Кружок «Юный краевед» для 5–8 классов

Диана Арсланова
Кружок «Юный краевед» для 5–8 классов

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

(Челябинская область)

Личностные

Метапредметные

ценностные ориентации выпускников основной школы, Регулятивные

способности к самостоятельному приобретению новых

отражающие

знаний и практических умений, умения управлять

индивидуально-личностные позиции:

своей познавательной деятельностью;

гуманистические и демократические ценностные

умения организовывать свою деятельность, определять

ориентации, готовность следовать этическим нормам

её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и

поведения в повседневной жизни и производственной применять их на практике, оценивать достигнутые

деятельности; результаты:

осознание себя как члена общества на глобальном, 5–6 классы

региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, самостоятельно обнаруживать и формулировать

гражданин Российской Федерации, житель конкретного учебную проблему, определять цель

региона); деятельности;

осознание целостности природы, населения и хозяйства конечный результат, выбирать из предложенных

Земли, материков, их крупных районов и стран; и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения

представление о России как субъекте мирового

проблемы;

географического пространства, её месте и роли в современном

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при

мире; необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

осознание единства географического пространства в диалоге с учителем совершенствовать

России как единой среды обитания всех населяющих ее самостоятельно выработанные критерии оценки.

народов, определяющей общность их исторических судеб; 7–9 классы

• самостоятельно обнаруживать и формулировать

осознание значимости и общности глобальных проблем

проблему в групповой и индивидуальной деятельности;

человечества;

• выдвигать версии и решения

гармонично развитые социальные чувства и качества: проблемы, осознавать конечный

результат, выбирать из предложенных и искать

умение оценивать с позиций социальных норм

собственные поступки и поступки других людей; самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в

эмоционально-ценностное отношение к окружающей

группе) план решения проблемы

среде, необходимости ее сохранения и рационального

(выполнения проекта);

использования; • подбирать к каждой проблеме (задаче)

адекватную ей теоретическую модель;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой краеведческих знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

• работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

• свободно пользоваться выработанными

критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

• в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

• самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

• уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные

формирование и развитие посредством краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

5–6- классы

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

• составлять тезисы, различные виды планов

(простых, сложных и т. п.); преобразовывать

информацию из одного вида в другой (таблицу в текст

и пр.);

• вычитывать все уровни текстовой информации;

• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

• давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

• осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

• обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• строить логическое рассуждение,

включающее установление причинно-

следственных связей;

• создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с

целью выявления общих законов, определяющих

данную предметную область;

• представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

• преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения, доказательство (аргументы, факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое, приёмы слушания;

• самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

• уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные:

5–6 классы

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

7–9 классы

• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• учиться критично относиться к своему мнению, с

достоинством признавать ошибочность своего мнения

(если оно таково) и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи:

мнение (точку зрения, доказательство (аргументы,

факты; гипотезы, аксиомы, теории;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и

договариваться с людьми иных позиций.

СМИ и т. д. Источником нужной информации могут

быть представители различных профессий, родители,

увлеченные люди, школьники.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа предусматривает формы организации занятий: беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа, экскурсии, встречи, работа с документами, СМИ, исследовательская деятельность, викторины, реализации проектов и т. д.

5 класс

Формы организации: познавательная беседа, интерактивная беседа, викторина, практикум, работа с картами, работа с коллекциями и

экскурсии, построение графиков

Виды деятельности: задавать вопросы, вступать в диалог, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, работать с

картой, решение практических и проблемных ситуаций, наблюдать за природными явлениями, искать информацию.

6 класс

Формы организации: познавательная беседа, ролевая игра, практикум, работа с картами, экскурсии

Виды деятельности: выделять главную и избыточную информацию, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения

или отсутствия планируемого результата

7 класс

Достопримечательности Челябинского Южного Урала.

Формы организации: познавательная беседа, ролевая игра, практикум, работа с картами,экскурсии, встреча с интересными людьми.

Виды деятельности: выделять главную и избыточную информацию, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения

или отсутствия планируемого результата

8 класс

История и культура Челябинского Урала

Формы организации: познавательная беседа, выступления учащихся, круглый стол, ролевая игра, практикум, работа с картами,экскурсии, встреча с интересными людьми.

Виды деятельности: обсуждение базовых понятий, поиск информации на сайтах и формирование своего сообщения, вести диалог,

обсуждение проблемной темы выделять главную и избыточную информацию, оценивать свою деятельность, аргументируя причины

достижения или отсутствия планируемого результата.

9 класс

Формы организации: познавательная беседа, выступления учащихся, круглый стол, систематизация информации, работа с ИКТ,

составлять презентации, ролевая игра, практикум, работа с картами, встреча с интересными людьми

Виды деятельности: обсуждение базовых понятий, поиск информации на сайтах и формирование своего сообщения, вести диалог,

обсуждение проблемной темы выделять главную и избыточную информацию, оценивать свою деятельность, аргументируя причины

достижения или отсутствия планируемого результата

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс

№ Тема Количество

часов

Раздел IИсторико-географический портрет. 8часов.

1. Вводное занятие. Что нужно знать юному краеведу. 1

2 Планирование и организация работы объединения. 1

3 История открытия нашего края. 1

4 Первопроходцы. 1

5-6 Практические занятия. Экскурсия в краеведческий 2

музей.

7 Челябинская область сегодня. 1

8 Практическое занятие. Работа с картами Челябинской 1

области.

Раздел II. История границ. 9 часов

9 Первое пограничье. ХVII век. 1

10 Оренбургский проект. XVIII век 1

11 Заводские дачи. XVIII век 1

12 Практическое занятие. Работа с картой. 1

13 От уездов к области. XIX век и начало XX века. 1

14 Викторина «История изучения края» 1

15 Географическое положение г. Челябинска, 1

Тракторозаводского р-на, школы №19

16 Практическое занятие. Обозначение на контурной карте 1

природных и административных границ области.

17 Определение географического положения своей школы. 1

Съемка плана области.

Раздел III. Геология, полезные ископаемые и рельеф. 7 часов.

18 Рельеф Челябинского Урала: три ступени высоты. 1

19 Биография Уральских гор. 1

20 Практическое занятие. Работа с физическими картами. 1

21 Недра Челябинского Урала. Редкиеи уникальные 1

ископаемые.

22 Практическое занятие. Определение полезных 1

ископаемых по образцам и нанесение на контурную

карту их районов.

23 Экскурсия в краеведческий музей. 1

Раздел IV. Климат и погода. 11 часов.

24 О метеорологических наблюдениях в нашем крае. 1

25 Практическое занятие. Наблюдение за погодой 1

(Заполнение календаря наблюдений за погодой)

26 Погодные явления на Южном Урале 1

27 Практическое занятие. Составления «розы ветров» для 1

своего района

28 Климатические особенности разных частей нашего 1

края.

29 Практическое занятие. Построение графика хода 1

температуры за сутки, за месяц.

30 Ветер,причины его образования. Господствующие 1

ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на

погоду.

31 Практическое занятие. Фенологические наблюдения за 1

погодой в нашем районе.

32 Роль климата в жизни южноуральцев. 1

33 Практическое занятие. Составление климатического 1

очерка Тракторозаводского района.

34 Итоговые занятия. Викторина юных краеведов. 1

Итого 34

6 класс

№ Тема Часы

Раздел I.Введение. Природа Челябинского Южного Урала. 1 час

1 Вводное занятие. «Планирование и организация работы 1

объединения»

Раздел II. Реки и озера Челябинской области. 12 часов.

2 На евразийском водоразделе. 1

3 Речная сеть Челябинской области. 1

4 Практическое занятие. Обозначение на контурной карте крупных р 1

Челябинской области.

5 Река Миасс. 1

6 Озера Челябинской области. Увильды. Тургояк. Зюраткуль. 1

7 Практические занятия. Работа с картами и обозначение крупных ре на 1

контурных картах.

8 Изучение местных грунтовых вод (родники, колодцы) 1

9 Изучение озер: Первое, Смолино, Синеглазово. 1

10 Практические занятия: Защита рефератов. Определение гидрологических 1

характеристик озер.

11 Рациональное использование в хозяйственной деятельности челове 1

местных поверхностных и грунтовых вод.

12 Вода в жизни жителей нашего края. 1

13 Экскурсия на озеро Первое. 1

Раздел III.Природные комплексы. 22 часа.

14 Природные зоны и ландшафты. 1

15 Почвы Челябинской области. Естественное плодородие почвы – важнейшее 1

Её

свойство.

16 Практическое занятие. Составление почвенно-географической карт своей 1

местности.

17 Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв. 1

18-19 Экскурсия в ЧГАИУ – кафедра земледелия (монолиты почв) 2

20 Растительный мир горно-лесной зоны: типичные представители 1

природной зоны, их приспособленность к местным условиям.

21 Растительный мир лесостепной зоны: типичные представител 1

природной зоны, их приспособленность к местным условиям.

22 Растительный мир степной зоны: типичные представители 1

природной зоны, их приспособленность к местным условиям.

23 Лекарственные растения, произрастающие на территории 1

Челябинской области.

24 Практическое занятие. Составление почвенно-растительной схемы 1

25 Животный мир горно-лесной, лесной зоны Челябинской области; 1

типичные представители природных зон, их приспособленность к

зонам.

26 Животный мир лесостепной и степной зон. 1

27 Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Водные 1

растения и животные.

28 Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории 1

Челябинской области.

29 Заповедники Челябинской области: Ильменский. 1

30 Национальный парк Зюраткуль. 1

31 Национальный парк Таганай. 1

32 Животные и растения, занесенные в Красную Книгу Челябинской 1

области.

33 Практическое занятие: обозначение на контурной карте охраняемы 1

природные объекты, расположенные в Челябинской области.

34 Итоговое занятие. Викторина 1

Итого 34ч.

7 класс

№ Тема Количество

часов

Раздел I Краса и гордость родного края (2 часа).

1. Вводное занятие. Планирование и организация работы. 1

2 Введение. Комплексное (историко- географическое) 1

районирование Челябинской области.

Раздел II. Наследие. 3часа.

3 Природные достопримечательности и особо 1

охраняемые территории Южного Урала.

4 Памятники истории и культуры Южного Урала. 1

5 Местные достопримечательности в школе. 1

Раздел III. Южно-Зауральский край. 9 часов

6 «На древнем Даиксе» Жизнь первых покорителей 1

степей.

7 «В стране городов» Укрепленные поселения 1

бронзового века в Южном Зауралье.

8 «В краю кочевников» Археологические памятники 1

раннего железного века и средневековья в Южном

Зауралье.

9 «Лесные острова в степном море». Природные 1

достопримечательности Южного Зауралья.

10 «Патриарх южно-уральских городов» Город-музей 1

Верхнеуральск.

11 «На степной границе России» Историко-культурные 1

памятники новолинейного района.

12 «Торговые ворота Зауралья» Город-музей Троицк. 1

13 «Металлургическая столица России» Памятники 1

индустриального Магнитогорска.

14 Практическое занятие. Заочная экскурсия в город 1

Магнитогорск

Раздел IV. Горнозаводский край. 10 часов.

15 «Пещеры и Каменные Палатки» Святилища древних 1

обитателей Южноуральских гор

16 Сердце горного края «Национальный парк» Зюраткуль 1

17 «Горная страна» Национальный парк Таганай 1

18 Практическое задание. Работа с картами, контурными 1

картами по национальным паркам.

19 «Младший брат Байкал». Озеро Тургояк и остров Веры 1

20 Практическое задание. Работа с картами. Определение 1

гидрологической характеристике озера.

21 «Демидовское наследие». Города-заводы Касли и 1

Кыштым.

22 «Город крылатого коня». Златоуст - город музей. 1

23 «Уральские атомграды». Озёрск, Снеженск, 1

Трёхгорный.

24 Практическое задание. Работа с картами и 1

статистическим материалом

Раздел V. Восточно-Зауральский край 11 часов.

25 «Река времени» Археологические памятники 1

междуречья Исети и Миасса

26 «Чёрное, белое, и золотое». Открытие и освоение 1

месторождения угля, мрамора и золота на Южном Урале.

27 «Стране здоровья» Курортные озёра Кисеги, Увельды. 1

28 Практическое задание. Работа с картами 1

29 «В уездном городе» Памятники истории и архитектуры 1

дореволюционного Челябинска

30 «Ворота города» Экскурсия в ЮУЖД 1

31 «В областном центре» Памятники истории и культуры 1

современного Челябинска.

32 «Уральский Тракторосад» Экскурсия в музей ЧТЗ 1

33 «Парк Победы» Достопримечательности 1

Тракторозаводского района. «Семь городов под одной крышей»

Челябинский район

«Устремляясь в будущее» Достопримечательности современного

Челябинска

34 Итоговое занятие. Викторина 1

Итого 34

8 класс

№ Тема Количество

часов

Раздел IВведение. 2часа.

1. Вводное занятие. Планирование и организация работы. 1

2 Введение. Наша Родина — Челябинский Южный Урал 1

Раздел II. Народы Южного Урала: История и современность 14 часов

3 Между Европой и Азией: древние и средне — вековые 1

Народы

4 Самый уральский народ: башкиры 1

5 Народ свободных людей: казахи 1

6 Крестьяне, казаки и заводские: русские 1

7 Братья - славяне: украинцы и белорусы 1

8 Загадочные земляки. Крещеный народ: нагайбаки 1

9 Представители России в полуденной Азии: татары 1

10 Потомки древних булгар: чуваши 1

11 Родом из центра России: мордва 1

12 Южноуральские европейцы: немцы 1

13 История древнего народа: евреи 1

14 Яркий след на уральской земле: поляки 1

15 Сто лет перемен этнические процессы в XX в. 1

16 Фестиваль народов творчества проживающих в 1

Челябинской области.

Раздел III Просвещение и искусство на Южном Урале 24 часов.

17 «Под сенью куполов»: религии и храмы 1

18 «От училище до университета»: просвещение и 1

Искусство

19 Краеведческие исследования в Челябинске 1

20 Библиотеки в Челябинске 1

21 История музеев в Челябинске 1

22 Архитектура Челябинска 1

23 Изобразительное искусство. Скульптура. Живопись. 1

24 Чугунное кружево : каслинское и кусинское литье 1

25 Искусство мастеров Златоуста: гравюра на стали 1

26 Народное декоративно-прикладное искусство:ремесла 1

и промысли

27 «Звуков волшебство» музыки 1

28 «Сценическое искусство» Театр 1

29 Художники Южного Урала 1

30 Практический зачет «Культура Челябинска» 1

31 Население Тракторозаводского района 1

32 Практические занятия. Работа с картами 1

Тракторозаводского р-на

33 Памятники истории Тракторозаводского р-на. История заселения 1

Северо-Восточного микрорайона г.

Челябинска

34 Итоговое занятие Викторина 1

Итого 34

9 класс

№ Тема занятия Количество

часов

Раздел IВведение. 2часа.

1. Вводное занятие. Планирование и организация работы. 1

2 Введение. «Экономики и общество Южного Урала.» 1

Раздел II. От Исетской провинции до Челябинской Губернии. 4 часа

3 «На службе Отечества»:оренбургское казачество 1

4 «В горных округах»: южноуральские заводы 1

5 «Зауральский Чикаго»:дореволюционный Челябинск. 1

6-7 Практическое занятие. Работа с картами 2

Раздел III Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской

области 12 часов.

8 «Опорный край державы»: общая характеристика 1

Хозяйства

9 Бурый уголь и «мирный атом»:Топл-Эжер компания 1

10 «Хлеб экономики» черная,цветная и «белая» 1

Металлургия

11 «Сердцевина промышленности»: машиностроительный 1

Комплекс

12 «Промышленность чудесных превращений»: 1

лесохимическое производство

13 «Фундамент завтрашнего дня»:строительный комплекс 1

14 «Продукты для народа»: агропромышленный комплекс 1

15- Экскурсия на хлебокомбинат №1 2

16

17 От «ширпотреба» к модной индустрии: легкая 1

промышленность

18 «Кровеносная система хозяйства»: инфраструктурный 1

Комплекс

19 От охраны природы к устойчивому развитию: экология 1

и природопользование

Раздел IV. «Микрорегионы и города Челяб. области 12 часов

20 «Край дважды целинный»:Южное Зауралье 1

21 Практическое занятие. Заочная экскурсия по улицам и 1

скверам г. Магнитогорск

22 Горнозаводской Южный Урал 1

23 Южноуральское «Сколково»: Озерск 1

24 Основной градообразующий центр: Снежинск 1

25 Приборостроительный в Трехгорном 1

26 «Центр или перифирия» Восточное Зауралье 1

27 «Столица Южного Урала»:Челябинск 1

28 «Устремляясь в будущее». Достопримечательности 1

современного Челябинска

29- «Челябинский арбат». Пешеходная экскурсии 2

30 (ул. Труда, Кировка, Народный дом, пл Революции)

31 «Между Европой и Азией» экономические связи 1

Раздел V. Челябинская область -субъект РФ. 4 часа.

32 «Южноуральцы-главное богатство нашего края» 1

33 «Губернатор и депутаты»: полномочия областных 1

органов государственной власти. «На страже закона»: судебная

власть и защита прав человека

34 Итоговое занятие. Викторина 1

Итого 34

Публикации по теме:

Фотоотчет «Юный пожарный»Фотоотчет «Юный пожарный» В нашем детском саду прошло развле ение на тему "Юный пожарный", в котором ребята подготовительных групп проявляли знания по противопожарной.

Фотоотчет «Юный шашист»Фотоотчет «Юный шашист» Знают взрослые и дети, знает каждый на планете, Знает даже детвора — шашки — лучшая игра! (Г. Горючко, Е. Славская) Каждый год в нашем городе.

Фотоотчет «Юный художник»Фотоотчет «Юный художник» На базе нашего детского сада прошел смотр конкурсных работ II этапа районного конкурса детского творчества "Веселая карусель" по номинации.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Кружок «Юный краевед» для 5–8 классов
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 10:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 ноября. Всемирный день молочных коктейлей
Молочный коктейль – излюбленное лакомство всех детей и многих взрослых. В «хит-параде сладостей» он уступает по популярности лишь шоколаду и мороженому (которые, впрочем, тоже входят в его состав). День...
15 ноября. День вторичной переработки

Переработка отходов — единая проблема для всех стран. Ученые прогнозируют, что в недалеком будущем мусор, который производит человечество, просто негде будет утилизировать. Международный день вторичной...

Фотоотчет о празднике «Здравствуй, осень золотая» для детей средней группы
Фотоотчет праздника «Здравствуй, Осень золотая! » для детей средней группы Цель: создание веселого, праздничного настроения. Задачи: развивать у детей...
Фотоотчёт об осеннем празднике «Осенний лес — полон чудес»
В золотой карете, Что с конём игривым, Проскакала осень По лесам и нивам. Добрая волшебница Всё переиначила, Ярко-жёлтым цветом Землю разукрасила…...
Видео и сценарий новогоднего утренника для страшей группы ДОУ «Новый год с Хоттабычем»
«НОВЫЙ ГОД С ХОТТАБЫЧЕМ» Действующие лица: Ведущая. Старик Хоттабыч Дед Мороз. Снегурочка ( взрослая девочка -школьница) Дети под песню...