МААМ-картинки

Дидактические игры по формированию навыков культуры поведения у дошкольников

Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры по формированию навыков культуры поведения у дошкольников

Дидактические игры по формированию навыков культуры поведения

«Я начну, а ты продолжи….»

Цель: Закреплять у детей знания о правилах культурного поведения в общественных местах с позиции «так можно делать, а так - нельзя делать». Воспитывать желание играть сообща.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

В игре могут принимать участие от 4 до 8 детей.

Публикация «Дидактические игры по формированию навыков культуры поведения у дошкольников» размещена в разделах

Дети стоят в кругу. Мяч у воспитателя. Объясняются правила игры: воспитатель начинает говорить, передает мяч другому ребенку, ребенок продолжает фразу, передает мяч следующему ребенку, и так далее. Если ребенок не может продолжить- он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не остается взрослый и ребенок. Оставшийся ребенок считается победителем.

Воспитатель говорит детям «Я начну, а вы продолжите…»

Нельзя

-В магазине нельзя играть в подвижные игры (уйти, не заплатив за товар, обращаться к продавцу на ты, распечатывать и пробовать на вкус товар, брать продукты без очереди, отрывать ценники от товара и т. д.)

-В поликлинике нельзя бегать по коридору (прятаться от врача, отказываться давать врачу себя осматривать, громко кричать, бегать по коридору, заходить в кабинет врача без очереди, заходить в кабинет врача во время осмотра других больных детей и т. д.)

-В автобусе нельзя садиться с ногами на сиденье (бегать по салону, ездить, не оплатив проезд, толкать пассажиров и т. д.)

-В кинотеатре нельзя громко разговаривать во время фильма (мешать другим зрителям, бросать мусор на пол, рассказывать зрителям, чем закончится фильм и т. д.)

-В библиотеке нельзя громко разговаривать, вырывать листы из книг, брать книги, не записавшись и т. д.)

Можно:

-В поликлинике можно занять очередь к врачу (взять карточку прием к врачу в регистратуре, взять талон на прием к врачу в регистратуре, разговаривать негромко у кабинета врача, зайти в кабинет врача, когда тебя позовут, интересоваться у врача назначениями и т. д.)

-В магазине можно занять очередь за товаром (поинтересоваться у продавца сроком годности товара, попросить продавца помочь выбрать товар, примерить в раздевалке понравившуюся вещь, оплатить покупку и т. д.).

-В автобусе можно уступать место старшим (передавать оплату за проезд, оказывать билет контролеру, просить шофера сделать остановку по требованию, выходить из автобуса через переднюю дверь, входить в автобус после того, как выйдут пассажиры, провозить и оплачивать багаж и т. д.).

-В кинотеатре можно купить билет на понравившийся фильм (занять место согласно билету, негромко разговаривать во время перерыва, посетить буфет и т. д.).

Воспитатель предлагает детям различные ситуации поведения в общественных местах (детский сад, кафе, гости, поликлиника, парикмахерская, почта, больница, магазин, музей, театр, цирк, кинотеатр, библиотека, школа и т. д.).

«Ожившие картинки»

Цель: Закреплять навыки культурного поведения детей в общественных местах. Развивать связную речь детей, логическое мышление.

Оборудование: парные картинки, иллюстрирующие поведение ребенка в различных ситуациях в общественных местах («правильное» и «неправильное» поведение):

Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.

Как войти в комнату (раздетым или в одежде).

Уступи место в автобусе.

Помоги маме или бабушке донести покупки.

Вежливо купи билет в кассе.

Спроси у незнакомого человека, сколько времени.

Что ты сделаешь, если кто-то рядом с тобой, что-то уронил?

Как спускаться или подниматься по лестнице.

Пропусти в дверях старшего.

Куда деть фантик от конфеты на улице.

Как показать на понравившуюся игрушку в магазине (рукой, а не пальцем).

И т. д.

Ход игры.

В игре могут принимать участие от 4 до 8 детей.

Первый вариант. Каждая пара играющих детей получает две картинки и договаривается, кто какую будет обыгрывать.

Дети-зрители тоже рассматривают парные картинки, чтобы иметь возможность сравнить изображенное с драматизацией и охарактеризовать действия исполнителей (характеризовать «ожившие» картинки: «плохо хорошо», «правильно неправильно»).

Второй вариант. Показать детям только ту картинку, где изображен отрицательный поступок, предложить желающим «оживить» противоположный, положительный поступок. Показать вторую картинку.

Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки.

«Парные картинки»

Цель: Закреплять навыки культурного поведения детей в общественных местах. Развивать связную речь детей, логическое мышление.

Оборудование: картинки, иллюстрирующие поведение ребенка в различных ситуациях в общественных местах («правильное» и «неправильное» поведение):

Ребенок на приеме у врача.

Ребенок в кресле зубного врача.

Ребенок в театре.

Ребенок переходит улицу.

Ребенок в детском саду.

Ребенок в зоопарке.

Ребенок едет в автобусе.

Ребенок сидит за столом

Ребенок в магазине игрушек.

Ребенок в парикмахерской и т. д.

Ход игры.

В игре могут принимать участие от 2 ребенка.

Первый вариант. Детям предлагается взять все картинки: одному ребенку- с правильным поведением в общественных местах, другому- с неправильным поведением. Дети аргументируют свой выбор.

Второй вариант. Детям предлагается составить пары из предложенных картинок по принципу «хорошо- плохо». Описать, что изображено на картинках, объяснить, почему «так делать нельзя».

«Школа вежливости»

Цель: закреплять навыки культурного поведения в общественных местах. Формировать культуру речевого этикета.

Оборудование: карточки с изображение различных общественных мест.

Ход игры.

В игре может принимать участие вся группа детей. Дети вытягивают наугад по одной карточке с изображением общественных мсето. В зависимости от того, что изображено на картинке, рассказывают о правилах поведения в общественных местах.

Остальные дети слушают и дополняют рассказ.

Особое внимание делается на использование формул речевого этикета.

Педагог оценивает правильность, полноту и точность знаний детей.

«Хорошо - плохо»

Цель: развитие слухового восприятия. Закрепление знаний о правилах поведения детей в общественных местах.

Оборудование: плоскостные макеты светофорчиков с 2мя цветовыми обозначениями- красный, зеленый.

Ход игры.

В игре может принимать участие подгруппа или вся группа детей.

Воспитатель называет детям ситуацию. Дети слушают. Если можно дать оценку данной ситуации как «положительная»- дети поднимают зеленый светофорчик, если оценка данной ситуации «отрицательная» - то красный светофорчик.

Примерные ситуации:

- Ваня занял очередь в магазине за хлебом.

-Сережа плакал и отказывался открыть рот в кабинете зубного врача.

-Илюша перешел дорогу по зебре.

-Аня вертелась в кресле у парикмахера.

-Лена бросила фантик от конфеты в кусты.

-Сережа и Андрей громко смеялись в театре.

-Алеша подарил букет цветов артистам, выступающим на сцене.

-Ира попросила в регистратуре отложить карточку к врачу.

-Андрей зашел в магазин со своей собакой.

-Наташа забыла оплатить покупку в магазине.

-Костик не вернул книгу в библиотеку и так далее.

“Именины”

Цель: Учить детей делать подарки. Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

Ход игры.

Дети образую круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети – “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек, так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т. д.). Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить.

Затем выбирается новый “именинник”.

Информация для воспитателя.

Дошкольники младшего и среднего возраста обычно “дарят” вещи, а дети старшего возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу. Например, именинник сообщает, что он Чебурашка. Дарители преподносят ему, кроме конфет и игрушек, свою дружбу, внимание, любовь, защиту.

Вариант 1.

Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.

Воспитатель. У нас сегодня именинник – неизвестный сказочный герой. Отгадайте, кто это? Какие подарки ему можно подарить?

Вопросы для беседы после игры.

Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились?

Вопрос “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?

Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею?

Вариант 2.

Выбирается – “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет т. д., подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т. д.

Вопросы для беседы после игры.

Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?

“Передай настроение”

Цель: Формировать доброжелательное отношение к людям.

Ход игры.

Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый (ведущий) “будит” своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение воспитателя по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действие детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить настроение.

“Расставь все по местам ”

Цель: Закрепить знания детей о чайной и столовой посуды, о столовых приборах. Активизировать употребление слов “чайный”, “столовый”.

Материал: Карточки с изображением различных видов посуды и приборов.

Ход работы.

Воспитатель выясняет, какие виды посуды известны детям (чайная, столовая) и предлагает выполнить задание: “Посуда и приборы перепутались. Необходимо расставить отдельно чайную посуду и столовую, рядом положить приборы”.

За правильное выполнение задания дети получают фишку.

“Снежная королева”

Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры.

Воспитатель просит вспомнить сказку Г. -Х. Андерсена “Снежная королева”.

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав людям в глаза!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает “приметь эти очки”: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

Педагог первым “надевает очки” и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе “надеть очки” и поочередно разглядывать каждого участника игры.

“Цветик - семицветик”

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других

Материал. Цветик - семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры.

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, “срывает” один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав, и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

Простые правила детского общения

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе домой пойдем.

Играй честно, а если водишь, то отваживайся. Не отнимай чужого.

Попросят дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.

Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.

Не обижай без дела, не дерись без обиды.

Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, дети не любят и чистюль.

Разговаривая умей слушать и понимать. Не перебивай в разговоре.

Начав одно дело, доводи его дол конца.

Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь друзьям.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.

Оборудование: картинки, изображающие различные ситуации, иллюстрирующие поведение ребенка в общественных местах (детский сад, кафе, гости, поликлиника, парикмахерская, почта, больница, магазин, музей, театр, цирк, кинотеатр, зоопарк, библиотека, школа и т. д., 2 листа ватмана с изображением веселого и грустного солнышка.

Ход игры.

В игре могут принимать участие до 4 человек (играющих можно разбить на пары). На лист с веселым солнышком выкладывают картинки с хорошими поступками и объясняют свой выбор. На лист с грустным солнышком - картинки с плохими поступками. Кто больше и правильно подобрал картинок, тот выиграл.

«Кому что нужно»

Цель: побуждать детей подбирать к карточкам, изображающим добрые дела, карточки с предметами, необходимыми для выполнения этих дел. Формировать навыки культурного поведения дошкольников.

Оборудование: карточки, иллюстрирующие различное поведение детей, карточки с различным оборудованием, предметами.

Ход игры.

В игре участвуют 2-3 человека, игрокам раздаются по 3-4 карточки с добрыми делами. Ведущий показывает карточки предметов. Игроки выбирают нужную им для добрых дел карточку предметов и составляют пары из карточек. Кто первый и правильно составит их, тот и выиграл.

Публикации по теме:

Дидактические игры для выработки навыков счета у дошкольников с использованием различных анализаторов Дидактические игры для выработки навыков счета у дошкольников с использованием различных анализаторов. «Сделай столько же движений»Дидактическая.

Формирование навыков коммуникативной и нравственной культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя.

Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице в рамках проведения Акции– за безопасность.

Конспект занятия по формированию навыков культуры общения у детей и подростков с ОВЗ «Мы живём среди людей» Тема: «Мы живём среди людей» Автор: Подгайная Татьяна Николаевна Должность: социальный педагог Цель. Формирование знаний, умений и.

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения «Лесные пожары» в средней группе Цель: формировать навыки безопасного поведения детей в лесу. Задачи: учить осторожному обращению с огнем; формировать чувство ответственности.

Консультация для родителей «Воспитание навыков культуры поведения» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ» Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье.

Консультация для родителей «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом» Консультация для родителей"Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом" Воспитатель: Субботина Татьяна Михайловна Уважаемые.

Проект по формированию у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД «Азбука дорожного движения» Проект «Азбука дорожного движения» Автор: Финк Ирина Анатольевна Тема проекта: «Азбука дорожного движения» Дата: 10.10 – 21.10.2016г. Возрастная.

План саморазвития «Формирование культуры поведения у дошкольников» Введение Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день прежде всего ребенку с малых лет нужно привить.

Занятие по формированию навыков безопасного поведения на природе «Виртуальная экскурсия в лес» Виртуальная экскурсия в лес Педагог: Тарасова Светлана Петровна Введение Задачи: - формировать навыки безопасного поведения в природе;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по формированию навыков культуры поведения у дошкольников
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 14:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД