МААМ-картинки

Проект «Кукольный театр в жизни ребенка»

Татьяна Поклонская
Проект «Кукольный театр в жизни ребенка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №86»

Проект на тему :

«Кукольный театр в жизни ребенка»

Воспитатель:

Поклонская Татьяна Владимировна

Воронеж - 2019

Тип проекта :

познавательно-творческий

Участники:

дети младшей группы "Лесовичок", воспитатель.

Сроки реализации:

Публикация «Проект „Кукольный театр в жизни ребенка“» размещена в разделах

Краткосрочный (22.04- 26.04.2019 г.)

Проблема:

Недостаточно сформированные навыки общения дошкольников

Актуальность

Одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных видов искусства, который позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств, развитием речи, воображения, инициативности.

Цель:

Создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности на протяжении проекта.

Задачи:

- пробуждать интерес детей к театрализованной игре;

- формировать умение следить за развитием действий в играх-спектаклях;

- знакомить с приемами вождения настольных и перчаточных кукол;

- развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением);

- развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;

- развивать диалогическую речь (вызвать у детей желание использовать слова и выражения из сказки);

- вызвать желание выступать перед сверстниками;

Театрализованная деятельность в детском саду включается в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, а также помогает выполнению задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания сверстников и взрослых (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;

• обогащение словаря

Художественно-эстетическое развитие

• создание выразительного художественного образа;

• приобщение к литературе, музыке, фольклору;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

• развитие воображения;

• приобщение к совместной деятельности по моделированию декораций, атрибутов, элементов костюма;

Познавательное развитие

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных;

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Физическое развитие

• выразительность исполнения основных видов движений;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.

В систему работы по организации театрализованной деятельности входят : проектирование предметно-пространственной среды, планирование и реализация, взаимодействие с детьми и педагогами.

Ожидаемые результаты:

Посредством театрализации у детей :

развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;

• дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;

• развиваются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;

совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

• Изучение литературы по теме;

• Выявление представлений детей о театре,

• Составление перспективного плана работы – «Неделя театра», подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры.

• Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).

Подготовка предметно пространственной среды является очень важной составляющей театрализованной деятельности, необходимо, чтобы среда обеспечивала решение задач по приобщению детей к театру. При ее построении необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, интересы, склонности, предпочтения, а также степень развития любознательности и творческих способностей.

Для того, чтобы дети могли прорепетировать отдельные эмоции и роли, необходимо создать в группе небольшую зону уединения (театральную зону, где обязательно должно быть зеркало, а также уголок ряжения.

В театральной зоне должны находится также разнообразные виды театра (настольный, перчаточный, пальчиковый, обеспечивающие тесную взаимосвязь интересов и склонностей ребенка с его возможностями и потребностями, это будет обеспечивать его свободу выбора (как в средствах, так и в способах). Также в уголке должно быть множество декораций и атрибутов к играм-спектаклям, это позволит развивать в детях исследовательский интерес, любознательность, творческую инициативу.

II этап– основной.

• Проведение образовательной деятельности с детьми по проекту согласно плану (в течение дня и во время проведения режимных моментов);

• Привлечение родителей к чтению и разыгрыванию по ролям детских сказок и потешек.

Содержание ОД

День I

Беседы с детьми:

- «Что такое театр», «Любимые сказки», «Любимые мультфильмы», «Твой любимый герой сказки»

Речевые упражнения на обогащение словарного запаса:

- «Один-много», «Назови ласково», «Большой - маленький».

День II

Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения

2-3 раза в день

Пальчиковые игры

2-3 раза в день

Мимические этюды:

- «Заяц испугался», «Голодный злой волк», «Добрая белочка», «Лисичка подслушивает» и др.

Игровые упражнения «Мы артисты» ( имитация движений под музыку: мишки косолапые, зайки-попрыгайки, лошадки и т. д.)

3-4 раза

Упражнения на интонационную выразительность:

- «Я хитрая лиса», «Я - грустный заяц», и т. д.

1 раз

Чтение русских народных сказок, пересказ отрывков либо полностью сказок с помощью взрослого

День III

Игры-загадки «Угадай, о ком я говорю?»

Подвижные игры:

- «Вороны и собачка», «Мыши и кот», «Мишка косолапый», «Лиса и куры», «Наседка и цыплята» и др.

1-2 раза в день

Настольный театр (показ воспитателя)

«Репка», «Три медведя», «Угадай из какой сказки», «Пых»

Рассматривание иллюстраций к сказкам

День IV

Дидактические игры и упражнения:

- «Веселый- грустный», «Покажи настроение», «Помоги развеселить», «Собери сказку», «Расскажем сказку вместе» «Почему грустный (веселый, удивленный, уставший, и т. д.)»

Игры-ситуации: «В гости к нам пришел зайчонок», «У медвежонка День Рождения», и др.

День V

Для успешной реализации задач проекта обязательное условие – создание предметно-развивающей среды.

Постановка вместе с детьми сказки «Маша и медведь»

Действующие лица:

1. Девочка

2. Михайло Иванович

3. Мишутка

4. Настасья Петровна

Девочка: Какой большой лес! Ой, полянка!

Сколько ягод здесь растёт!

Уходит.

(Дом медведей)

Настасья Петровна:

Собирайтесь в лес за мёдом, Михайло Иванович и Мишутка!

Уходят.

Появляется девочка.

Девочка:

– Ой, уже совсем стемнело,

И дороги не найти.

Постучусь в избушку смело.

Попрошу меня пустить.

(Постучала, никто не отзывается. Входит.)

Девочка:

– Какая большая комната, стол, на столе еда. Сяду я на самый большой стул, и попробую из самой большой чашки! Солёное! Сяду я на средний стул, и попробую из самой средней чашки! Кислое! Какой маленький стульчик, и маленькая синенькая чашечка! Как вкусно! Сладко! Какой удобный стульчик! Дай-ка я на нём покачаюсь! (Качается) Ой! (Упала и стульчик сломался). Поставлю на место, может, не заметят. А-а-а (зевает, так хочется полежать. Какая большая кровать (подходит, трогает). Нет, она слишком широкая. Какая высокая кровать, я на неё никак не залезу!Какая хорошенькая маленькая кроватка, как раз для меня, и подушечка и одеялко. Спать хочу! (Засыпает).

Действие 4

(входит Настасья Петровна).

– Настасья Петровна.

Беспорядок на столе, кто-то был в моей избе.

(входит Михайло Иванович)

– Михайло Иванович.

Где же, где моя еда?

Есть хочу, прямо беда!

Кто хлебал из моей чашки?

Кто сидел на моём стуле?

– Настасья Петровна.

Тихо, тихо, не шуми,

Пробегали муравьи.

Кушали из чашки

Противные букашки.

– Мишутка.

Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал?

Кто сидел на моём стуле и сломал его? (плачет)

– Настасья Петровна.

Тихо, Мишенька, не плачь,

Испеку тебе калач.

– Мишутка.

Я голодным лягу спать, отнеси меня в кровать!

– Михайло Иванович.

Кто ложился на мою постель и смял её?

– Настасья Петровна.

Кто хотел залезть на мою постель и уронил подушку?

– Мишутка.

А в моей постельке кто-то лежит и спит! Ой! Да это же девочка!

(бегают за ней по комнате)

Девочка: (кричит)

Ай-ай-ай! Спасите!

– Михайло Иванович.

Ой! Лови её, лови!

Да корзинку отбери!

(Мишутка хватается за корзину, девочка выпускает корзину и выпрыгивает в окно).

– Настасья Петровна.

Тихо, тихо, замолчите.

Вы в корзинку посмотрите.

Михайло Иванович.

Ягод там хоть пруд пруди

Попадаются грибы.

(все разглядывают, что в корзинке)

Вот вам съеденный обед.

Мишутка.

Девочки пропал уж след!

Конец.

В целях обеспечения индивидуального подхода работу необходимо проводить подгруппами по 4-7 человек. Деятельность по приобщению детей к театру может проводиться в любой отрезок режима дня, будь то непосредственная образовательная деятельность, вечерние или утренние часы, прогулка.

Проводить работу по театрализации необходимо с эмоционального чтения сказок, используя средства интонационной и лексической выразительности, когда педагог переживает содержание текста, показывая мимикой, позой, жестами происходящее с героями, превращаясь то в жадного медвежонка, то в хитрую лисичку, то в испуганного зайчонка. При чтении не стоит забывать об иллюстрациях, анализируя эмоциональные состояния персонажей, сравнивать эти состояния в различных ситуациях: лисичка вначале перехитрила деда, а затем испугалась собак, которых дед посадил в мешок (ск. «Лисичка со скалочкой»).

После прочтения произведения обязательно проводится анализ-беседа на выявление понимания текста. Если дети затрудняются, необходимо пояснить содержание, настроение и чувства героев.

Далее вносится персонаж любой знакомой сказки. Когда лисичка или козленок из сказки начинает «разговаривать» с детьми, они сразу затихают, слушают внимательно. А персонаж наблюдает, как дети выполняют те или иные действия. В следующий раз данный персонаж может «привести» с собой еще кого-либо, тогда с ними можно прочитать детям русскую народную сказку, или просто построить эмоциональный диалог, разыграв какой-либо фрагмент. После этого и дети захотят попробовать разыграть небольшую сценку. Нужно дать им эту возможность, т. к. дети учатся перевоплощению, пытаясь голосом и жестами передать характер и эмоциональное состояние героев: пусть зайчик поплачется собакам на то, как его лиса выгнала из избушки, или мышка попросится в Теремок и т. д.

В течение показа педагогом, дети должны видеть его руки, действия с куклами, т. к. они сами после этого начинают играть с театрализованными куклами. Детям нравится брать театральных кукол в игровой уголок, там, подражая воспитателю беседовать с ними.

Если дети используют неверно те или иные атрибуты и кукол театра, можно внести ширму, показать инсценировку. Объяснить, что для того, чтобы создалось впечатление что кукла живая, необходимо делать некоторые движения и просто наклоны головой на каждое слово стихотворения.

Этапы работы по введению персонажей:

• Имитация (игра) отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (дети обрадовались, рассердились, удивились, огорчились);

• Имитация (игра) нескольких последовательных действий с передачей основных эмоций (довольные медвежата захлопали в ладошки и стали петь песенку; зайчонок увидел лисичку, испугался и прыгнул в кусты);

• Имитация (игра) образов хорошо знакомых сказочных персонажей под музыку или без музыки;

• Игpa - импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, а также по текстам коротких сказок, рассказов(«Заинька, попляши.», «Больная кукла», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»);

• Ролевой диалог героев сказок («Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Три медведя»).

Главными составляющими успешной деятельности по приобщению детей к театральной деятельности и выполнению поставленных задач являются работа над эмоциональной выразительностью, вхождением в образ. Здесь обязательное условие – открытый показ, на начальном этапе педагога, а затем и ребенка. Различные игровые проблемные ситуации помогают ребенку более успешно брать на себя различные роли, войти в образ и «прожить» эту роль, передавая средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами эмоции героев. Для создания большего интереса, передача характера героев может сопровождаться музыкой.

Необходимо, чтобы куклы различных видов театра находились в группе постоянно и рядом была ширма. Дети смогут брать полюбившихся кукол (настольного, перчаточного, пальчикового или других театров) в любое время, одевать их на руки и повторять элементы занятий, режимных моментов. Если персонажи кукольных театров будут постоянно находятся в распоряжении детей – они послужат стимулирующим фактором для развития их диалоговой речи. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примерят на себя» разные модели социального поведения.

Создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Разыгрывать можно начинать с настольными куклами хорошо знакомые детям русские народные сказки: «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Репка», «Заюшкина избушка», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лиса и заяц», «Петушок и бобовое зернышко», «Пых», «Теремок», «Рукавичка» и др.

Пользоваться в своей деятельности необходимо как готовыми наборами кукол, так и изготавливать персонажей для театрализации самим : вязаный пальчиковый театр, театр - фланелеграф и др. Чем разнообразнее театр, тем больше дети развиваются творчески.

Ведущей идеей работы с родителями является активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Главная задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

III этап – заключительный.

Системная работа по театрализованной деятельности оказалась эффективной и:

• Помогла повысить интерес детей к театрализованной игре;

• Вызвала желание детей выступать перед сверстниками, раскрепостила стеснительных ребят;

• Научила детей согласовывать свои действия с действиями других детей – героев сказки;

• Способствовала развитию связной диалогической речи;

• Помогла активизировать речь детей, окрасила речь эмоционально;

• Способствовала освоению различных интонаций – просьбы, вопроса, удивления, суждения (дети научились передавать эмоциональное состояние человека, персонажей – мимикой, позой, жестами, движениями);

• Помогла развлечь детей и развить фантазию;

Дети стали в свободное время также использовать настольный театр в своих играх – разыгрывать знакомые сказки, придумывать свои истории от первого лица. Также использование настольного театра сблизило детей в совместной деятельности, развило коммуникативные навыки.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект по театрализованной деятельности в первой младшей группе «Театр в жизни ребенка» Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защитить! Дети учатся думать, мечтать,.

Домашний кукольный театр как средство научить ребенка общению Наши дети не умеют разговаривать, а мы не умеем разговаривать со своими детьми. Нам некогда, а может, просто лень. К тому же в доме есть.

Консультация для родителей «Театр в жизни ребенка» Детские театры всегда были прекрасным местом проведения досуга для всей семьи. На любого из нас театр оказывает определенное влияние. И.

Кукольный театр Кукольный театр на день рождения для детей 2-4 лет. Бабушка: У моей внученьки (имя) сегодня день Рождения. Я хотела подарить ей подарок,.

Мастер-класс для родителей средней группы на тему «Театр в жизни ребенка» Мастер -класс для родителей средней группы на тему: " Театр в жизни ребенка" Воспитатель: Мельник Е. А Цель: способствовать повышению педагогической.

Проект «Кукольный театр»Проект «Кукольный театр» Вид проекта: Информационно-творческий Срок реализации: долгосрочный, октябрь- апрель, с детьми средней группе. Участники проекта: воспитатели,.

Проект по театрализованной деятельности в средней группе «Кукольный театр» .

Проект «Театр в нашей жизни» в младшей группе Краткосрочный проект по театрализованной деятельности «Театр в нашей жизни» во младшей группе «Колокольчик»[/b] Сказка учит добро понимать,.

Консультация «Театр в жизни ребенка» Социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач воспитания. Особенно это значимо в период переориентации.

Консультация для родителей «Театр в жизни ребенка» Консультация для родителей «Театр в жизни ребенка» «Весь мир – театр, а люди в нем - актеры», - говорит классика. Детские театры всегда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Кукольный театр в жизни ребенка»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 15:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД