МААМ-картинки

Кукольный театр, как средство коррекции и развития речи детей с ОВЗ

Раиса Иванова
Кукольный театр, как средство коррекции и развития речи детей с ОВЗ

По последним данным исследований почти у многих современных первоклассников встречаются различные нарушения речи. А в наших коррекционных школах конечно почти у всех детей есть множественные проблемы в развитии речи. Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух.

Публикация «Кукольный театр, как средство коррекции и развития речи детей с ОВЗ» размещена в разделах

Что порекомендовать для спасения положения? Игру. Игру в разном её проявлении: в куклы и настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле, на природе — везде, где только можно. Ведь развитие речи детей происходит с непосредственной помощью эмоционального восприятия. А самая интересная игра, конечно для наших детей, это игра в кукольном театре. Зная это, мы в своем интернате создали кукольный театр «Теремок», который здорово помогает нашим детям в развитии, в учебе.

Мы знаем, что основа для развития речи младших школьников — это обогащение чувств и эмоций. Кукольный театр словом, музыкой, художественными образами-персонажами, оформлением, всей воистину сказочной, праздничной атмосферой влияет на речь ребёнка.

Задачи:

• Вовлечение детей и родителей в создание кукольного театра.

• Систематическое и целенаправленное развитие речи детей, открывая их артистические, художественные, литературные способности.

• Добиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Мир ребёнка – это мир действия и деятельности, а кукольный театр даёт возможность войти в мир сказки и объединить собственные интересы ребё нка с задачами педагога:

развивать речь учащихся, их эмоциональную сферу, мелкую моторику;

• обогащать словарь ребёнка за счёт знакомства с лексикой сказки;

• формировать интерес и любовь к русскому народному творчеству, к чтению.

Работа постановки сказки начинается с подбора сказок. Для первых выступлений детей я подобрала простые русские народные сказки как «Репка», «Колобок», «Теремок», которые они услышали от мам, бабушек или в детском садике. Работая в подготовке сказки, дети учатся понимать содержание сказки, последовательность событий в сказке, даже редактировать собственный текст, вкладывать в текст эмоции, озвучивая образ своего героя. Кроме того, у маленьких «артистов» развивается и фонематический слух, что очень важно для грамотного письма.

Готовясь к участию в кукольном спектакле, дети обогащают свой словарный запас, получают понятие о литературном языке и норме произношения, культуре речевого поведения, знакомятся с монологическим высказыванием и диалогами, учатся интонировать. Юные актёры занимаются дыхательной и артикуляционной гимнастикой, заучивают текст. Театр открывает перед детьми звуковую сторону речи, они учатся выделять ключевые слова, управлять темпом речи, паузами в разговоре.

В кукольном спектакле ребёнок говорит опосредованно, от лица куклы, сам находясь в это время за ширмой. Ширма помогает раскрепоститься, снять определённый зажим перед аудиторией. Так застенчивые дети могут решиться на выступление перед зрителями.

Параллельно у ребёнка развиваются и движения рук — ведь актёры кукольного театра должны «оживить» своих кукол по спектаклю, передавая им свою энергию. Ведь в современном мире планшетов и айфонов возможностей для развития движения рук у детей стало гораздо меньше.

Кукольный театр позволяет педагогу решать задачи и трудового воспитания: подготовка к театрализованным играм предполагает изготовление кукол и декораций к спектаклям, в чем с удовольствием принимают участие наши дети и родители. Изготовление атрибутов, костюмов, кукол, декораций - важная часть творческого процесса, в котором дети приобретают новые трудовые навыки и совершенствуют уже имеющиеся. Когда дети делают куклы, рисуют, мастерят иллюстрации, декорации к произведениям, у них пробуждается фантазия и возникает желание самому стать героями этих сказок, «оживить» художественный образ. Дети стараются, чтоб их куклы, были узнаваемы для зрителей, чтоб были они яркими, весёлыми и со своим характером. Ответственность каждого участника сказки большая, ни один герой сказки не должен подвести и все очень стараются.

Чудеса, которые поражают воображение, начинаются с чтения, разбора текста сказки и главным этапом подготовки кукольного представления является работа с детьми над ролью.

I. Чтение сказки: выразительное чтение учителя, прослушивание аудиокассеты или диска с текстом подобранной сказки.

II. Обсуждение сказки: цепь событий, характер действующих лиц, их взаимоотношения, в чем проблема каждого героя: что он хочет и чего добьется, цель и задачи поведения героев.

III.Распределение ролей, учитывая интересы и индивидуальные особенности развития каждого ученика.

IV. Работа с текстом (индивидуально) : деление текста на речевые такты. Главная мысль в предложенном «куске», паузы: логическая, психологическая, главное слово: ( ударное: сильное, среднее, слабое, интонационные знаки (препинания).

V. Репетиции на сцене (частично индивидуально, это кропотливый долгий труд: вождение куклы, походка, жест, поворот головы, корпуса, оценка факта, физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу, приспособление к реквизиту, декорации.

Ответственность каждого ученика за постановку спектакля велика: декорации дети меняют сами, отрабатывают мизансцены (куклы ходят, говорят, танцуют). Дети рады – они уже актёры, с их помощью рождается сказка!

Подготовительный период постановки сказки дал свои результаты: класс стал одной дружной командой, где важны все участники, где любое мнение будет высказано и выслушано, где каждый начал верить в себя и в других. Участие в одном общем деле сплачивает детский коллектив. Различные ситуации во время репетиции и выступлений учат детей взаимопомощи, уважению, терпению. Ребята вместе радуются маленьким победам, рассуждают над причинами неудач. Всё это даёт возможность развить эмоционально-волевую сферу ребёнка. Во время игры дети испытывают радостное волнение, а после выступления - глубокое удовлетворение, наслаждение, приятное чувство собственной значимости и раскрепощения. Так расширяются социальные контакты детей. Кукольный спектакль становится для ребёнка своеобразной коммуникативной моделью. Вся работа подчинена одному результату – рождению спектакля на сцене, которое способно зажечь в юных актёрах и зрителях подлинную театральную радость.

Спектакль готов! Можно показывать зрителям: ученикам, родителям, малышам, всем желающим. Посмотреть спектакль хотят все. Ученики-актёры выступают с удовольствием, родители с волнением следят за своими детьми.

За 5 лет было поставлено детьми десятки сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Репка», «Теремок», «У лукоморья дуб зеленый», «Зайкина избушка», «Огнехвостик», «По щучьему велению», «Семеро козлят», «Роза и жаба», «Волк на псарне», «Пан Котофей», «Сказка о профессиях», «Три богатыря» и многие другие сказки.

В музыкальной сказке «Бременские музыканты» раскрылись певческие таланты Наумовой Оли, Распутина Юры, Фомина Андрея учащихся 3 класса. Музыкальное оформление сказки тесно связано с пением, музыкой, движением под музыку, поэтому способствует художественно - эстетическому воспитанию и развитию детей. Работая над исполнением песен, упражняясь в имитации движений персонажей, изображая героев произведения во время драматизации, дети учатся понимать характер музыки, ее настроение, тональность.

Кроме готовых сказок дети ставят придуманные самими сказки, так была поставлена сказка «Витаминка и её друзья». При сочинении собственных спектаклей для кукольного театра дети учатся алгоритму создания сюжета: завязка, экспозиция, развитие, кульминация, развязка. По такому алгоритму может быть выстроено и любое выступление, речь. Все герои нашей сказки - это Смешарики. Их дети смастерили вместе с родителями. Сюжет сказки из жизни в интернате. При интернате есть приусадебное хозяйство. Смешарики – такие же огородники, как и сами дети, выращивают овощи на грядках, в поле сажают картофель, поливают огурцы и помидоры в теплицах, на территории сажают красивые цветы. В процессе разыгрывания историй из собственной жизни, у ребёнка формируется умение последовательно рассказывать, сохраняя в уме последовательность событий в сюжете.

По итогам 4 лет обучения в начальных классах дети все успешно переводятся в среднее звено. У них уже богатый опыт выступления перед публикой. Речь становится более правильной, раскрепощенной: дети умеют подбирать слова, необходимые для построения фразы, правильно строят и распространяют предложения, стараются излагать логически последовательно события. И то, что дети получили в начальном звене с помощью участия в кукольных спектаклях поможет успешно адаптироваться в среднем звене обучения.

Нельзя рассматривать спектакль кукол только как средство развития речи, его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, отзывчивости.

Так дети не только участвовали в спектаклях, но изготовили с воспитателями и презентовали тактильную книгу «Колобок» для слабовидящих детей детского сада «Подснежник». Малышам очень понравились наши книжки. У них зрение плохое, и они, руками трогая каждую куклу, знакомились с героями сказки.

В прошлом году дети участвовали в работе «Школы Здоровья» для детей-инвалидов. Ребята работали с детьми-инвалидами с диагнозом ДЦП, которые обучаются на дому. Показали им свою сказку, научили их двигать куклы и «петь» песню. Сколько было эмоций у самих артистов и их подопечных, детей-инвалидов!

Так при желании кукольный театр можно использовать как мощное средство коррекции недостатков у детей с проблемами в речи и развитии. Кукольный театр, сказкотерапия и игротерапия всё чаще применяются в учебном процессе. Всё новое – это хорошо забытое старое. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное ненавязчивое коррекционное, развивающее и воспитывающее значение.

Таким образом, кукольный театр является мощным средством для развития речи и разностороннего развития детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Математические игры как средство коррекции детей с ОВЗ С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, и если для родителей нормально развивающегося.

Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детейМоделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей Тема: Путешесвие по сказке «Колобок» Цель: Автоматизация и дифференциация звуков «Л» и «ЛЬ» Задачи: 1. Активизация движения органов артикуляционного.

Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрастеИгра является основным видом деятельности ребенка.

Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей .

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей 4)Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Рекомендации для педагогов «Сказкатерапия как средство развития речи детей с ОВЗ» На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики.

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, в условиях РЦ Работая логопедом в реабилитационном центре с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кукольный театр, как средство коррекции и развития речи детей с ОВЗ
Опубликовано: 6 марта 2018 в 08:51
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД