Куклотерапия как метод коррекционной работы с детьми ОВЗ

Ольга Борисовна Козлова
Куклотерапия как метод коррекционной работы с детьми ОВЗ

Куклотерапия - метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

В настоящее время в образовательных организациях повышенное внимание уделяется вопросам организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.

Куклотерапия — это метод психологической помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и эмоционального состояния. Разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.

Данный метод призван помочь в устранении переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, а также корректировать речь, снижать уровень тревожности и агрессивности.

Функции куклотерапии:

• коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе;

• релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения;

• воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

• развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, моторики;

• обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия как метод основан на процессах общения ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или любимой игрушкой. Это один из методов арттерапии.

В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка сменяется поведенческими эмоциональными реакциями и снятием нервно-психического напряжения.

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. В куклотерапиииспользуются такие варианты кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы. Куклотерапияможет применяться в различных формах: как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Процесс изготовления кукол является коррекционным. Увлекаясь изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

Народная обережная кукла "Подорожница" делалась, как оберег дороги дальних и ближних путешествий. Когда фотографий не было, женщины, отправляя в дорогу своих близких крутили таких кукол из своих поношенных одежд, чтобы путешествующий вспоминал по лоскуткам использованным в кукле, свою семью и родных. Куколка помогала мужчинам не разорвать связь с домом, с семьей, всегда чувствовать тепло и заботу близких. У подорожницы в узелке может быть зола - чтобы мужчина помнил, что дома его ждут, денежка - чтобы там, куда он едет деньги получил, зерно - чтобы в дороге был сыт.

Материал для работы:

- нитки белые,

- нитки «ирис»,

- ткань белая для головы 15х15 см,

- ткань для узелка-котомки 10х10 см,

- ткань белая для рук 5х15 см,

- ткань для юбки 8х13 см,

- ткань для косынки две стороны 12х12 см,

- полоска цветной ткани на нижний платок-повойник,

- сентепон,

- крупа.

1. В центр белого квадрата 15х15 см кладём кусочек синтепона.

2. Делаем по бокам складки, формируя голову и перевязываем белой ниткой у основания голову.

3. Из полоски ткани сложенной пополам делаем нижний платок-повойник.

4. Опускаем вниз концы платка и крепим к голове ниткой.

5. Сворачиваем в рулончик прямоугольную полоску белой ткани, ручки куколки.

6. Обхватываем голову руками куколки с двух сторон.

7. Привязываем красной нитью ручки куколки к шее. А пониже делаем обережный крест.

8. Насыпаем немного крупы в кусочек ткани, предназначенный для узелка-котомки – чтобы наш путник не голодал в дороге и туда же кладем красную длинную нитку – чтобы путник не заблудился и вернулся домой.

9. Перевязываем наш узелочек, оставляя концы нитки.

10. Одеваем куколке юбочку на «выворот».

11. Подворачиваем ткань по бокам, чтобы сзади не было видно кромки ткани.

12. Перевязываем юбку нитью туго у основания головы на шее.

13. Опускаем ткань вниз и расправляем складки.

14. Привязываем узелочек к рукам оставшимися от узелочка концами нитей.

15. Повязываем платок кукле.

И куколка готова!

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Куклотерапия как метод коррекционной работы с детьми ОВЗ
Опубликовано: 26 марта 2020 в 19:31
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 апреля. День братьев и сестер

Самые близкие люди после родителей это братья и сестры. Ценность настоящих братских взаимоотношений очень велика. «Доброе братство дороже всякого богатства, а любовь братская лучше каменных стен» —...

9 апреля. День чистоты на МААМ

«Запомнить надо навсегда - залог здоровья чистота!» Этот замечательный лозунг в настоящее время звучит особенно актуально. Особенно важно именно сейчас постараться довести до сознания детей важность...

«Космическая даль» Многофункциональное дидактическое пособие из бросового материала...
Уважаемые коллеги, впереди еще один праздник — День Космонавтики. И приходится он на 12 апреля. В день, когда наш советский космонавт Юрий Гагарин первый раз...
Мастер-класс «Кошечка» из папье-маше
Сделанная своими руками кошечка из папье-маше ничуть не уступает по красоте и добротности декору, изготовленному из дорогих материалов. Пожалуй,...
Оригами для начинающих: кусудама «Цветок». Мастер класс с пошаговым фото
Оригами для начинающих: кусудама «Цветок». Мастер класс с пошаговым фото Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Гимназия №1503...