Куклотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте

Ольга Романова
Куклотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте

Кукла – это образ человека, его копия, только в уменьшенных размерах. Еще в древние времена люди начали мастерить куклы; в настоящее время кукла является атрибутом детской культуры. Ведь всё своё детство мы проводим в игре с куклами: даем им имена, разные роли в игре и относимся к ним как к чему-то живому. И становиться понятным, что с ребенком взрослому будет не сложно наладить контакт через игру с куклой, так как ребенок ее очень любит.

Рассмотрим разные определения этого метода психокоррекции:

куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол;

куклотерапия – это терапия творческим самовыражением, когда человек присоединяется к своему бессознательному, к своей генетической памяти. Это уникальная методика, в которой нет ограничений возраста, социального статуса, материального положения и состояния здоровья;

куклотерапия – это комплексное воздействие на людей с использованием кукол при помощи разнообразных театральных приемов.

Цель куклотерапии – помочь в устранении негативных переживаний, улучшении адаптации в социуме, развитии осознания себя, разрешении конфликтов личности в условиях творческой деятельности.

Метод куклотерапии основан на отожествлении ребенка с любимым героем это может быть герой мультфильма, художественного произведения и др. Это средство для выражения чувств дошкольника, проживание тех жизненных ситуаций, которые волнуют его. Он представляет «игрушечный» мир реальным, вживается в роли, говорит и действует за кукол и может высказать то, на что в настоящей жизни не решился бы.

Когда мы говорим об использовании куклы в качестве терапевтического средства нужно выделять такие аспекты куклотерапии: проективная методика, замещение, сублимация, идентификация.

Коррекционные задачи, которые решает куклотерапия в работе логопеда:

• помогает в снятии психоэмоционального напряжения;

• корригирует некоторые личностные особенности (снижение агрессии, ослабление негативных эмоций);

активизирует познавательные процессы: внимание, память, образное мышление, воображение;

• формирует навыки практического владения выразительными средствами речи, улучшает словарь;

• совершенствует моторику рук; координацию движений;

• развивает уверенность в себе, коммуникабельность ребенка.

А. Ю. Татаринцева выделяет такие виды кукол для психокоррекционной работы,которые можно сделать своими руками: куклы-оборегини, перчаточные куклы, тростевые куклы, плоскостные куклы, марионетки, большие напольные куклы, люди-куклы, ширмы.

Ю. М. Лотман в основу своей классификации определил принцип «мобильности» кукол и разделил их на две группы.

Первую группу составляют куклы для игры: детские игрушки, театральные, обрядовые куклы, куклы для шествий, телекуклы.

Вторую группу составляют куклыдля упражнений и украшения: интерьерные, коллекционные, сувенирные, пугала, восковые куклы, манекены.

Вот некоторые проблемы, решаемые логопедом и педагог-психологом при помощи куклотерапии: психодиагностика и конкретизация проблемы, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, развитие коммуникативных навыков, профилактика и коррекция страхов, развитие речи, коррекция отношений в семье.

Выделим этапы проведения куклотерапии с самодельными куклами:

Первый этап – это изготовление ребенком куклы из бумаги, фольги, пластилина.

Второй этап – «оживление» куклы: какое имя у куклы, какая она, что любит, с кем дружит. Ответы ребенка помогут понять его личность и найти места, которые влияют на поведение дошкольника.

Третий этап – разыгрывание ситуаций, которые укажут на проблемы развития ребёнка и скорректируют имеющиеся.

Итак, мы видим, что в куклотерапии возможно применение большого количества кукол, которые позволяют решать различные проблемы ребенка. Специалист, работающий с детьми в дошкольном учреждении, может использовать куклотерапию для решения своих целей. Логопед использует для развития речи, расширения словарного запаса, правильного произношения и т. д. Педагог-психолог может использовать на первом занятии для знакомства, а на последующих занятиях для преодоления страхов, занятий по песочной терапии и т. д.

Публикации по теме:

Пескотерапия как эффективный метод изучения ПДД в дошкольном возрасте «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Психологическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.

Презентация «Страхи в дошкольном возрасте» 2 слайд Детские страхи и их коррекция – это актуальная проблема, с которой сталкиваются при воспитании ребенка не только родители, но и.

Игровые технологии в дошкольном возрасте Современная методика преподавания музыки и актуальные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии. Игровая.

Куклотерапия — метод помощи в устранении болезненных переживаний, укрепления психического здоровья Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа,.

Мастер-класс для родителей «Логоритмика как средство профилактики рече-двигательных нарушений в старшем дошкольном возрасте»Мастер-класс для родителей «Логоритмика как средство профилактики рече-двигательных нарушений в старшем дошкольном возрасте» Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения. Логоритмические.

Методическая разработка по воспитанию трудолюбия как качества личности в младшем дошкольном возрастеМетодическая разработка по воспитанию трудолюбия как качества личности в младшем дошкольном возрасте Актуальность темы обусловлена тем, что существует неблагоприятная тенденция в воспитательном процессе – воспитатели, родители и няни, экономя.

Развитие речи в дошкольном возрасте Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют четыре функции речи: - семантическая.

Взаимообучение как средство формирования правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте Актуальность темы: обусловлена тем, что фонетико-фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны.

Экспериментирование — как способ повышения познавательной активности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Хрусталик» Выступление на VI зональных педагогических чтениях.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Куклотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 10:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки