Папки-передвижки

Куклотерапия — метод развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Екатерина Уварова
Куклотерапия — метод развития детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудность.

Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Куклотерапия может использоваться в разных направлениях социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Пропаганда знаний по использованию традиционных и нетрадиционных методов в коррекционной и лечебной педагогике представляет собой возможность использовать их не только педагогами, но и родителями.

Публикация «Куклотерапия — метод развития детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В терапевтической практике она появилась в начале ХХ века. В 1926 году невропатолог Малколм Райт впервые использовал театр кукол для лечения неврозов.

Для эффективного использования метода куклотерапии, необходимо учитывать природу и характер нарушений каждого ребёнка.

Куклотерапию можно использовать в таких направлениях коррекционно-развивающей работы как :

• Игротерапии

• Сказкотерапии

• Арт-терапии

Куклотерапия выполняет такие функции как:

развивающая – развивает психические процессы (мышление, память, внимание, восприятие и т. д.);

• коммуникативная – устанавливает эмоциональный контакт, объединяет детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе;

• релаксационная – снижает эмоциональное напряжение детей с ограниченными возможностями здоровья;

• обучающая – помогает познавать окружающий мир;

Так же, куклотерапия выполняет следующие задачи:

развитие мелкой моторики рук, координации движений;

• формирование с помощью куклы способов выражения своих эмоций, чувств, различных состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может или не позволяет себе проявлять в обычной жизни;

В куклотерапии используются такие виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.

Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

Куклы-марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.

Перчаточные куклы. Сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, в игре (сюжетно-ролевых, драматизации, дидактических, строительных и т. д.).

На занятиях и в индивидуальной работе использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. С помощью куклы – бибабо можно варьировать требования к речи и поведения детей на занятиях, например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой – бибабо. Таким образом, возможности арт-терапии позволяют ребёнку с ОВЗ научиться более позитивному взгляду на свою жизнь, раскрыть ресурсы для успешной жизни в обществе, способны стирать границы между понятиями «здоровые дети» и «дети с ОВЗ». В данном случае ценен не результат, а сам процесс. Ребёнок чувствует свою значимость и включенность в деятельность.

При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание использую куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т. п.). Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришла лисичка. Она хочет посмотреть, как правильно нужно мыть ручки. Покажите лисичке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.

Это направление связано с воздействием на личность различных средств искусства, и оно тем и хорошо, что не требует способности к изобразительной деятельности, отсутствуют противопоказания, применяется для любого возраста. Всё это обусловило использование арт-терапии в решении проблем социализации детей с ОВЗ. Возможность применения арт-методик становится очевидным, в связи с тем, что они могут оказать благотворное влияние на развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер (снижение агрессии, тревожности, стрессов).

В своих исследованиях советский психолог Л. С. Выготский пришёл к выводу, что применение разного рода искусства в развитии детей с ОВЗ благотворно влияет и активизирует высшие психические функции и помогает проявлять творческие способности особенных детей. Исследованием куклотерапии, как альтернативного терапевтического метода, занимался американский психотерапевт Якоб Леви Морено (основатель института социометрии и психодраммы, 1940-е гг.). Суть этого метода состоит в переносе «доминанты», то есть перенос собственного «Я» на образ куклы.

Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребёнок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве необязательна «дочка» или «сыночек», она – партнёр в общении во всех его направлениях. Метод куклотерапии хорош тем, что он осуществляет комплексный подход в решении проблемы отдельного ребёнка с ОВЗ. Это средство позволяет выразить чувство. То есть, через игру для ребёнка становится доступными те области, где ему трудно найти слова.

Взаимодействие с куклой способствует формированию социально уверенного поведения, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков, выразительных средств речи и невербального общения. С помощью кукол дети учатся выполнять и использовать некоторые жесты, передавать свое эмоциональное состояние и лучше понимать эмоции других людей.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что куклотерапия помогает ребё нку с ОВЗ решить следующие задачи: - освоить различные способы поведения и коммуникации;

- раскрепоститься, снять внутреннее напряжение у замкнутых детей;

- эффективно корректировать сложные ситуации в семье;

- формировать эмоциональную устойчивость, самоконтроль;

- умение вырабатывать позитивные установки.

Таким образом, игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога и педагога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Список литературы.

1. Грабенко Т. М. Семинар-практикум «Сказкотерапия в консультировании». 2009.

2. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии : галерея кукол. – СПб. : Речь, 2007.

3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб., Речь, 2001.

4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Мужские сказки: тайный шифр. – СПб. : Речь, 2009.

5. Медведева И. Я., Шишова Т. А. Книга для трудных родителей. – М. : «Звонница – МГ» - «Роман-газета», 1994.

6. Мухина В. С. Дети и куклы : таинство взаимодействия/ народное образование, №5, 1997.

7. Психотерапевтическая энциклопедия. / под ред. Б. Д. Караваевского. – СПб. : Издательство «Питер». 2000.

8. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб. : Речь, 2007.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Куклотерапия — метод развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 21:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Куклотерапия — метод развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Уварова (УИ 2804162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД