Курдюмова Ирина
Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
Курдюмова Ирина Александровна
воспитатель логопедической группы
ГБДОУ №65 Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Irishkin_77@mail.ru
Публикация «Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Аннотация: В данной статье говорится о том, что квест-игры это одно из интереснейших средств для развития и воспитания ребёнка как личности творческой, физически здоровой и с активной жизненной позицией.
Ключевые слова: команда, технология, квест, интеллектуальные задания, интересные путешествия, научные исследования, маршрут, карта.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на техническом уровне всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Квест – это занимательная и увлекательная игра с приключениями. Идея игры – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но смысл такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, ребята получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности. Задания могут быть разными по своему содержанию: интеллектуальными, творческими и т. д. Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, музыкальный или физкультурный залы, так и на природе, улице, охватывая всё окружающее пространство. Квест-технология имеет чётко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, чёткие правила.
В ходе квест-игры у детей происходит развитие по всем областям и реализуются разные виды деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Роль наставника-педагога (воспитателя) в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, он же организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. Так для чего же нужны квест-игры дошкольникам?
Цель квест-игры в дошкольном образовательном учреждении – это как в игровой форме активизировать как мыслительные, так и познавательные процессы участников, реализовывать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить знания, которые уже имеются.
Детские квесты помогают реализовывать следующие задачи:
- Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют уже имеющиеся);
- Воспитательные (в квест-играх дети учатся взаимодействовать друг с другом, учат взаимопомощи и доброте);
- Развивающие (в процессе игры у детей происходит развитие творческих способностей и положительных психологических качеств, повышение образовательной мотивации, развитие самостоятельности и происходит самореализация детей).
Для успешного решения этих задач, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
- Доступность – задания не должны быть чересчур сложными;
- Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом;
- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;
- Наличие конечного видимого результата и обратной связи.
Чтобы правильно спланировать и подготовить квест, нужно выбрать сюжет, которую играют большую роль и образовательное пространство, где он будет проходить.
В зависимости от этого квесты можно условно разделить на 3 группы (по структуре сюжетов) :
- Линейные (игра построена по цепочке, разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
- Штормовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбираются пути решения задач);
- Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными).
Что же нужно, чтобы подготовить игру-квест?
План подготовки включает в себя следующие пункты:
1. Нужно разработать сценарий, который содержит информацию познавательного характера.
2. Создать антураж (декорации) для каждой зоны проведения действий.
3. Подобрать музыкальное сопровождение.
4. Разработать презентацию для вступительной части (если необходимо).
5. Оформить «карты» (наглядные материалы).
6. Продумать методику и организацию проведения каждого испытания.
7. Подготовить реквизит для прохождения каждого испытания.
Так же при подготовке квест для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
- Игры должны быть безопасными.
- Задания, вопросы должны соответствовать возрасту детей.
- Нельзя унижать достоинство ребёнка (например, не надо заставлять ребёнка петь или танцевать, если он стеснительный).
- Все конфликты и споры нужно решать мирным путём.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
- Маршрутный лист (на нём последовательно прописываются станции и их расположение, могут быть ребусы, загадки, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место куда надо проследовать);
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места куда надо отправится. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны проследовать участники).
Какие же темы могут подойти квестам для дошкольников?
- Познавательные (по временам года, по видам животных и растений, рыб, птиц, морских обитателей и т. д.).
- Помощь герою (или героям) сказок, мультфильмов, детских фильмов (например, «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём страну эльфов для Дюймовочки», «Найдите игрушки для ёлочки» и т. д.).
- Поиск сокровищ (путешествие на необитаемый остров).
- Эксперименты, опыты («Фокусы клоуна»).
- Литературные квесты (по авторским произведениям на какую-то конкретную тему (например, «По сказкам К. И. Чуковского», «Животные в сказках» и т. д.)
- Физкультурные праздники.
Итак, квест-технология – это одно из интереснейших средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как творческой, физически здоровой, и стремящейся к познанию нового личности.
Список литературы:
1. Караваева А. А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на владение определёнными компетенциями. // Мир науки. – 2015.-№3-стр. 20
2. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. -2015.-№1-2.
3.nsportal.ru «Квест-игра – современная игровая технология дошкольников в условиях ФГОС ДО». Воробьёва Я. В.
4.nsportal.ru «Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО". Статья Бадретдиновой Ю. Р. (13.12.2020 дата публикации).