МААМ-картинки

Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей первой младшей группы

Светлана Шайбулатова
Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей первой младшей группы

Программа кружка

по ознакомлению с устным народным творчеством

«В гостях у дедушки Фольклора»

для детей первой младшей группы

Пояснительная записка

«Детский фольклор пробуждает

к жизни семена родного слова,

всегда коренящиеся, хотя

и бессознательно, в душе ребенка».

К. Д. Ушинский

Публикация «Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством „В гостях у дедушки Фольклора“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах

Воспитание ребенка с самого раннего возраста начинается с фольклора, устного народного творчества. Использование разных жанров фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Для того, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью детского фольклора, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста. Работа по ознакомлению детей с фольклором имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель кружковой работы :

развитие речи детей, познавательных процессов, патриотических представлений у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Задачи:

Способствовать развитию элементарных представлений в области детского фольклора;

Развивать активную речь детей с помощью малых форм устного народного творчества;

Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;

Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления, напевность;

Развивать у детей внимание, самостоятельность, импровизацию;

Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми;

Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле и ее природе, уважения к традициям своего народа и людям труда;

Формировать у детей социально-нравственное и психическое здоровье, трудовые навыки.

Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми первой младшей группы составляет 10-15 минут.

Ожидаемые результаты:

Освоение фольклорного материала (потешки, заклички, сказки, песни, игры и т. д.);

Умение детей различать фольклорные жанры по возрастной категории;

Формирование у детей творческих способностей, желания слушать, запоминать и воспроизводить некоторые жанры детского фольклора;

Формирование бережного отношения к людям, окружающему миру и историческим истокам народа;

Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Учебный план на 2016-2017 учебный год.

Октябрь

1. Тема «В гости к дедушке Фольклору»

Цель: познакомить детей с понятием «Фольклор». Дать общие представления о видах жанра в форме театрализованной деятельности (показ слайдов, картин, фотографий).

2. Тема «Ладушки, ладушки!

Цель: познакомить детей с малой формой детского фольклора – потешкой. Рассказать детям о значении данного вида жанра фольклора. Разучить с детьми потешку «Ладушки, ладушки!», формировать желание повторять движения в соответствии с текстом.

3. Тема «Путешествие в сказку «Репка»».

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Репка» (кукольный театр). Учить детей внимательно слушать сказку, называть персонажей. Проявить у детей интерес к инсценировке животных.

4. Тема «Ходит сон близ окон».

Цель: познакомить детей с таким жанром фольклора, как колыбельная. Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Послушать с детьми колыбельную «Баю – бай, баю - бай».

Ноябрь

1. Тема «Каравай, каравай!»

Цель: Познакомить детей с русской народной хороводной песней. Рассказать детям о значении хороводов и песен в жизни детей. Разучить с детьми песню и движения. Вызывать интерес детей к народным танцам и желание принять участие в танце.

2. Тема «Идёт коза рогатая».

Цель: продолжать знакомство детей с потешками. Формировать у детей желание повторять движения за воспитателем и воспроизводить слова.

3. Тема «Коза и волк»

Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказку. Активизировать речь детей.

4. Тема «Люлю-люлюшечки»

Цель: Продолжать знакомство с колыбельной песней. Прослушать колыбельную «Люлю-люлюшки», постараться разучить.

Декабрь

1. Тема «Ух, зимушка – зима»

Цель: провести дидактическую игру «Оденем куклу на прогулку», послушать русскую народную песенку «Ух, зимушка – зима». Рассмотреть с детьми иллюстрации по данной тематике.

2. Тема «Курочка Ряба»

Цель: познакомить детей со сказкой «Курочка Ряба» (пальчиковый театр). Учить узнавать героев и называть их. Закрепить и расширить знания о домашних птицах. Познакомить с прибауткой «Куд – куда».

3. Тема «Водичка, водичка»

Цель: Заучивание потешки «Водичка-водичка». Вызвать радость от прослушивания частушки, желание ее прослушать еще и еще и участвовать в рассказывании. Продемонстрировать умывание куклы Кати в соответствие с текстом.

4. Тема «Зайка беленький сидит»

Цель: Учить детей играть в русскую народную подвижную игру «Зайка серенький сидит». Рассказать о таком жанре фольклора, как русская народная игра.

Январь

1. Тема «Пришла Коляда – отворяй ворота»

Цель: познакомить детей с праздником Рождества. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить с потешкой «Ты мороз, мороз».

2. Тема «Из-за леса, из-за гор…»

Цель: познакомить детей с таким жанром фольклора, как небылица. Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства.

3. Тема «Колобок»

Цель: познакомить детей со сказкой «Колобок» (кукольный театр). Учить детей внимательно слушать сказку. Побуждать детей проговаривать слова Колобка. Закрепить с детьми названия диких животных.

4. Тема «Котик – коток»

Цель: почитать с детьми потешки «Пошел котик во лесок» и «Киска, брысь». Вспомнить с детьми песенки о кошке. Проведение русской народной игры «Кто у нас хороший?»

Февраль

1. Тема «Теремок»

Цель: познакомить детей со сказкой «Теремок». Учить узнавать и называть персонажей. Рассмотреть с детьми иллюстрации в книге и закрепить названия диких животных.

2. Тема «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Цель: познакомить детей с потешкой. Стараться повторять слова и движения. Активизировать словарный запас детей. По картинкам стараться воспроизвести о том, о чем говорится в потешке.

3. Тема ««Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Цель: познакомить детей с Масленицей. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить детей с хозяйкой – «Масленицей».

4. Тема «Знакомство с загадкой»

Цель: Дать представление о загадках, познакомить детей с красочностью и образностью родного языка. Познакомить с загадкой о кошечке.

Март

1. Тема «Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Цель: провести с детьми этическую беседу «Моя любимая мама», познакомить их с пословицами о маме. Разучить песенку для мамы «Ой лады, лады.».

2. Тема «Приди, весна с радостью»

Цель: поговорить о таком жанре, как заклички, для чего они применялись в старину. Разучить с детьми весеннюю закличку «Весна-весна красная».

3. Тема «Петушок, петушок»

Цель: познакомить детей с Петушком. Разучивание потешки о петушке, дидактическая игра «Похвали Петушка».

4. Тема «Маша и медведь»

Цель: Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Апрель

1. Тема «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Цель: познакомить детей с потешкой «Солнышко, вёдрышко». Почитать заклички для солнышка. Поиграть в игру «Солнечный зайчик».

2. Тема «Ой ду-ду-ду-ду»(вместе с музыкальным руководителем)

Цель: познакомить и дать общие представления о русских народных музыкальных инструментах. Показать как они звучат, рассказать об их значении.

3. Тема «Матрешки»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Матрешкой. Учить детей хороводной игре «Матрёшки».

4. Тема «Наши уточки с утра»

Цель: Учить детей различать и называть птиц, о которых говорится в потешке, понимать простые по форме и содержанию вопросы.

Май

1. Тема «Мирись, мирись»

Цель: познакомить с жанром фольклора считалки (мирилки). Побеседовать с детьми о том, что нужно дружить и играть вместе, а если поссоритесь, то можно быстро помириться с помощью считалки – мирилки, проведя ритуал с мизинчиком. Воспитывать в детях доброту.

2. Тема «Гуси-лебеди»

Цель: Учить понимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. Рассказывание сказки, знакомство с народной игрой «Гуси – лебеди».

3. Тема «Жили у бабуси»

Цель: вспомнить с детьми русские народные песни. Импровизация под песню «Жили у бабуси». Учить повторять слова и движения за воспитателем.

4. Тема «Прощаемся с дедушкой Фольклором»

Цель: обобщить с детьми какие жанры фольклора мы узнали в течение года. С какими героями познакомил нас дедушка фольклор? Кто больше всего запомнился. Анализ деятельности в течение проведенного года.

Список использованной литературы

1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1984.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет, 2015 г.

3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.

4. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М. : Высшая школа, 1983. – 448 с.

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. / М. Н. Мельников. – М. : Просвещение, 1987. – 299 с.

6. Миронова Т. В. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора. – Учитель, 2017.

7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014

8. Радынова О. П. Баюшки-баю / О. П. Радынова. – М., 2011.

9. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М, 2001г.

10. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». 2015 г.

11. Шестернина Н. Л. Круг чтения. Дошкольная программа. Первая младшая группа. Русский фольклор. Песни. Потешки. Заклички. Считалки. Сказки. Притчи. Стихи. Рассказы. – Школьная книга, 2014.

12. Журнал «Дошкольное воспитание»

13. Журнал «Ребенок в детском саду»

14. Журнал «Воспитатель ДОУ»

15. Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

«В гостях у Зайчика». Развлечение для детей первой младшей группы Малыши стайкой заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики. Музыкальный руководитель приветствует детей и предлагает спеть песню..

Конспект открытого занятия по развитию связной речи детей второй младшей группы. «В гостях у дедушки и бабушки». Цель: Закрепить знание детьми домашних животных и их детенышей. Продолжать учить детей отвечать на вопросы. Закреплять умение употреблять.

Конспект занятия для второй младшей группы по ознакомлению с народным творчеством. «Русская матрешка» Цель: познакомить детей с видом народного творчества – «Русская матрешка». Задачи: сформировать у детей первичное представление о виде народного.

Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора для детей первой младшей группы. Тема: «Экскурсия на птичий двор». Программные задачи:Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых говорится о домашних птицах. Вызвать у детей радость.

Сценарий мероприятия по ознакомлению детей с с устным народным творчеством «Петрушка»Сценарий мероприятия по ознакомлению детей с с устным народным творчеством «Петрушка» ель: познакомить детей с устным народным творчеством. Действующие лица: Кощей Мальчик Иван Мальчик Федя Медведь Петрушка Хозяйка Петрущка:.

ООД «Мой конь» (знакомство детей с устным народным фольклором во второй младшей группе) Цель: продолжать знакомить детей с устным народным фольклором (потешками) Задачи: -познакомить детей с потешкой "Ходит конь по бережку" -формировать.

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством. В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,.

Перспективное планирование работы с детьми 2–3 лет по ознакомлению с устным народным творчеством (по месяцам) Сентябрь-Октябрь-НоябрьСказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» Загадки про домашних и диких животных Пословицы и поговоркиСентябрь.

Проект «Знакомство с устным народным творчеством». Фотоотчет.Проект «Знакомство с устным народным творчеством». Фотоотчет. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей первой младшей группы
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 22:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД