Ирина Кулакова
Кружок «Юный шахматист» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе в напряжённой спортивной борьбе.
Публикация «Кружок „Юный шахматист“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Цель работы кружка: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.
Задачи:
Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;
Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.
Работа в кружке составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
«Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
«Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
«Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.
«Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.
Работа кружка рассчитана на детей 6-7 лет. В состав группы входит 8 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня и строится на основе дидактических игр, упражнений. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Группа сформирована по желанию детей.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.
План работы кружка на учебный год.
(Книга «Малыши играют в шахматы» Гришин В. Г. - М. : Просвещение, 1991 г.)
Сентябрь
темы занятий:
Беседа «Знакомство с миром шахмат»,«В стране шахматных чудес»
Задачи:познакомить с историей возникновения шахмат, великими шахматистами; с фигурами, пешками, уточнить, как они выглядят (цвет, величина);
Тема:«В стране шахматных чудес» - чтение сказки;
Знакомство с легендой «Мудрец»
задачи:воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию;
Тема:Чтение сказки «Волшебная доска», рассматривание шахматной доски
задачи:познакомить с шахматной доской, уточнить, как расположены поля на доске, развивать мелкую моторику, глазомер;
Тема:Дидактическая игра «Сложи доску», дид/упр «Закрась клеточку»
задачи:Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер;
Октябрь
Тема: «Проспекты, улицы, переулки волшебной доски»
задачи:Познакомить детей с вертикальными, горизонтальными, диагональными линиями, их обозначениями;
Тема:«Проспекты, улицы и переулки волшебной доски», дид/игра «Составь доску из вертикальных и горизонтальных линий»
задачи:закрепить знания о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях; развивать память, внимание мышление;
Тема: Дид/игры «Составь доску», «Выложи на доске», дид/упр «Закрась линию»
задачи:Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер; Закрепить знания о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях;
Тема:«Шахматное поле», дид/игры «Составь доску», «расставь на доске»
задачи:Познакомить детей с цветовыми обозначениями полей, закрепить знания о шахматной доске; о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях; развивать память, внимание мышление;
Тема:Д/игры «Шахматное лото», «Пройди и назови поле»
«Ни шагу назад» - чтение сказки
задачи: Учить ориентироваться на плоскости, закрепить знания об обозначениях; продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку;
Ноябрь
тема:«Ни шагу назад» - знакомство с пешками,д/игра «Кто быстрее»
задачи:Познакомить детей с местом пешек на доске, тем как ходят пешки, по каким линиям, как «бьют»; развивать ориентировку на плоскости, логическое мышление.
тема: «Черные и белые пехотинцы» - загадывание загадок, д/игры «Сложи пешку», «Кто быстрее?»
задачи:Уточнить знания детей о шахматной доске, обозначениях на ней, о пешках их месте на доске, ходами, развивать логическое мышление.
тема:«Как ходит пешка» - разбор диаграмм № 9,10,11, Игра-эстафета «Кто быстрее?»(составление доски из горизонтальных и вертикальных линий; расставить пешки на свои места; загадывание загадок)
задачи:Уточнить знания о вертикальных, горизонтальных линиях шахматной доски, месте пешек на доске; развивать внимание, память, мышление, быстроту.
Тема: Дид/упражнение «Кто скорее дойдет до 1-ой или 8-ой горизонтали?», решение диаграмм № 13,14,15
задачи:Уточнить знания детей о пешках, их месте на доске; как пешка ходит, «бьет»; развивать логическое мышление, смекалку, умение принимать самостоятельно правильное решение.
Тема: Дид/игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», решение заданий №1,2,3, Игра- викторина «Шахматная шкатулка»
задачи:Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей о шахматной доске, обозначениях на ней, о пешках, их месте на доске, ходами, активизировать мыслительную деятельность дошкольников.
Декабрь
Тема:«Прямолинейная, бесхитростная фигура", знакомство с ладьей,чтение сказки, загадывание загадок.
задачи:познакомить детей с новой фигурой, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура, «бьет».Продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку; отвечать на вопросы по содержанию.
Тема: Дид/игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», разбор диаграмм № 17,18
задачи:Уточнить знания детей о новой фигуре «ладье», ее месте на доске, как ходит эта фигура, «бьет», развивать мышление, внимание.
Тема: Игра пешками и ладьей, разбор диаграмм 19,20,21,22,23
задачи:Закрепить знания о пешках, ладье, активизировать мыслительную деятельность детей.
тема: Дид/игры «Чудесный мешочек», «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске».
задачи:Уточнить имеющиеся у детей знания, развивать память, логическое мышление, ориентировку на плоскости