Папки-передвижки

Куклотерапия как средство воспитания психологически гармоничного развития ребенка

Эльвера ханова
Куклотерапия как средство воспитания психологически гармоничного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Куклотерапия как метод психологической коррекции

Определение 1

Куклотерапия — это метод психической коррекции болезненных состояний с помощью кукол (лечение при использовании специально изготовленных кукол).

Понятие и задачи куклотерапии

Куклотерапия представляет собой направление арт-терапии, помогающее клиенту прожить эмоции, которые ему не удалось прожить ранее. Арт-терапия включает 3 элемента:

Психотерапевта,

Клиента,

Публикация «Куклотерапия как средство воспитания психологически гармоничного развития ребенка» размещена в разделах

Промежуточный объект, арт-продукт, находящийся между ними.

Арт-продукт должен быть сотворен самим клиентом на сессиях. Он может быть представлен

рисунком, изделием из глины или пластилина, мелодией, инсталляцией, коллажем.

В рамках куклотерапии третьим элементом выступает кукла. Куклотерапия — это действенное

и глубинное направление, поскольку клиент переносит на куклу свои чувства, внутренние

состояния и эмоции.

В состав задач, которые призвана решать куклотерапия, входят:

Помощь в реакции на эмоции;

Актуализация ресурсов;

значительное расширение спектра личностных ролей;

Появление возможности проработки темы собственной внешности и образа «Я»;

Рост самооценки и уверенности в себе.

Человек, которого подвергают терапии, может наделять куклу состояниями и возможностями,

которые он желает иметь и развивать. При осуществлении взаимодействия с куклой, при ее

создании, трансформации, человек может проработать некоторые ограничивающие

убеждения, прошлые образы себя, травмирующие состояния.

Процесс создания и трансформации кукол чем-то может напомнить медитацию, поскольку

человек полностью погружается в себя, прислушивается к своему внутреннему миру, передает

часть себя в куклу.

Создавая куклу, человек может сформировать свой собственный идеальный образ, проработав

свою внешность. Если кукла не понравится, то ее всегда можно переделать.

Использование куклотерапии

Куклотерапию используют в различных направлениях психотерапии, включая психодраму,

игротерапию, сказкотерапию и арт-терапию.

Для куклотерапии характерно несколько функций:

Коммуникативная, формирующая эмоциональный контакт детей в коллективе;

Релаксационная, снимающая эмоциональное перенапряжение;

Воспитательная, корректирующая проявлений личности в игровых моделях жизненных

ситуаций;

Развивающая, с помощью которой происходит развитие психических процессов

(например, память, внимание, моторика, восприятие и др.);

Обучающая, способная обогатить информацией об окружающем мире.

Метод куклотерапии предназначен для работы с различными отклонениями в развитии речи,

заиканием, эмоциональной неуравновешенностью, неадекватной самооценкой, тревожностью и

страхом, проблемами в общении, эмоциональными травмами, протестным, оппозиционным

поведением.

Принято выделять индивидуальную и групповую форму куклотерапии.

Способы обращения с куклой в куклотерапии

В рамках куклотерапии чаще всего используется кукольный спектакль (кукольный театр).

Ролевые игры с куклами, создание разного вида кукол можно отнести также к рукоделию. В

терапевтических целях создание кукол происходит через формирование запроса (что болит,

что необходимо исследовать, творческий процесс создания кукол (выбирается материал,

рассматривается реакция клиента, рефлексию (что происходило, как выглядит кукла, какие

чувства и эмоции всплывают и др.).

Иногда используется такой метод, когда психолог делает куклу, но не доделывает ее до конца,

отдавая затем клиенту для завершения. Этот способ используется для тех людей, которые не

могут до конца доводить свои дела. Перед началом работы, необходимо всегда предупреждать

клиента, что могут проявиться различные эмоции и состояния, при этом кукла должна быть

доделана в любом случае.

Замечание 1

Куклотерапия предоставляет возможность естественным и безболезненным способом

вмешаться в психику человека для ее коррекции или психологической профилактики. Этот

способ помогает устранить болезненные переживания, укрепляет психическое здоровье,

улучшает социальную адаптацию, развивает самосознание, разрешает конфликтные ситуации

в условиях коллективной творческой деятельности.

Куклотерапия работает хорошо в случаях, когда необходимо допрожить проблему, оставляя

что-то в прошлом, или напротив, сделать определенный план на будущее. Несмотря на то, что

работа происходит с куклами, метод подойдет как для детей, так и для взрослых.

Работа с текстильной куклой

Процесс создания кукол символизирует переход их хаоса к порядку. Человек складывает куски

ткани определенным образом и придает изделию определенную целостность, наполняя своей

энергией и частью собственной души.

Уже в рамках славянской культуры обрядовые куклы играли особенную роль. Их создавали к

определенным важным событиям в жизни каждого человека, также они всегда являлись

атрибутом традиционных праздников.

Для каждого этапа жизни предусматривались разные обереги, одни из которых помогали в

родах, другие, например, могли защитить от сглаза. Девочки с помощью игр в куклы учились

ведению хозяйства, а хозяйки делали себе помощниц и защитниц. Все куклы хранились в

красном углу, который считался самым почетным местом в доме. Уже после того, как

произошло распространение христианства, в этот угол стали ставить иконы, за которыми

прятали обереги.

Выполнение всех кукол происходило без использования ножниц и иголок. Все отрывалось

руками. Заготовки из ткани можно было класть на колени, на столе их было нельзя оставлять.

По традиции считалось, что куклы, которые сделаны без лица, способны защитить своего

владельца от дурного сглаза и злого духа.

В психотерапии куклы начинают работать уже на стадии их создания. Может не получиться

какая-то часть (например, голова, руки, волосы, грудь, не завязаться платок, поясок, что-то не

сделано симметрично. Психолог покажет, что все это не просто так, поскольку каждый шаг

играет роль и имеет смысл.

Кукла может указать на вопросы, которые требуют разрешения и начинает лечить. Вопросы

могут иметь физический и психологический характер. Человеку необходимо прислушаться к

себе и понять, что ему хочет передать кукла. Работая с тем, что тяжело дается или плохо идет,

индивид получает возможность справиться с проблемой. При этом куклы получаются все

лучше и приходит решение проблем___

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей»Фотоотчет «Общение с природой — средство воспитания и развития детей» Доброе время суток, дорогие друзья! Нам посчастливилось отдыхать в чудесном уголке нашей области-санатории «Снежка». Красота, уникальность.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенкаКонструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Куклотерапия как средство воспитания психологически гармоничного развития ребенка
Опубликовано: 24 января 2023 в 21:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Куклотерапия как средство воспитания психологически гармоничного развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Эльвера ханова (УИ 2419208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД