Цель: Познакомить детей с домоткаными половиками, техникой их изготовления. Продолжать учить отрезать полоски бумаги «половички», раскрашивать их красками.
23.«Эх, лапти, мои…».
Народная подвижная игра «Лапти».
Цель: Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.
Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении, о родовидовых понятиях.
Развивать связную речь.
Научить детей играть в народную подвижную игру «Лапти».
24. Праздник «Русского валенка».
Цель: Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа. Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.
Обобщить знания детей о валенках, их значении в жизни человека.
25. Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая.
Цель:Приобщать детей к культурно-историческим праздникам; воспитывать интерес к событиям культурно-исторического календаря; воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, разучивание песни «Блины».
26. Знакомство с русской народной куклой.
Цель: Подвести детей к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).
Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Научить детей мастерить обережную куклу. Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-закрутка», «оберег», «безликая».
27. Русский народный костюм.
Экскурсия в краеведческий музей п. Вохма в зал старины.
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о народном костюме.
28. Ходит сон по лавочке, в голубой рубашечке.
Русская народная игра «Сидит Дрёма»
Цель: Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.
Научить детей играть в русскую народную игру «Сидит Дрёма»
29. Золотое веретено.
Дидактическая игра: «Кто быстрее намотает клубок».
Цель: Познакомить детей с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины. Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок.
30. Пасха.
Украшение яиц.
Цель: Рассказать детям о праздновании православного праздника «Пасха», с пасхальными обычаями; научить украшать пасхальные яйца. Развивать у детей интерес к русским традициям.
31. Русская свистулька.
Лепка свистулек.
Цель: Познакомить детей с русской свистулькой; научить лепить свистульки из глины.
32. Заглянем в фотоальбом.
Цель: Рассмотреть с детьми старинные фотографии, сравнить их с современными.
Раскрыть понятие «Родня»; продолжать знакомство с условиями жизни, кругом занятий, интересами родственников.
33.«Ах, эта русская изба…» - праздник.
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о русской избе.
Литература
1. Бойчук И. А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – С. П. б. ; ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2009.-224с.
2. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – С. П. б. : ДЕТСВО – ПРЕСС; 2010.-160с.
3. Князева О. Л Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство –Пресс, 2010.-304с.