Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей

Бапанина Эльвина
Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей

Конспект занятия в детском саду

на тему «Русская народная игрушка»

для старших детей (4-5 лет)

Воспитатель: Э. В. Бапанина

Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Програмные задачи:

• учить делать из ткани русскую народную куклу;

• продолжать знакомить с историей русского народа;

• привлекать родителей к воспитанию детей совместно с детским садом;

• развивать мелкую моторику рук;

• развивать эстетический вкус;

• формирование коммуникативных отношений;

• формировать любовь к Родине, к традициям русского народа;

Материал: кусочки ткани разных размеров и разного цвета, белая ткань 20 х20 см., кусочки шерстяных ниток, синтепон, кусочки тесьмы.

Демонстрационный материал: несколько видов кукол, сделанных из ткани, разнообразные детские игрушки.

Предварительная работа: Дети расспрашивают родителей, бабушек и дедушек, какими игрушками они играли в детстве. По возможности принести их в группу, рассказать, как ими играли родители.

Разучивание русской народной игры «Гори гори ясно». Разучивание колыбельной песни.

Пояснительная записка.

Проблема воспитания любви к Родине, воспитания патриотизма и духовности актуальна в наше время. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с самого детства. Но подобно другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

Рассказывая детям о традициях и обычаях русского народа, я увидела их неподдельный интерес. Дети с удовольствием играют в русские народные игры, слушают и рассказывают русские народные сказки, принимают участие в инсценировании народных праздников и традиций. Я решила пополнить их знания и рассказать о русской кукле, изготовленной своими руками, дать возможность самим сделать такую куклу и окунуться в историю русского народа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Воспитатель в русском национальном костюме входит в группу. Дети обращают внимание и интересуются, почему я так одета.

2. Сообщение темы и целей.

- На мне русский национальный костюм: сарафан и рубашка, на плечах платок. Так одевались люди много – много лет тому назад. Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.

3. Рассказы об игрушках.

Но сначала давайте проверим домашнее задание. Дома вы должны были расспросить ваших родных, какими игрушками они играли, когда были детьми. (Дети по желанию рассказывают об игрушках своих родителей, бабушек и дедушек, показывают их, если такие есть.)

4. Рассказ воспитателя о куклах.

А теперь посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение. Садитесь поудобнее, а я расскажу вам об этих куклах.

С давних времен тряпичная кукла была любимицей русского народа. Вот кукла Зерновушка. Это кукла – мешочек. В неё клали зерно. Считалось, что это кукла помогает сохранять урожай. (Воспитатель дают потрогать эту куклу). Это кукла Кубышка. Она приносит в дом богатство. Посмотрите, какая она пышная. Это кукла Травница. Это тоже кукла – мешочек. В него клали сушёную лекарственную траву. Ребёнок, играя такой куклой, вдыхал лечебный аромат трав. (Дети знакомятся поближе с этой куклой). Кукла Утешница. Её клали ребёнку, когда он сильно плакал. Тот успокаивался. Это куклы Лихоманки. Посмотрите, какие они красивые и как бросаются в глаза. Их вешали в доме у двери. Когда в дом приходил человек с плохими намерениями, то он, зайдя в дом, и увидев их, забывал о плохих мыслях. Есть куклы Кувадки. Их вешали над кроваткой младенца. Пеленашка – кукла - младенец. Куклы Неразлучники. Эти куклы дарили жениху и невесте, чтобы они жили долго и счастливо.

Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такую куклу мог сделать ребёнок пяти лет. Вы заметили, что все куклы не имеют лица. То есть, у них нет глаз, носа, рта. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Глаза – зеркало души и их необходимо закрывать, чтобы защитить человека от плохих намерений.

5. Физкультминутка.

Дети играют в русскую народную игру «Гори, гори ясно».

6. Изготовление куклы.

Сейчас мы с вами сделаем куклу Утешницу.

Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая – для туловища и головы. Лоскуты для платочка и сарафана, синтепон, нитки.

(Описание работы - смотри приложение)

Потрудились мы не зря.

Вышла кукла хоть куда.

Будет кукла помогать

Маме деточку качать.

Будет кукла утешать,

Будут детки крепко спать.

7.Обигрывание: укачивание младенца в кроватке.

(Раздаётся плач младенца.)

-Кто - то плачет. Это в кроватке проснулась кукла Маша. (Дети подходят к кроватке.) Давайте положим куклу Утешницу к ней в кроватку и споём Маше колыбельную песенку. (Один ребёнок качает кроватку. Дети поют колыбельную песню)

Киса, кисанька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

7. Итог образовательной деятельности.

Что нового мы сегодня узнали?

Какую куклу мы делали сегодня?

Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы.

8. Выставка работ.

Литература:

1. Князева О. М., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. Издательство «Детство – Пресс» Санкт – Петербург, 2006.

2.Интернет ресурс: www.letopisi.ru

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему «Русская народная сказка «Снегурочка» Интеграция образовательных областей: Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие Цель: Осознание своего эмоционального.

Конспект открытого занятия «Народная игрушка. Тряпичная кукла» в старшей группе Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением тряпичной.

Конспект занятия по развитию речи для детей второй группы раннего возраста на тему «Русская народная сказка «Теремок» Конспект занятия по развитию речи для детей второй группы раннего возраста на тему: Русская народная сказка «Теремок». Составила: Рысикова.

Занятие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре «Русская народная игрушка. Кукла» Конспект занятия творческой мастерской по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Тема: «Русская.

Консультация на тему «Народная кукла в игре современных детей» «Народная кукла в игре современных детей» Во что играют современные дети? На этот вопрос порой по-разному отвечают психологи, педагоги,.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе Проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа Автор – составитель Герлиц Н. И. Март 2017 «Как нет человека без самолюбия, так нет человека.

Консультация «Русская народная игрушка»Консультация «Русская народная игрушка» Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Проведённые раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Динозавры
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей
Опубликовано: 31 марта 2019 в 14:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

В честь этого дерева устраивают фестивали, а мы посвящаем ему целый тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о каштанах и увлечь их «каштановым»...

21 октября. День хохломы

В традиционной хохломской росписи очень много золотых осенних красок. Не случайно познавательные и творческие занятия, посвящённые хохломе, мы проводим именно осенью. Предлагаем сделать хохлому «героиней»...

Фото и видео отчет «Мы веселые ребята — нынче будем поварята»
В нашей группе прошел тематический день, посвященный профессии повара Наша Анюта, будущий повар, решила с друзьями приготовить разные вкусняшки для игры...
Осенний утренник «Цыплят по осени считают»
Осень в самом разгаре, а это значит, что настала пора первых, в этом учебном году, утренников и развлечений. Для наших деток этот праздник стал первым в...
Мастер-класс по аппликации из цветной бумаги «Поросёнок из сердечек»
Мастер-класс по аппликации из цветной бумаги "Поросёнок из сердечек» Аппликации из цветной бумаги – творческий процесс, благодаря которому дети познают...