Получи документы

Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры

Анна Михайловна Агеева
Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры

Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры

Сегодня многим известна поговорка «Слово – визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя, работающего с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры» размещена в разделах

Дошкольники, находясь в детском саду и общаясь с воспитателем в разных видах детской деятельности, постоянно слышат его речь. Развивающий потенциал речевой среды в детском саду зависит от качества речи воспитателя.

Для воспитателя, работающего с дошкольниками, владение речью – это показатель его профессиональной компетентности, его культуры. Поэтому забота о совершенствовании своей речи – нравственный и общественный долг каждого воспитателя. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям, т. к. его речь – это основное орудие педагогического взаимодействия и воздействия, и одновременно образец детей и их родителей, по которому они учатся строить свою речь.

Известный лингвист М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, дошкольник перенимает «не только все тонкости произношения (фонетику) словоупотребления (лексику, построения фраз (грамматику, но и также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому к речи воспитателя дошкольной организации предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматриваются в контексте повышения качества дошкольного образования.

В современных исследованиях культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи воспитателя относятся :

- качество языкового оформления речи;

- ценностно-личностные установки воспитателя;

- коммуникативная компетентность;

- четкий отбор информации для создания высказывания;

- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Важными требованиями к речи воспитателя дошкольной образовательной организации являются:

1) Соответствие речи языковым нормам, то есть речь воспитателя должна быть правильной. Для этого ему необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

2) Качество голоса воспитателя. Голос – важнейший элемент техники речи и средством труда. К голосу воспитателя предъявляется требования, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Профессиональным качеством голоса воспитателя являются благозвучность, гибкость, полётность (полётность речи – это лёгкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривания слов с усилием, выносливость. Развитие всех качеств голоса - комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи и важна для воспитателя, т. к. его речь является образцом. Речь воспитателя должна быть выразительной, т. е. наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием.

3) Точность речи, т. е. её соответствие мыслям говорящего воспитателя. К. Федин пи-сал: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но и прежде всего – требованием смысла».

4) Ясность речи - это доступность пониманию слушающего ребёнка. Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».

5) Простота речи – это её безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей слога». Л. Н. Толстой писал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».

6) Богатство речи - разнообразие языковых средств. М. Горький писал: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их». Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности слово-употребления, выразительности и образности речи.

7) Логичность речи - соблюдение смысловой связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Н. Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; не точность и запутанность выражений свидетельствуют о за-путанности мыслей». Логичность речи предполагает наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания); умение правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

Средства передачи информации делятся на виды: вербальные (т. е. словесные) и невербальные. Вербальное общение – это общение с помощью слов, невербальные средства общения – это передача информации с помощью символов и знаков (позы, жеста, мимики, взглядов).

Воспитателю очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. «Руки – глаза тела» – утверждал Е. Б. Вахтангов. К. С. Станиславский подчеркивал: «Руки высказывают мысль». Е. И. Ильин называет руку педагога «главным техническим средством».

Наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира воспитателя, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. С. Л. Соловейчик писал: «Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее. нравственный облик, манера общения и поведения педагога». Не забывайте об этом и. совершенствуйтесь!»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что культура речи воспитателя дошкольной организации, являясь образцом для подражания детям, их родителям и коллегам – есть важный критерий, определяющий его внутренний мир и педагогическую культуру.

Литература:

1. Бруссер А. М., Оссовская М. П. «Правильная речь-путь к успеху», 2009.

2. Гербова В. Коммуникативное общение педагога. М. : Просвещение, 2009. – 330 с.

3. Ксенофонтова А. Н. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 12. № 3(3). 2010. С. 633-637.

4. Электронная газета «Интерактивное образование», Тема номера: «Система дополни-тельного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы». Методические требования к культуре речи педагога. Выпуск № 51, Февраль 2014.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Фольклор как способ развития культуры речи» «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием.

Художественно-эстетическая культура как основа становления личности ребенка .

Консультация для воспитателей младших групп детского сада «Воспитание звуковой культуры речи» Дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания звуковой культуры речи. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое,.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста» Звуковая культура речи.

Консультация логопеда для воспитателей «Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация логопеда для воспитателей 1 и 2 младших групп детского сада. Звуковая культура речи детей младшего дошкольного возраста. Речь.

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста как основа успешного овладения родным языкомФормирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста как основа успешного овладения родным языком Актуальность темы Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений.

Реализация дифференцированного подхода к повышению педагогической культуры родителей Введение Глава I. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Глава II. Теоретические основы педагогического.

Рекомендации для воспитателей «Культура речи педагога, или Искусство говорить с детьми» Существует много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи, и мы остановились на понравившемся афоризме,.

Семинар-практикум для воспитателей «Звуковая культура речи» Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При подготовке к семинару воспитатели узнали, что звуки речи.

Эссе «Мастерство педагога — основа педагогической деятельности» Суть педагогического мастерства – это своеобразная совокупность личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней подготовки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 21:17
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД