Занятие для детей подготовительной группы по формированию целостной картины мира с элементами народных традиций «Кукла-оберег»

Елена Артемова
Занятие для детей подготовительной группы по формированию целостной картины мира с элементами народных традиций «Кукла-оберег»

Конспект

образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

с элементами русских народных традиций

в подготовительной к школе группе

Тема: «Кукла - оберег»

Подготовила:

воспитатель 1-й квалификационной категории

Артемова Елена Николаевна

2014 год

Ход занятия:

(воспитатель встречает детей у порога)

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

Я Василиса Премудрая! К вам прилетела из далека. Из древней Руси.

А вы любите путешествовать? (ответы детей.) Тогда я приглашаю вас в необычное путешествие на ковре-самолете, садитесь на него и полетим.

(Дети садятся на ковер.)

Воспитатель: Вот теперь все готовы! Отправляемся в полет. Ты лети ковер туда… Пронеси нас сквозь века.

(звучит спокойная русская мелодия.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в русской избе. Проходите гости дорогие.

Перед нами русская печка, детская люлька, скатерть на столе.

Вот примерно так выглядело жилище наших предков много лет назад.

В те давние времена еще не было электричества, в избах горели лучины и свечи. Все в доме было сделано своими руками. Русские люди всегда были трудолюбивы. О труде в народе сложено много пословиц.

«Хочешь, есть калачи-не сиди на печи»

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о труде?

(Дети называют пословицы.)

Долгими, зимними вечерами каждый в доме занимался своим делом.

(показ картин)

Мужчины изготавливали из дерева предметы мебели, посуды.

Женщины занимались шитьем, вышивкой, росписью посуды, игрушек. Дети постарше помогали взрослым. Маленькие сидели возле мам и играли. Что бы детям не было скучно, мамы делали для них игрушки. Такой игрушкой в каждом доме была - кукла. Изготавливали ее из подручного материала, из того, что находили под рукой: тканей, ниток, деревянных ложек, палочек, веток. Самой простой и подручной была кукла на ложке. Ребенок 5-ти и 6-ти лет мог сделать такую куклу сам. Ложку обычно брали после еды. Помыв ложку, мать доставала из сундука кусочки материи, делала куклу и клала в люльку к своему малышу.

Ребенок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, убирала ткань, а ложкой опять пользовались по назначению.

Еще, кукол делали из веток Калины. Связывали две веточки и получался (крестец).

Воспитатель: «Ребята, давайте исполним с вами русский народный хоровод «На горе то Калина»

В глубокой древности куклы были предназначены не только для игры, кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, неудач. Кукла берегла человека. Ее так и называли: оберег или берегиня. От слова (беречь, оберегать). Согласно традициям русского народа, при изготовлении

любой обереговой куклы нельзя было пользоваться ножницами и иглами - ткань рвалась и связывалась, так же нельзя было «рисовать» лицо на кукле (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух и принести несчастье.) Одним из главных цветов в тканях, считался – красный цвет – обереговый. Каждая кукла наполнялась своим смыслом и имела свое личное предназначение.

Воспитатель: «Ребята, а кто из вас знает каких-нибудь кукол оберегов?»

Воспитатель: Вот у меня замечательный сундук. В старину мебели было немного и многие вещи, ткани, одежда хранились в сундуке. А вы знаете, как в старину назывался сундук? (ларь, ящик, ковчег, скрыня.)

Дети по очереди вынимают кукол из сундука и рассказывают о них по вопросам воспитателя.

Воспитатель: «Юля, доставай куклу из сундука. Как называется эта кукла

Юля: «Эта кукла называется «Крупеничка».

Воспитатель: «Для чего делали эту куклу

Юля: «Эту куклу делали для того, чтобы был хороший урожай. Это оберег на сытость и достаток в доме. Ставили её в доме в угол».

Таким образом, дети рассказывают о шести куклах: «Крупеничка», «Колокольчик», «Пеленашка», «Метлушка», «Столбушка», «Веснянка».

Последний из детей рассказывает про куклу «Веснянку».

Данила: «Эта кукла называется «Колокольчик» - кукла добрых вестей в дом. Она весёлая, задорная, она приносит в дом радость и веселье. Если человеку дарили такую куклу, значит желали ему получать только хорошие известия и пребывать в весёлом настроении. Вешали над дверью».

Арина: «Кукла «Пеленашка». Куклу «Пелпнашку» клали к младенцу в колыбель, для того, чтобы она отводила от ребёнка взгляды недобрых людей и болезни».

Максим: «Кукла «Метлушка» – эту куклу делали для того, чтобы выметать весь мусор из дома. Если дома накопилось много сор, болезней и плохих поступков, нужно было подмести этой куклой весь дом, собрать мусор в тряпочку и выбросить. Считалось, что после этого обряда в семье наступал мир и согласие. Такую куклу ставили в угол».

Ксения: «Кукла «Столбушка» - эта кукла берегиня семейного очага. Она оберегала всю семью от беды и несчастья. Ставили такую куклу над дверью.

Ангелина: Кукла «Веснянка» - это весёлая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Они дарили этих кукол друг другу, желая оставаться красивыми и жизнерабостными. Ставили над окошком».

Воспитатель: «И к нам весна-красна идет, тепло и пенье птиц несет.» Зажурчат скоро первые ручьи.

Проводится русская народная игра «Ручеек»

После игры, воспитатель предлагает детям сесть за стол. Предлагает детям сделать куклу-берегиню из ниток.

Перед показом воспитателя проводится пальчиковая гимнастика «Кукла»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем куклу мы вязать,

Мы завяжем узелки

Чтобы были все крепки

Косу будем заплетать

Кукла нас оберегать.

Дети изготавливают куклу по шаговой инструкции картинке.

В конце занятия подводится итог:

-О каких куклах вы сегодня узнали?

-Какую куклу мы сегодня с вами изготовили?

-Почему она так называется?

-Какое имя вы дадите своей кукле?

Публикации по теме:

Участие нашего коллектива в акции «Креативный маам»Участие нашего коллектива в акции «Креативный маам» Сегодня свой пост я посвящаю акции "Креативный маам",в которой пожелали участвовать все педагоги нашего детского сада,ведь работать на международном.

Перспективное планирование на 2014–2015 учебный год в подготовительной группе (сентябрь). Программа «От рождения до школы» Перспективное планирование на 2014-2015 учебный год в подготовительной группе. Месяц СЕНТЯБРЬ Комплексно-тематическое планирование на сентябрь.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Занятие для детей подготовительной группы по формированию целостной картины мира с элементами народных традиций «Кукла-оберег»
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 01:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День санок на МААМ

«Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой», – стихотворение Ивана Сурикова «Детство» известно всем и каждому. Не только у Ивана Захаровича детство ассоциировалось,...

7 декабря. Праздник новогоднего декора на МААМ

Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, снежинки и мандарины — обязательные атрибуты нашего новогоднего праздника. В России все любят Новый год, поэтому и принято его отмечать с размахом. В предновогоднюю пору...

Отчёт о проведении недели психологии в подготовительной группе детского сада
Уже в первый день недели, в раздевалке группы всех родителей ждала «Ширма психологической разгрузки». На ней все желающие могли оставить свое мнение о...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного...
Мелкая моторика — это способность человеческих пальцев и кистей выполнять точные, мелкие движения, благодаря скоординированным действиям нервной, мышечной и...
Физкультминутки в детском саду
Физ. минутки предназначены для детей в ДОУ для того, чтобы сбросить напряжение от непосредственно образовательной деятельности. На непосредственно...