Елена Яшина
Конспект занятия «Лекарства в цветочных горшочках»
▼ Скачать + Заказать документы
Лекарства в цветочных горшочках
Цель:
–Вызвать интерес к окружающему миру, расширить знания и представления о комнатных растениях (алоэ, сансевьера, плющ, герань, каланхоэ, кислица, хлорофитум, прививать внимательное и бережное отношение к живой природе.
Задачи:
– Развивать речь детей, познакомить и закрепить названия лекарственных и комнатных растений.
– Обобщить и закрепить знания о способах ухода за комнатными растениями.
– Подвести детей к пониманию того, что комнатные лекарственные растения приносят людям пользу, сохраняют его здоровье.
Публикация «Конспект занятия „Лекарства в цветочных горшочках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
– Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, бережно относиться ко всему живому.
– Развивать навыки коллективной работы в группах.
Оборудование:
– Растения в цветочных горшках : алоэ, сансевьера, плющ, герань, каланхоэ, кислица или серия открыток “Лекарственные растения”;
– Дидактическая игра «Собери цветок»;
– Отводки хлорофитума, горшочки с землей, деревянные палочки для рыхления, лейка с водой, салфетки, клеенка.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Задумывались ли вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники.
Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке. Но многие и не подозревают, что такие привычные "цветочки в горшочках" тоже могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством.
Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями. А вы мне будете помогать, вы должны отгадать загадки:
Педагог: Лист горбочком,
шипы имеет,
а ранить не умеет.
Зато лечит нас,
в любой день и час. (Алоэ) (показ растения)
Рассказ о целебных свойствах алоэ:
Алоэ – лечебное комнатное растение, а в быту мы называем его столетник. Обратите внимание на толстые мясистые листья с шипами по краям листа. В листьях алоэ целая кладовая полезных витаминов, это - универсальный врач, который и бронхит, и туберкулёз, и воспаление дёсен, и язвы желудка, и даже глазные болезни лечит. Сок улучшает аппетит, его приём оказывает общеукрепляющее действие. Полезен при лечении ожогов и гнойных ран, а еще сок алоэ входит в состав шампуней и питательных кремов.
Педагог: Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ (Выслушать предположения детей.)
Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово.
Педагог: Посмотрите на этот цветок (показ растения).
У него прямостоячий стебель, сочные продольные листьятемно-зеленого цвета, кожистые, хрупкие, зубчатые края, на краях могут быть маленькие детки. Попадая в землю, они сразу начинают расти. Их садят по несколькоштук,а потом рассаживают. Кто знает, как называется это растение? (Каланхоэ).
Рассказ о целебных свойствах каланхоэ:
Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения язв, кровоточащих ранок, царапин, а также при пересадке кожи. Так что вылечить царапины мы можем с помощью листочка каланхоэ. Нам надо снять пленку с нижней части листа и приложить его к ранке. Вот и готов цветочный пластырь.
Педагог: Плоский, длинный, а не брус.
Полосатый, но не арбуз (Сансевьера (показ растения).
Рассказ о целебных свойствах сансевьеры:
Светлые поперечные полосы на его листьях очень напоминают рыбью чешую. Поэтому в народе он получил название «щучий хвост». Установлено, что дым от горящих листьев сансевьеры снимает головную боль, а 15-20 капель сока, закапанных в ушные раковины, помогают при воспалении ушей.
Педагог: Он зеленый, а не луг.
Носит платье, а не пастух.
Он цепко висит, а не крюк.
На стену влез, а не паук. (Плющ (показ растения)
Рассказ о целебных свойствах плюща:
Лекарством в цветочном горшке является и плющ. Отвары из его листьев очень помогают при кашле и головной боли, понижают давление. Считается, что плющи помогают бороться с мозолями, опухолями, сводят бородавки.
Педагог: Ребята, послушайте историю. У бедных крестьян тяжело заболел единственный сын. Что ни делали отец с матерью, какие снадобья лекарства ни готовили, больной не выздоравливал. Опечаленные родители обратились к лекарю. Тот осмотрел больного и посоветовал приобрести несколько кустов «волшебного растения» и уложить больного под ними. Наутро болезнь как рукой сняло. Как вы думаете, что это за растение? (Герань) (показ растения или иллюстрации).
Рассказ о целебных свойствах герани:
В состав герани входят эфирные масла. У герани листья нежные, кружевные. Возьмите в руки листочек и потрите его между ладоней. Понюхайте. Чувствуете, как пахнет? Эти масла уничтожают вредные микробы, находящиеся в воздухе и оздоравливают его. Герань лучше всего ставить в спальне. И у вас тогда будет крепкий здоровый сон.
Педагог: Ребята, посмотрите, на это растение, его листики словно бабочки, называется оно Кислица (показ растения).
У нее не виден стебель, а листья – на тонких ножках – черешках. Лист у кислицы тройной, зеленовато-бордовый, тонкий. Цветы белые или нежно-розовые. Свое название она получила за кисловатый вкус листьев. У этого растения есть одна особенность, когда наступает вечер листья и цветы закрываются, а когда наступает утро, они раскрываются.
Рассказ о целебных свойствах кислицы:
Из листьев кислицы готовят капли от болей в желудке.
Педагог: Ребята, давайте немножко отдохнем!
Физминутка: «Говорит цветку цветок»
Говорит цветку цветок :
«Подними – ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся
Отряхнись и успокойся.
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Педагог: Русская народная пословица гласит: «Цветы, что дети, уход любят». Что это значит (Выслушать предположения детей)
Чтобы растения хорошо росли и развивались, имели здоровый и опрятный вид необходимо регулярно следить за ними. А как же узнать, когда надо поливать растение (Выслушать ответы детей)
Педагог: Потрогать землю,еслиземля светлая, сухая на ощупь, листочки вялые, то растение хочет чтобы его полили. А еще можнопостучать по горшку – если звук глухой значит земля – сырая, если звонкий – сухая. А какой водой надо поливать? (Выслушать ответы детей.)
Педагог: Поливают растения водой комнатной температуры, а для того чтобы хорошо впитывалась вода, и растение легко дышало и росло нужно рыхлить землю. Кто знает, чем рыхлить землю в горшке и как? (Выслушать ответы детей).
Педагог:Начинать рыхлить нужно от края горшка к середине, не задевая стебель и корни–делать это нужно деревянной палочкой - рыхление это второй сухой полив.
Педагог: А чтобы растения чувствовали себя хорошо и выглядели красиво их нужно мыть. Как можно мыть растения? (Выслушать предположения детей.)
Педагог: Крупные листья протирают тряпочками, растения с мелкими листьями ставят в таз, закрывают землю клеенкой, чтобы не размывать ее и поливают из лейки и пульверизатором.
Педагог: Давайте повторим, что же нужно делать, чтобы наши «зеленые» друзья имели красивый и здоровый вид (Выслушать ответы детей).
Педагог: Ребята, у меня в коробочке все растения перемешались, помогите разобрать их.
Проводится Дидактическая игра «Собери цветок».
Каждой паре детей предлагаются 1–2 карточки с комнатными растениями, каждая из которых разрезана на несколько частей.
Дети должны собрать цельные изображения растений, и рассказать о том комнатномрастении, с которым познакомились на занятии, т. е. дать его название и рассказать о целебных свойствах. (Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном комнатном лекарственном растении, педагог помогает.)
Педагог: Итак, сегодня мы узнали, что и комнатные цветы могут быть лекарственными. Дома вы расскажите родителям, о каких полезных свойствах комнатных растений вы узнали сегодня на занятии. Но я хочу напомнить, что никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых. Помните это важное правило.
А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растения –Хлорофитум (показ растения).
Называют это растение «домашний кондиционер». А что это за прибор такой, зачем его устанавливают? (Выслушать ответы детей.)
Педагог: Совершенно верно, чтобы в жару было прохладно иочищать воздух. Вот и хлорофитумобладает бактерицидным эффектом, то есть убивает вредных микробов в воздухе. Специалисты утверждают, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.
Я предлагаю вам рассадить цветы хлорофитума, чтобы в нашей и других группах всегда был чистый, свежий воздух.
Педагог:Рассаживать мы будем листовыми розетками. Сначала надо полить землю в горшочке, сделать отверстие палочкой посередине и воткнуть розетку, прижать землю вокруг неё и снова полить. Ну что за работу (Предложить детям провести посадку растений самостоятельно, помогая лишь по мере необходимости. После окончания работы, вымыть руки, привести рабочее место в порядок).
Педагог: Молодцы ребята! Отлично справились с заданием, Я надеюсь, у вас дома будет много комнатных растений, за которыми вы будете ухаживать и заботиться.