Куклотерапия как частный раздел арт-терапии

Светлана Лабинцева
Куклотерапия как частный раздел арт-терапии

К У К Л О Т Е Р А П И Я

Кукла известна человеку еще с древности. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, а «театр Петрушки», до начала ХХ века показывал исключительно спектакли «для взрослых», это потом он стал «сугубо детским». Со временем, незаметно для себя люди с помощью кукол научились решать самые разнообразные проблемы. И неудивительно, что взрослые поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентами являются как взрослые, так и дети.

Психологи работают с куклами уже давно. Все началось с Анны Фрейд - дочери известного психолога Зигмунда Фрейда, которая всю жизнь посвятила детям и стала создательницей детского психоанализа. Эффективным методом взаимодействия родителей и детей является куклотерапия, где кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Существует еще одно определение куклотерапии - это частный раздел арттерапии (терапии искусством, основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Основателем куклотерапии является американский психиатр Якоб Леви Морено. В нашей стране идея применять куклотерапию в лечении неврологических заболеваний принадлежит Татьяне Шишовой и Ирине Медведевой.

В настоящее время куклотерапия активно используется в работе с детьми, имеющими эмоциональные травмы (страхи, фобии, нарушения поведения и т. п.

При правильном применении куклотерапия раскрепощает аутичных и застенчивых детей. А еще куклотерапия наглядно демонстрирует конфликтные ситуации со сверстниками и в семье, является лучшим способом проработать все неправильное и исправить это-сначала в воображении, а потом и в реальности; позволяет визуализировать, то есть «репетировать» образы своих отношений с окружающими и будущее вообще; является хорошим тренингом по саморегуляции-умению держать себя в руках; помогает выработать навыки адекватного выражения своих чувств и просто радует, заряжая положительными эмоциями, а еще развивает пластику кисти, мелкую моторику рук, способствует развитию образного мышления, помогает учиться концентрировать внимание,развивает обязательное для творчества умение: выражать характер с помощью малых средств

Игрушка, сделанная руками ребенка или с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Дети учатся планировать свою деятельность, владеть разными инструментами, подбирать необходимый материал, ответственно подходить к работе, развивая вкус. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной.

Куклотерапия сближает ребенка и родителей.

Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем,он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь - для взрослого.

Проигрывание сюжетов и сценок с куклой - это хорошая возможность для взрослых и детей «искренне выразить свои чувства, рассказать о себе и своих проблемах, возможность изменить к лучшему, укрепить детско – родительские взаимоотношения». Стоит вспомнить традиции, когда родители делали куклу вместе со своими детьми. Совместный процесс творчества помогает родителям и детям достичь взаимопонимания.

Публикации по теме:

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗИспользование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых.

Конспект интегрированного психологического занятия с использованием сказкотерапии и АРТ-терапии Конспект интегрированного психологического занятия с использованием сказкотерапии и АРТ-терапии (бумагопластика) На основе сюжета русской.

Презентация «Картотека упражнений по арт-терапии» Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного.

Признаки и техники спонтанного изобразительного творчества в арт-терапииПризнаки и техники спонтанного изобразительного творчества в арт-терапии Признаки детского изобразительного творчества:Спонтанный характер рисования в детстве всегда стихийный. Необусловленость результатом. Рисуя,.

Программа по арт-терапии для детей «Калейдоскоп» Пояснительная записка. Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Арт-терапия, самый продуктивный.

Прозрачный мольберт для кабинета психолога и арт-терапии ВидеоПрозрачный мольберт для кабинета психолога и арт-терапии Видео Напольный и настольный мольберт с оргстеклом для кабинета психолога и арт-терапии. Прекрасный дидактический материал для рисования, развития.

Техника арт-терапии «Рисуем солью»Техника арт-терапии «Рисуем солью» Техника арт-терапии \"Рисуем солью\" Этой техникой я пользуюсь в работе с детьми при знакомстве, при первом общении с ребенком, она помогает.

Занятие с использованием арт-терапии «Веселые котята» Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Развивать способность детей к образному.

Занятие с элементами арт-терапии «Жили-были» Цель: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения;.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Птицы
  • Цветы
Автор публикации:
Куклотерапия как частный раздел арт-терапии
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 17:51
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Шестигранная снежинка»
Программные задачи: Учить детей аккуратно наклеивать полоски бумаги на шестиугольную форму, составлять изображение снежинки из отдельных полосок длинные -...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Автобус...
Цель: Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения. Задачи: 1. Формировать у...
Тематический день «Международный день «Спасибо» прошел в младшей группе
Цель: познакомить детей с днём 11 января – Всемирным днем «Спасибо», закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми. Задачи: -...