Папки-передвижки

Конспект занятия «Моя Мордовия»

Светлана Назарова
Конспект занятия «Моя Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

«Моя Мордовия»

Подготовила: Воспитатель: Назарова С. Н.

Цель:

формировать у детей чувства любви к малой Родине – Мордовии.

Задачи:

• способствовать приобщению дошкольников к традициям мордовской культуры;

• продолжать знакомить воспитанников с малыми жанрами мордовского народного фольклора (частушками, песнями, играми);

Публикация «Конспект занятия „Моя Мордовия“» размещена в разделах

• развивать творческие способности, совершенствовать исполнительские умения и навыки детей:

• воспитывать любовь, уважение и интерес к культуре русского и мордовского народа.

Ход занятия:

Воспитатель мордовском народном костюме)

Дети одеты в костюмы.

Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс, ялгат!

Добрый день, уважаемые гости!

Мы с вами живем в прекрасном городе Саранске, в столице нашей республики – Мордовия. И сегодняшнее занятие посвящаем именно Мордовии.

1-ый ребенок:

Родина-слово такое простое,

Но сколько в нем гордости заключено,

Как солнце огромное и золотое

Сияет нам в жизни оно.

2-ой ребенок:

Солнце светит ласково в зените,

Отливают золотом поля.

И трудом, и дружбой знаменита

На Руси Мордовии земля.

3-ий ребенок:

Есть край наш мордовский, он самый красивый

Среди необъятных просторов России,

Среди неоглядных российских широт.

И самый красивый народ в нем живет!

Воспитатель:

Мордовия – это благодатный и красивый край, где живут многие народы: мордва, русские, татары и другие. Все живут в мире и согласии.

Но большинство людей, живущих в Мордовии, это русские и мордва. И мы с вами должны знать легенды о русском и мордовском народе. Однажды в мордовских лесах свершилось чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо - яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, голубоглазый, златокудрый. Мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

4-ый ребенок:

Земля моя, Мордовия родная!

Здесь родились мы, здесь живем.

Твои богатства всюду прославляя,

О красоте мордовской мы поем!

Воспитатель:

Ребята, давайте встанем в хоровод и все вместе споем мордовскую песню «Умарина» («Яблонька»).

Дети поют, а девочка в костюме яблоньки ходит внутри по кругу и каждому раздает веточки с яблоневыми листочками, сделанными из бумаги.

Умарина

Чувтосьпароумарина,

Чувтосьмазыйумарьчувтось.

Козоньчачнесьумарина?

Козонькаснесьумарьчувтось?

Покшкичирес сон чачокшнось,

Казань килангс сон касокшнось.

Пек авардиумарина,

Пек сюмордыумарьчувто.

Ки неизе пек аварди?

Ки неизе пек сюморди?

Уксус чувто да неизе,

Уксус чувто да маризе.

– Мейсавардят, умарина?

Мейссюмордат, умарьчувто?

– Секс авардян, уксус чувто,

Секс сюмордан, уксус чувто:

Ось пес чавовстьмонькорёнон,

Чирькесчавовстьмоньтарадкень

Рукшнань-рукшнаньмоньлопинень,

Салдырьксэшкатмоньумарень.

Яблоня-Умарина

Древо доброе умарина,

Древо красивое умарина.

Где родилась умарина?

Где вырастала умарина?

На обочине большой дороги она родилась,

На Казанской на дороге она вырастала.

Горько плачет умарина,

Сильно яблонька горюет.

Кто узрел её кручину?

Кто узрел её печали?

Вяз её печаль увидел,

Крепкий вяз её расслышал.

– Отчего так горько плачешь?

Да о чём твоя кручина?

– Оттого, вяз, горько плачу,

Оттого, вяз, я печалюсь:

Что погибли под осью колёс мои корни,

Дугами растерзаны мои веточки,

Лепесток к лепестку мои листочки,

Размером с солонку мои яблочки.

Воспитатель:

Мордовский край — дом наш родной.

Мордовский край, гордимся мы тобой!

Мордовия — здесь много чудес :

Поля широкие, реки и лес.

Ну а сейчас, давайте вспомним символы Республики Мордовия.

Стук в дверь, воспитатель открывает и за дверью берет игрушку –

Рыжего Лисенка.

Воспитатель:

Смотрите, к нам в гости пришел Лисёнок! (говорит за Лисёнка)

Здравствуйте, ребята!

Лисё нок:

Я пришел к вам в детский сад рассказать вам о символах Мордовии и, конечно, поиграть с вами в мордовские игры.

А вы знаете, кто нарисован на гербе Мордовии? Это я изображен, лисенок. А вы знаете почему?

Потому что много веков назад в Мордовии был основной промысел у людей – охота на пушного зверя, часто на лис.

Лисенок показывает герб Мордовии на экране

Далее на экране флаг Мордовии

Воспитатель:

Спасибо, Лисенок. Ребята, давайте посмотрим на флаг Мордовии.

А какие цвета на флаге Мордовии?

Правильно! Голубой - символ высокого неба.

Красный - цвет красоты нашей республики.

Белый - символ чистоты и добра, а узор на белом фоне - символ национальных традиций.

Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного, белого и темно-синего цветов. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.

Автор флага – мордовский художник Андрей Степанович Алёшкин.

Лисенок:

Давайте сами из бумаги сделаем флаг Мордовии как на экране.

Проводится дидактическая игра «Собери флаг!»

Группа делится на две команды, каждая из команд собирает один флаг.

Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги, звёздочек, эмблем. Необходимо из них сложить государственный флаг Мордовии.

Воспитатель:

Ребята, а на следующем слайде посмотрите, изображён флаг России.

Какие там три цвета?

Дети (отвечают) :

Белый, синий, красный.

Воспитатель:

Давайте тоже его сделаем из бумаги.

Ребята все вместе делают один российский флаг.

Ребята, лисенок хочет теперь с вами поиграть в подвижную игру.

Лисенок:

Молодцы, ребята! Замечательные флаги у вас получились!

Я знаю такую мордовскую игру, называется «В горшки».

Проводится игра «В горшки».

(«Сяканяса» (мокша).«Чакшинесэ» (эрзя).

В игре нечетное количество игроков.

Одни дети играют роль «горшочков», на них надеты шапочки. Они на корточках сидят в кругу, спиной к «хозяевам»». Другие – «хозяева горшочков». На каждого «хозяина» - один горшочек. А один ребенок, который остается без «горшка» начинает спрашивать у любого «хозяина» : «Продашь горшок («Мисаксяканяцень?») и дотрагивается до шапочки «горшочка».

«Хозяин горшочка» отвечает: «Продам» («Мисан») и тоже дотрагивается до «горшка». Тот встает и начинает убегать от покупателя. Если покупатель его догнал, то он становится его «хозяином». А в то же время «первый хозяин» тоже бежит, не хочет отдавать свой «горшочек», тоже пытается догнать свой «горшочек». Если догонит, то «горшочек» остается у него. Если не догонит, то становится ведущим и пытается купить «горшочек» у другого игрока. Тот из двоих, кто догонит, тот и становится «хозяином горшочка».

Воспитатель:

Ребята, здорово играли!

А сейчас посидим рядком,

Да поговорим ладком

Наш народ был поистине очень мудрым и талантливым, столько сказок, загадок, пословиц и поговорок он создал.

Произносит пословицы

Человек без Родины, что птица без гнезда.

Родная сторона – матушка, а чужая – мачеха.

На родной стороне и ворона родная

В родном краю, как в раю

На родной стороне и камушек знаком.

Лисенок:

Хочу еще веселиться!

Воспитатель:

Ребята, давайте порадуем наших гостей и лисенка частушками.

Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

И ребята не отстанут,

Подпевать девчатам станут.

Дети поют частушки

(д)Пропоем мы вам частушки, просим не смеяться!

Мы артисты молодые – можем застесняться!

(д) Мы мордовские девчата

Любим свой родимый край.

С каждым годом он всё краше

И цветёт как вешний май!

.

(м)Грач мечтает – о весне,

Рыболов – о карпе,

У девчонок на уме

Только кукла Барби.

(д)По дорожке я пошла, Пашку там увидела!

Под кустом сидел и плакал – курица обидела!

(м) Если б не было воды, не было б и кружки!

Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

(д) Попросили мы мальчишек показать нам грузовик.

А мальчишки, как мартышки показали нам язык!

(м)Купи, папа, мне коня – вороные ножки!

Буду девочек катать на большой дорожке!

(д) Я девчонка боевая, всюду буду на виду –

Уродилась я такая, что нигде не пропаду!

(м)Вот рассеянная Клава – башмаки не разберет!

«Это левый или правый! Или всё наоборот?»

(д) Мой братишка заболел: аппетиту нету!

Три кастрюли супу съел, сто одну котлету!

(м) Уж я топну ногой, да притопну другой!

Выходи ко мне, попляши-ка ты со мной!

(д) Причесать хотел Андрюшка куклу для сестрички.

Слезы льет теперь Танюшка – кукла без косички!

(м)Мы в Мордовии родились

Мы в Мордовии живём.

Все мы танцы очень любим

Песни звонкие поём.

(все вместе)

Мы частушки вам пропели – хорошо ли плохо ли?

А сейчас мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель: Молодцы!

Дети, а вы знаете, что такое Красная Книга? Правильно! Там записаны редкие животные и растения Мордовии! Они могут погибнуть от рук человека, который не бережёт природу, не жалеет животных. А какие растения растут у нас в республике? Назовите!

Лисё нок: Очень красива и богата природа Мордовского края : в ней много лесов и рек, а в них много разных растений, зверей, рыбы, широкие поля, красивые холмы.

Ребята, а вы знаете наш город Саранск? Сейчас мы это проверим!

Лисёнок показывает фотографии Саранска на экране

Проводится мордовская игра «Ветер - ветерки»

«Варма-варминеть» (с бубном)

Содержание и правила игры.

Считалкой выбирают ведущего игры «ветра», остальные играющие - «ветерки». Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» быстро бегают по участку, сильно махая руками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается. Повторять игру можно 3-4 раза

Ведущий:

Мордовия моя, какие люди!

С такими: и на подвиг и на труд

Так пусть же каждый час твой светел будет

Во все века, которые грядут!

В заключение занятия все поют песню.

Ю. Попков - "СЛАВИМ ТЕБЯ!"

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья.

Мы, твои дети, славим тебя!

Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.

Духом свободы и мирным трудом!

Ты — наша гордость, ты наша вера.

Ты — наш святой, родительский дом.

Дружба народов тебя величает.

Щедрость души и тепло матерей.

Дух Сияжара издревле питает

Мудростью отчей твоих сыновей.

Флаги родные парят в небе синем

В час испытаний и радости час.

Неразделимы Мы и Россия —

Время на прочность проверило нас!

Играет мордовская музыка, дети уходят.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Конспект комплексного занятия «Ежи»Конспект комплексного занятия «Ежи» Интегрированное занятие Ежи Конспект НОД «Ежи» Интеграция образовательных областей:»Коммуникация», «Познание» (конструктивная деятельность,.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия «Добро и Зло» Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: "Добро и Зло". 20 апреля 2016 года Цель: Раскрыть сущность полярных.

Конспект занятия «Сад-огород»Конспект занятия «Сад-огород» Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Задачи: Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах и фруктах; закреплять.

Конспект занятия по ПДД «Транспортный мир и мы» Цель: познакомить детей с правилами поведения пешехода, закрепить знания о дорожных знаках, отработать правила поведения в общественном.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек»Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект занятия «Россия — наш дом»Конспект занятия «Россия — наш дом» Цель: Формирование патриотических чувств и гордости за нашу Родину. Задачи: 1. Расширять представления детей о символике нашего государства.

Фоторепортаж «Тестовый матч на стадионе Мордовия Арена»Фоторепортаж «Тестовый матч на стадионе Мордовия Арена» Остается неделя до начала чемпионата мира по футболу 2018. Россия первый раз в своей истории станет страной-хозяйкой мирового чемпионата.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Моя Мордовия»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 12:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Моя Мордовия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Назарова (УИ 1110479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД