Лучший педагог года

Куклотерапия как средство сохранения психологического здоровья педагога

олеся самодурова
Куклотерапия как средство сохранения психологического здоровья педагога

Куклотерапия как средство сохранения психологического здоровья педагога

“Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволять дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой”.

(Хун Цзычен “Афоризмы старого Китая”)

Публикация «Куклотерапия как средство сохранения психологического здоровья педагога» размещена в разделах

В современном мире ускорение темпа жизни, изменение требований общества, внедрение ФГОС заставляют все чаще говорить о феномене эмоционального выгорания педагога.

Сложность проблемы требует применения технологий работы, близких и понятных педагогам – людям, как правило, творческим. Одним из эффективных средств сохранения психологического здоровья педагогов является куклотерапия.

Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии, основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Куклотерапия обладают рядом преимуществ:

• предоставляет возможность для выражения негативных чувств в социально приемлемой форме;

кукла как зрительный образ позволяет легче выразить подсознательные конфликты и внутренние переживания;

• усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность;

• побочным продуктом куклотерапии является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Виды кукол: куклы–марионетки, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие)

Куклотерапию разные исследователи относят к различным методам психотерапевтического воздействия : к психодраме (И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова, игротерапии (Тащева А., Гриднева С., арт-терапии (Денисова Г., Лебедева Л., либо выделяют её в отдельный метод.

Варианты:

«Марионетка играет меня» (Г. Тимошенко, Институт психотерапии, Москва). Клиенту предлагается сделать из пластилина, ниток, проволоки и других материалов куклу-марионетку — себя. В процессе идентификации создается образ, физически соотносимый с телом. Кукла выглядит так, как хочет автор, и двигается так, как ему нужно. Невозможно что-либо изменить в марионетке, не изменив себя.

Марионетка выступает здесь как метафора. Послания, которые получает человек в ходе работы: «Я создаю себя», «Я себя меняю», «Я собой владею», «Я собой управляю». Основная цель психолога — создание клиентом максимально реалистической марионетки, обладающей максимально достижимым количеством степеней свободы и становящейся по окончании работы минимально ценной для своего создателя.

Архетипическая марионетка (Т. Колошина, Институт психотерапии, Москва). Клиенту предлагается сделать куклу, которая больше всего похожа на некое определенное им состояние, или могла бы сыграть его в марионеточном театре, или помогла бы ему объяснить другим людям, что с ним происходит. Архетипический вариант работы с марионеткой состоит из двух этапов:

1) изготовление куклы;

2) последующая терапевтическая работа с ней.

Иногда достаточно создать куклу - и последующая работа с ней оказывается излишней. Желательно, чтобы кукла была сделана за один сеанс: в следующий раз клиент, вполне возможно, сам того не подозревая, продолжит делать другую марионетку. Архетипическая марионетка является символом, отвечающим на вопрос: «Что я есть?» Работая с ней, человек оказывается на таком уровне, где принятие себя, своей самоценности и самодостаточности становится неизбежным, что можно считать первым психологическим механизмом эффективности подобной работы.

Кукол используют в игровой терапии и арт-терапии. В Институте сказкотерапии (Санкт-Петербург) создана своя методика работы: в сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы : очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

Мне бы хотелось поделиться опытом работы по сохранению психологического здоровья педагогов посредством работы с куклами-марионетками, опираясь на подход Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Классическая работа с куклой-марионеткой состоит из трех этапов:

1) Изготовление куклы

2) «Оживление», вождение и представление куклы.

3) Постановка спектакля (сказки) с участием кукол.

Некоторые специалисты считают, что достаточно только первого этапа, и никакая иная терапевтическая работа с марионеткой не требуется, другие - вводят дополнительный (третий) этап – сочинение и постановка спектакля или сказки.

В работе с педагогами я использую все три этапа работы. Рассмотрим подробней этапы работы с куклой-марионеткой.

Инструкция: Создайте куклу - символического помощника. Перед изготовлением куклы ответьте себе на вопросы: «Какую жизненную силу мне нужно сейчас активизировать в себе? Для чего эта сила мне нужна?»

Этапы работы с куклой-марионеткой

1 этап. Изготовление куклы-марионеки.

Для изготовления куклы-марионетки потребуется следующий материал:

1. Один красивый мелкий камешек, либо бусина, пуговка. То есть, что-то маленькое и "волшебное", что можно спрятать в "баночку" от киндер-сюрприза.

2. "Баночка" от киндер-сюрприза.

3. Чулок (либо пара капроновых носочков) телесного цвета (или трикотаж того же цвета).

4. Вата.

5. Ткань белого цвета для "нижней сорочки" куклы. Размер 50х50 см.

6. Ткань для "верхнего платья" куклы. Размер 52х52 см.

7. Шерстяная пряжа для изготовления причёски куклы.

8. Толстая длинная игла.

9. Нитки, иголки, ножницы.

10. Толстая нить (лучше ирис).

11. Фурнитура для украшения куклы на вкус (бусинки для оформления лица, атласные ленты и др.)

Цвет, фактура ткани, способы украшения кукол несут свою информацию, и потому являются диагностичными.

Если речь идет о групповом формате работы, участников заранее предупреждают о необходимости принести материалы. Если вы работаете в индивидуальном формате, то может быть использован вариант, когда клиент выбирает из имеющихся у психолога материалов (естественно, у него должен быть широкий выбор таковых).

Последовательность изготовления куклы-марионетки

1. Баночка от «киндер-сюрприза», обтягивается чулком телесного цвета, сшивается в том месте, где у куклы будет “шея” (как вариант, перед этим каркас оборачивается несколькими слоями ваты или синтепоновой подкладки)

2. У Вас получились: голова и шея. Шея должна быть не короче 5-10 см.

3. Теперь берём тот кусок ткани 50*50, который играет роль “нижней сорочки”, складываем вчетверо, делаем небольшое отверстие в середине и просовываем в это отверстие шею куклы. Пришиваем “нижнюю сорочку” к шее нашей куклы.

4. Точно по такому же принципу нашиваем на куклу второе - нарядное, верхнее платье.

5. Руки делаются из той же ткани, что и лицо куклы - телесного цвета. Вырезаем два кусочка ткани размером 4х7 см, сшиваем “мешочки”, набиваем их ватой и пришиваем по бокам куклы к её верхнему платью. Руки готовы.

6. Оформление лица

7. Добавление «украшений» : волосы, аксессуары (шляпы, сумочки, детали костюма и т. д.)

8. “Подвязывание” куклы-марионетки. Заправить длинную толстую нить в толстую иглу и проткнуть голову куклы в области висков. Связать нить. Её длина должна получиться около 15 см. Кукла “повиснет” на нити. Ещё две нити привязываются (пришиваются) к запястьям (правому и левому) куклы.

Вопросы для обсуждения:

• Что вы испытывали в процессе создания куклы?

• Возникали ли у вас какие-либо сложности?

• Какие чувства вызывает у вас ваша кукла?

Невозможно сформулировать стандартизированную систему диагностических критериев для анализа результатов работы. Однако, исходя из общих принципов интерпретации арт-терапевтической продукции, значимыми с диагностической точки зрения, безусловно, можно считать:

«1. Размер куклы,

2. Выбранный клиентом цвет (цвета,

3. Возможности управления куклой (количество нитей, длина, способ их прикрепления,

4. Наличие (отсутствие) тела или его отдельных частей

5. Голова (форма, наличие или отсутствие лица)

6. Имена (первоначальное название куклы и ее реальное имя, возникшее после изготовления)

7. Количество деталей (схематичность, детализированность или излишняя детализированность облика)

8. Специфика использованного для изготовления куклы материала» (Т. Колошина).

Стоит обратить внимание на то, как создается марионетка, образ куклы (первоначальный, который клиент собирался воплотить в жизнь и тот, который получился в результате) и т. д.

Осуществлять диагностику необходимо по совокупности признаков, уточняя у клиента информацию. Лишь сопоставление отдельных особенностей дает картину внутренней ситуации клиента.

2этап. Представление, «оживление» и вождение куклы.

Когда кукла готова, наступает момент ее оживления или вождения марионетки – обучения ее простым движениям, поворотам, выражению эмоций и т. п.

Дальше участникам надо представить куклу группе (или терапевту, если работа происходит в индивидуальном формате). Стать ею. Пообщаться с другими куклами (участниками) от имени куклы. Рассказать о себе: сказать, как куклу зовут, как она себя здесь чувствует, какая она, чего ей хотелось бы от жизни, от себя, от окружающих, с какими сложностями она сталкивается…

Часто на данном этапе куклы вступают в диалог, начинают двигаться, возможно, ссориться или, наоборот говорить о своих симпатиях и т. д. Т. е. начинают жить «собственной жизнью».

Для участника такая форма самопредъявления более безопасна, чем привычный нам рассказ о себе, о своих проблемах, потребностях и страхах. Он может в процессе работы столкнуться с другим собой, той частью личности, которую не знает, или не принимает в реальной жизни. В ходе такого процесса, человек может понять, чего он на самом деле боится (в себе и в контактах с другими, и откуда этот страх взялся. Или убедиться, что бояться нечего, все не так страшно, как он себе представлял. Или обнаружить у себя ресурс, о котором даже не подозревал.

Вопросы для обсуждения:

• Как куклу зовут (так же, как вас, или иначе?

• Какими качествами она обладает? Есть ли такие качества у вас? Если она похожа на вас, то чем именно? Если не похожа, то в чем состоят отличия?

• Какие ресурсы вашей куклы вы могли бы использовать в своей жизни?

• Если у куклы есть недостатки, то, что конкретно вас в ней не устраивает?

• Какой она должна быть, чтобы вам понравиться?

• Что вы должны сделать для достижения этого результата?

Работа с куклой может закончиться обсуждением полученного опыта (и, если необходимо, внесением изменений в облик куклы, а может включать еще один этап - сочинение истории (сказки)

3 этап. Постановка спектакля (сказки) с участием кукол.

Участники разыгрывают спектакль с участием кукол (лучше всего без предварительной подготовки, либо с минимальным обсуждением сюжета). Придумывают название сказки.

Диагностично:

- Чувства, которые испытывал клиент во время обсуждения предстоящего спектакля (если был этап обсуждения) и в процессе его постановки

- Как создавался спектакль (стиль взаимодействия, лидерство, распределение времени и функций).

- Как распределяются роли в истории (они главные или нет? Их навязывают или выбирают?

- Нравиться ли человеку результат совместной работы? Если нет, то почему?

В зависимости от целей работы можно попросить участников «переиграть» спектакль, который им не понравился, внеся необходимые изменения, или, для расширения ролевого репертуара, сыграть роли, которые, по их мнению, им абсолютно не подходят и т. д.

Основное затруднение для использования марионеток в терапии (особенно в индивидуальной терапии) связано со временем. Создание куклы - длительный процесс, который занимает в среднем полтора часа. Важно, чтобы клиент сделал куклу полностью, ведь в другой день его состояние изменится и он, возможно, будет работать над совсем другой марионеткой.

Публикации по теме:

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Цель: установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребёнок.

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар " Портфолио педагога как показатель его компетентности".

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей»Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Куклотерапия как средство сохранения психологического здоровья педагога
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 15:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД