Приложение МААМ

Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия)

татьяна тунгатарова
Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия)
▼ Скачать + Заказать документы

Мною был пройден курс повышения квалификации по теме «Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша,палочки Кюизенера,круги Луллия,ментальные карты Бьюзена).

Публикация «Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия)» размещена в разделах

В дошкольной педагогике существует много различных методических материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Решению этой задачи помогают развивающие игры такие как – логические блоки Дьенеша,палочки Кюизенера.

Подробнее я бы хотела остановиться на такой развивающей игре как блоки Дьенеша и рассказать вам о них. Создателем этого игрового пособия является Золтан Дьенеш (венгерский математик, психолог и педагог).

Видя первый раз блоки Дьенеша, можно принять их за обычные геометрические фигурки и разные строительные части какого-то конструктора. Но на самом деле не все так просто, как кажется.

Главной целью этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников.

Данный набор содержит в себе 48 (объемных, неповторяющихся, геометрических форм).

Фигуры делятся по таким признакам:

1) Цвет: Синие, красные, желтые.

2) Размер: Маленькие, большие.

3) Толщина: Толстые, тонкие.

4) Форма: Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник

Занятия с этим пособием способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать. Оптимальный возраст для начала занятий - 3 года.

Блоки Дьенеша приносят пользу детям от трех до 10 лет.

Сейчас я вам приведу примеры игр и заданий для младшего и среднего дошкольного возраста.

Для самых маленьких (от трех лет) можно предложить простые упражнения, например:

· 1. «Покормим животных». Прекрасный способ научиться распределению элементов по группам. Можно создать импровизированный зоопарк из игрушечных зверей, например, рассадив их на столе, и сказать ребенку, что ему надо их покормить. Пища – это элементы из комплекта Дьенеша. Все животные любят кушать свою еду (например, мишка питается только синими фигурками). Ребятам предлагается накормить всех зверей соответственно их предпочтениям. Затем можно усложнять игру. Например, мишка любит кушать только синие треугольники.

· 2. Дидактическая игра «Засели домики»

Цель: классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.

· Материал: Логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков

· Ход игры:

· Перед детьми домики. На них нарисованы знаки которые подсказывают какие фигуры должны заселиться в новый дом. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по форме жильцы (фигуры).

· Дети разбирают фигуры и раскладывают их рядом с домиком.

· 3. Игры с альбомами. Представляют собой цветные картинки с изображением разных предметов (пароход,ракета,грузовик, экскаватор,лошадка). Задача малыша разобраться, какой именно элемент из комплекта надо приложить к рисункам, также надо верно подобрать цвет и размер, в итоге правильно наслоить элементы друг на друга соответственно предлагаемым аналогичным элементам изображения.

Для детей средней группы (4–5 лет) можно предложить выстраивать разнообразные картинки с помощью цветных элементов набора. Они могут либо использовать уже имеющиеся схемы, либо привлечь к этому свое воображение.

· 1. “Собери бусы”

Цель: находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд, анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием.

·

Это упражнение тренирует возможности логического осмысления информации. Задания здесь могут быть самыми разнообразными. Например:

Выложить перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.

·

Для детей по старше можно задание усложнить. Например заполни квадраты недостающими фигурами.

· Следующая игра с которой я вас познакомлю называется “ Палочки Кюизенера”.

Развивающее пособие придумано педагогом Джорджем Кюизенером из Бельгии (его фамилия и стала названием). Оно представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров,объединенных в группы.

В комплект входят группы брусочков разного цвета и длины.

Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д.

В состав классического варианта набора входит 241 элемент. Однако в работе с детьми дошкольного возраста часто используют упрощённый вариант, представленный 144 деталями: 36 белых палочек плюс по 12 элементов прочих цветов.

Развивающий набор можно изготовить самостоятельно из плотного картона.

Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как для малышей раннего возраста, так и для детей старшего возраста: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий.

Так, младших дошкольников в начале просто нужно познакомить с набором. Пусть малыши поиграют с палочками, по желанию сложат из них разные узоры или построят дорожку по заданию;

-По синей дорожке бежит сороконожка. (Ребенок выкладывает дорожку из синих палочек).

-По красной дорожке идут друзья к Антошке. (Из красных палочек ребенок выкладывает дорожку).

-Катится Колобок по длинной дорожке. (Из разных палочек, ребенок выкладывает длинную дорожку для Колобка)

-На разноцветной дорожке (красной и желтой) поем для мамы кошки. (Из красных и желтых палочек дети выкладывают дорожку).

Можно предложить ребятам соорудить из элементов какую-нибудь постройку по образцу.

Малышам очень нравится играть с цветными палочками

Из палочек можно выкладывать различные изображения на плоскости,использовать их можно и горизонтально и вертикально.

. Выкладываем лесенку из 5 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 5 и обратно.

Выложи чередующиеся палочки : красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).

Можно выложить несколько палочек, предложить ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрятать одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

Далее в соответствии с возрастом усложняем задания. Например:Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

Разложите палочки на 2 кучки : в одной 10 штук, а в другой 2. Спросить, где палочек больше.

Покажи палочку, чтобы она была не желтой.

Также можно поиграть в игру: Треугольники.

Цель: закрепление счета в пределах 3-х, навыков ориентировки в пространстве.

Детям предлагаются по три палочки красного, желтого и голубого цветов. Педагог дает задание построить треугольники из палочек одного цвета. Далее мы считаем треугольник по количеству и порядку:

· сколько треугольников?

· который по счету красный (желтый, голубой);

· какой треугольник в центре (справа, слева).

Задание можно усложнить и предложить детям конкретные задания: в центре сделать желтый треугольник, справа голубой, слева красный и т. д.

Следующее дидактическое пособие называется круги Луллия. В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.

А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются

определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/ И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные», «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.

Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).

Педагоги детского сада используют круги Луллия в познавательном развитии, как на занятиях (ознакомление с окружающим, развитие речи, математика и др., так и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

Методические рекомендации при использовании этого метода

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, чтобы можно было легко поменять их.

Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго - мест их произрастания (сад, лес, болото и т. п.); третьего - плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.).

Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.

Варианты игр с использованием Кругов Луллия

Младший возраст (3-4 года)

Дидактическое игра: «Чей малыш?»

1 вариант. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.

Реальное Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое Задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).

Дидактическое игра: «Чей хвост?»

Публикации по теме:

Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период Закадровая речь к презентации «Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период» Подготовила.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Игра «Математическая Карусель» (круги Луллия)Игра «Математическая Карусель» (круги Луллия) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша» «Развивающие блоки Дьенеша»Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных.

Палочки Кюизенера «Цветы для мамы»Палочки Кюизенера «Цветы для мамы» Подарила мир ты мне, яркий солнца свет, Для меня на свете лучше мамы нет. Именно весною, в марте, в день восьмой Я хочу поздравить маму.

Из опыта работы «Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия в НОД»Из опыта работы «Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия в НОД» Приоритетные направления педагогики: Развитие творчества; Выявление талантов; Развитие способностей детей; Формирование уверенности в своих.

Видеофрагмент «Математические корзинки» Воскобовича и палочки Кюизенера» Предлагаю вашему вниманию видеоматериал индивидуальной работы с детьми подготовительной группы. Дети используют сразу две игры - "Математические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия)
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 18:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, круги Луллия)» (включая файлы) размещена пользователем татьяна тунгатарова (УИ 1824848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД