Лучший педагог года

Занятие по приобщению к культуре «Кукла в жизни ребенка»

Евгения
Занятие по приобщению к культуре «Кукла в жизни ребенка»

Кукла в жизни ребенка

Дошкольное детство, по словам Т. И. Бабаевой, уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры, ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Публикация «Занятие по приобщению к культуре „Кукла в жизни ребенка“» размещена в разделах

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.

Кукла — игрушка-человек — имеет особое значение в традиции народа, где сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей разных народов четко выявлены грудь, широкие бедра. Часто изображение женщин с младенцем на руках, как символы плодородия, чадородия и материнства — главнейших природных и социальных миссий женщины. Еще до рождения ребенка женщины мастерили, одаривали куклами — берегинями рожениц, глубоко веруя, что те охранят дитя.

Архаическое отношение к кукле- помощнице и защитнице запечатлено в сказках. Василиса Прекрасная обращается за помощью к куколке; мать дарит дочери куклу-помощницу, которая затем и спасает от ведьмы и помогает найти хорошего жениха. Смысл таких сюжетов очень глубок. Девочка должна была наиграться (прожить) в старинную и вечно новую игру «дочки-матери», которая не только учила девочку выполнять простые действия (одевать-раздевать, укладывать, кормить, но и помогала усваивать распределение ролей в семье, овладевать системой поведения в разных ситуациях, правилам этикета, умением вести диалог.

С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.

В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.

Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.

Нельзя забывать и о традиционных направлениях деятельности педагога — нравственном, гражданском, патриотическом воспитании дошкольников. Все это будет способствовать позитивной социализации ребёнка, творческому освоению этнокультурных ценностей.

В результате происходит формирование важных личностных характеристик дошкольника — этнокультурного самосознания и само идентичности.

Реализация этнокультурного компонента играет немаловажную роль и при разработке регионального содержания в образовательной деятельности ДОУ. В этом случае создаются условия для реального приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края.

Проблематика

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Цели :

- формирование у детей 5-7 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;

- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол.

Объект исследования:

-процесс этнокультурного воспитания ребенка в ДОУ.

Предмет исследования:

-кукла как средство этнокультурного воспитания.

Кукла не когда не уходила из жизни ребенка и по-прежнему находит своё место в сердцах детей

Публикации по теме:

Перспективный план мероприятий по приобщению к русской народной культуре для средней группы "Перспективный план, по приобщению к русской народной культуре, для средней группы".(с января по май) Тема недели Мероприятие (форма).

Досуговая деятельность по приобщению дошкольников 4–5 лет к культуре русского народа «В гостях у бабушки Матрены» Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации о народных традициях. Задачи: Образовательные: - формировать.

Конспект интегрированного занятия по приобщению к истокам русской народной культуре для средней группы «Чудо-пряники» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Чудо пряники». Воспитатель:.

Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре родного края через песенно-игровые традицииКонспект занятия по приобщению детей к народной культуре родного края через песенно-игровые традиции Конспект занятия Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления детей с народным творчеством родного края. Цель: П Задачи:.

НОД по приобщению к якутской национальной культуре в старшей группе «Расскажем иностранному гостю про Якутию»НОД по приобщению к якутской национальной культуре в старшей группе «Расскажем иностранному гостю про Якутию» Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, речевое. Цель:.

Опыт работы по приобщению детей к региональной культуре «Казачьему роду нет переводу»Опыт работы по приобщению детей к региональной культуре «Казачьему роду нет переводу» Казачьему роду нет переводу… Как с малого родника берет начало большая величавая река, так и любовь к большой великой Родине закладывается.

Открытое занятие по приобщению детей к здоровому образу жизни в старшей логопедической группе Конспект проведения Непосредственной – образовательной деятельности по приобщению детей к здоровому образу жизни в старшей логопедической.

Проект по познавательному развитию и приобщению к русской культуре «Хлеб — всему голова» Проект «Хлеб всему голова» (подготовительная группа) Вид проекта: информационно-практико-ориентированный: (дети собирают информацию и реализуют.

Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре «Рассматривание русского народного костюма» Цели: приобщение детей к русской народной культуре; познакомить детей с русским народным костюмом, научить называть предметы костюма; познакомить.

Тематическое планирование игр по приобщению детей к русско-народной культуре. Старшая и подготовительная группы Сентябрь Дидактическая игра «Назови правильно» Закрепить знания детей о народных художественных промыслах. их признаках. Умения найти нужный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по приобщению к культуре «Кукла в жизни ребенка»
Опубликовано: 16 января 2018 в 18:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД