МААМ-картинки

Кружок в средней группе «Родная старина»

Елена Мостова
Кружок в средней группе «Родная старина»
▼ Скачать + Заказать документы

Кружок в средней группе

Дети дошкольного возраста большие почемучки и задают взрослым очень много вопросов на разные темы. При чтении русских народных сказок дети часто задают вопросы: «Что такое скалка?», «Что такое изба?», «Что такое амбар?» и т. д. Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта, обычаи и культуру народа, носителями которой мы являемся.

Публикация «Кружок в средней группе „Родная старина“» размещена в разделах

Важным условием и участником кружка является специальное помещение – мини-музей «Русская изба» в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, макет печи, кувшины и т. д. Такое убранство избы вводит детей в атмосферу русской деревни, помогает детям эмоционально ощутить и пережить содержание сказок.

В избе детей приветствует хозяйка, которая является душой этой избы и хранительницей всех народных традиций (роль хозяйки исполняю сама). Кроме того, в избе живёт ещё один персонаж – домовёнок Кузя (образная кукла) – представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Он любит общаться с детьми, рассказывать им сказки, стишки и потешки, однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что ребята о ней знают.

Цель кружка: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа.

Задачи: Познакомить детей с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы;

Развивать интерес, любознательность к предметам старины;

Обогащать у детей речь образными выражениями малых форм фольклора;

Формировать уважение к историческому прошлому:

Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

Ожидаемые результаты: Дети знают и называют предметы домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д., предметы русского национального костюма, рассказывают потешки, играют в народные игры.

Принципы создания программы:

1. Доступность

2. Систематичность и последовательность

3. Мотивация

4. Индивидуальзация

5. Краеведение

Методическое обеспечение: экспонаты мини-музея «Русская изба» (самовар, люлька, коромысло, рукомойник, женская и мужская народная одежда и т. д).

Методы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический, информационно-рецептивный.

Данная программа рассчитана на детей средней группы (4-5 лет). Срок её реализации один год.

Формы работы с детьми: НОД, совместная деятельность, экскурсии, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

Кружок проводится во вторую половину дня.

Содержание курса

1.«Ах, эта русская изба»

Цель: Познакомить детей с мини-музеем «Русская изба», с экспонатами музея, с её хозяйкой.

2. Что расскажет о себе посуда.

Цель: Познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной; научить лепить посуду из глины.

3. Роспись глиняной посуды.

Цель: Продолжать учить детей рисовать кистью; научить расписывать глиняную посуду.

4. Печка-матушка.

Цель: Познакомить детей с печью, чугунком, ухватом, кочергой. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Формировать у детей познавательные качества. Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминается о печи.

5.«Колобок, колобок…»

Цель: Познакомить детей с историей выпечки колобка; с предметами: совок, решето, мукосейка, квашня, лопата. Научить детей лепить колобок из солёного теста.

6. Капустные посиделки.

Цель: Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу; приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать трудолюбие.

7.«…На досуге веселушка и накормит всех вокруг».

Цель: Роспись ложки. Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

Цель: Побуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.

8. Щи да каша – пища наша.

Цель: Познакомить детей с предметом обихода-глиняным горшком (крынкой). Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

9. Рукомойник.

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом наших предков; познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение.

10. Посиделки у самовара.

Русская народная игра «Пирог».

Цель:Познакомить детей с самоваром (в сравнении с чайником, с традициями русского чаепития. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.

Научить детей играть в русскую народную игру «Пирог».

11. Баранки для чаепития.

Цель: Пополнить экспонатами мини-музей «Русская изба»; вылепить с детьми баранки из солёного теста для чаепития.

12.«А я по воду ходила…»

Цель: Познакомить детей с предметами обихода: вёдрами, коромыслами, стиральной доской, деревянным корытом. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве.

13. От лучинки до электрической лампы.

Цель: Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин.

Развивать интерес к познаниям. Воспитывать любознательность.

14. Предметы крестьянского быта.

Цель:Экскурсия в краеведческий музей п. Вохма в зал старины. Закрепить и пополнить знания детей о старинной посуде.

15. Д. Игры: «Покажи, что назову»,

«Что сначала, что потом».

Цель: Развивать умение различать и называть предметы быта прошлого и настоящего.

16. Что прячется в старинном сундуке.

Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом. Расширить представления о том, что бывает праздничная и домашняя одежда (будничная). Активизировать в речи детей слова: сарафан, кокошник, рубаха, штаны, косоворотка, кушак.

Развивать интерес к познанию русской культуры.

17. Сундучок Деда Мороза.

Цель: Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Познакомить с ёлочными игрушками бабушек и дедушек.

Повторить правила безопасности украшения елки. Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки. Научить детей лепить ёлочные игрушки из солёного теста, украшать их рельефным узором.

Развивать творческие способности.

18. Одежда русского народа.

Цель: Декоративная роспись по мотивам вышивок: понева, нарукавная вышивка, рубаха. Расширить представления детей об одежде русского народа и ее украшении.

Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивки.

Развивать навыки в составлении узора и его прорисовке.

19. Девичьи головные уборы.

Украшение головного убора (повязки) – аппликация.

Цель: Познакомить детей с девичьим головным убором (из чего изготавливался, как украшался, когда носился).

Упражнять детей в составлении декоративного мозаичного узора, подчеркивая форму венца, соблюдая ритм узора и цвета.

Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

Формировать эстетический вкус.

20. Женские головные уборы.

Цель: Познакомить детей с разнообразием головных уборов русских женщин.

Дать представления о головных платках и полотенцах, национальных традициях их использования.

Развивать мелкую моторику рук посредством различных способов завязывания головных уборов.

Воспитывать эстетический вкус.

21. Как рубашка в поле выросла.

По мотивам рассказа К. Д. Ушинского.

Цель: Познакомить детей с технологией изготовления крестьянами одежды.

Расширить словарный запас детей новыми словами: трепало, мялка, кросна, лен, кудель и др.

Воспитывать у детей уважение к нелегкому труду крестьян.

22. Домотканые половики.

«Половичок для куклы Маши» - рисование красками.

Цель: Познакомить детей с домоткаными половиками, техникой их изготовления. Продолжать учить отрезать полоски бумаги «половички», раскрашивать их красками.

23.«Эх, лапти, мои…».

Народная подвижная игра «Лапти».

Цель: Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.

Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении, о родовидовых понятиях.

Развивать связную речь.

Научить детей играть в народную подвижную игру «Лапти».

24. Праздник «Русского валенка».

Цель: Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа. Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.

Обобщить знания детей о валенках, их значении в жизни человека.

25. Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая.

Цель:Приобщать детей к культурно-историческим праздникам; воспитывать интерес к событиям культурно-исторического календаря; воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, разучивание песни «Блины».

26. Знакомство с русской народной куклой.

Цель: Подвести детей к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая).

Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Научить детей мастерить обережную куклу. Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-закрутка», «оберег», «безликая».

27. Русский народный костюм.

Экскурсия в краеведческий музей п. Вохма в зал старины.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о народном костюме.

28. Ходит сон по лавочке, в голубой рубашечке.

Русская народная игра «Сидит Дрёма»

Цель: Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

Научить детей играть в русскую народную игру «Сидит Дрёма»

29. Золотое веретено.

Дидактическая игра: «Кто быстрее намотает клубок».

Цель: Познакомить детей с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины. Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок.

30. Пасха.

Украшение яиц.

Цель: Рассказать детям о праздновании православного праздника «Пасха», с пасхальными обычаями; научить украшать пасхальные яйца. Развивать у детей интерес к русским традициям.

31. Русская свистулька.

Лепка свистулек.

Цель: Познакомить детей с русской свистулькой; научить лепить свистульки из глины.

32. Заглянем в фотоальбом.

Цель: Рассмотреть с детьми старинные фотографии, сравнить их с современными.

Раскрыть понятие «Родня»; продолжать знакомство с условиями жизни, кругом занятий, интересами родственников.

33.«Ах, эта русская изба…» - праздник.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о русской избе.

Литература

1. Бойчук И. А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – С. П. б. ; ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2009.-224с.

2. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – С. П. б. : ДЕТСВО – ПРЕСС; 2010.-160с.

3. Князева О. Л Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство –Пресс, 2010.-304с.

Публикации по теме:

Как хорошо иметь друзей! Мотивационные куклыКак хорошо иметь друзей! Мотивационные куклы Добрый вечер, дорогие коллеги! Я снова рада Вас видеть и участвовать в нашем прекрасном сайте! Жизнь педагогов не стоит на месте. Для всестороннего.

Почемучки -Интересно, почему? Ну, никак я не пойму Почему горбат верблюд, Что такое целый пуд? Отвечает мама строго: -Задаешь вопросов много! Я хочу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок в средней группе «Родная старина»
Опубликовано: 17 мая 2014 в 22:13
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружок в средней группе «Родная старина»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мостова (УИ 41630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД