МААМ-картинки

Лекция для родителей средней группы «Развитие любознательности как проявление познавательной активности»

Алена Пименова
Лекция для родителей средней группы «Развитие любознательности как проявление познавательной активности»

Лекция для родителей средней группы.

«Развитие любознательности как проявление познавательной активности»

Слайд 1. «Развитие любознательности как проявление познавательной активности»

Приветствую вас, дорогие родители, очень рада вновь видеть вас!

Публикация «Лекция для родителей средней группы „Развитие любознательности как проявление познавательной активности“» размещена в разделах

Каждый из вас, наверное, уже не раз задумывался о будущем своего сыночка или дочки. Скажите, пожалуйста, каким каждый из вас хочет видеть своего ребенка во взрослой жизни? Конечно же, личностью успешной, активной, инициативной, способной выдвигать свои идеи и гипотезы. Такими видит будущее поколение и все современное общество. Поколение, не только получившее некий объем энциклопедических знаний, но и научившееся учиться, познавать окружающее, использовать полученные знания для решения сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Именно поэтому нам с вами нужно развить в ваших детях такое социально значимое качество личности как познавательная активность.

«Что же такое эта познавательная активность? как она проявляется? как ее развивать?» – скажете вы.

Слайд 2. Под познавательной активностью они понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Формирование познавательной активности, как правило, происходит к концу периода дошкольного детства и зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, любознательности.

Вашим детям уже четыре года, поэтому мы с вами должны постараться не упустить сенситивный период. Мы должны поддерживать познавательные интересы, развивать любознательность детей, подготавливая тем самым плодородную почву для формирования такого необходимого качества,

Слайд 3. Любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы.

Любознательность – это важная черта не только для детей, но и для взрослых. Именно любознательность позволила многим гениальным личностям сделать открытия, которыми мы пользуемся сейчас. Альберт Эйнштейн говорил о том, что важно не переставать задавать вопросы и не утрачивать святой любознательности.

Любознательный человек – всегда исследователь, даже если он идет проторённым путем. Мир перед любознательным ребенком открывается как мир загадок, мир проблем.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Любознательность можно воспитать, познавательную активность развить, если вы, дорогие родители, тоже будете активно поддерживать ситуационно проявляемые ребенком эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего-то, ведь ваш родительский авторитет в большей степени влияет на ребенка, чем наше педагогическое воздействие.

Как же поддерживать эмоции интереса, радости и удивления?

Слайд 4. Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, примите ее и поощряйте.

Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как должное, но и поощряйте ее.

Представьте себе ситуацию, которая случалась, почти с каждым. Вы подарили сыну новую машинку. И через некоторое время видите, как юный исследователь ее разбирает. Как мы ведем себя в такой ситуации, что мы сразу начинаем говорить, делать? А сыночек говорит: «Почему она едет?» Конечно же, правильным было бы присоединиться, разделить и поддержать его исследовательский интерес. Обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы. Интерес к исследованию ребенка продемонстрирует ему, что взрослый разделяет и вместе с ним радуется новым открытиям. Такая реакция заложит первый кирпичик в формирование любознательности как личностной черты.

Мир полон захватывающих вещей, и для вас, родителей, это часто беда, ведь ребенку надо с ними экспериментировать. Да, активное изучение ребенком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. Но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка. Лучше создайте в доме зону полной свободы. Пусть это будет комната (или хотя бы часть комнаты, гаража или подвала, в частном секторе — двора, где ребенку можно абсолютно все: строить укрытия из стульев и одеял, рисовать на стенах, швыряться подушками, возводить замки из песка. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребенку тем более.

Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Для спасения дома и поддержки малыша-ученого проводите безобидные опыты и эксперименты вместе с ребенком: лепите из теста пирожок, собирайте букет для мамы, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т. д.

Слайд 5. Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них.

Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них.

«Паутинка вопросов» выбрать 4 – 5 родителей, сделать паутинку с клубочком.

Ваши дети достигли возраста "почемучки", и у вас дорогие родители родителей начинаются тяжелые времена. Деткам необходимо узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у вас, родителей, часто голова идет кругом от дождя их вопросов. Какие вопросы задали вам дети, допустим вчера. Назовите вопрос, закрепите ниточку и перебросьте клубочек кому захотите. Спасибо вам. Опустите, пожалуйста, паутинку на пол, присаживайтесь.

Посмотрите, какая паутинка вопросов у нас получилась. Вашему ребенку самому очень сложно ее распутать. Поэтому вы должны прийти ему на помощь. Вопросы ребенка взрослому - проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших. Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе все щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Отвечая, вы обязательно должны учитывать возраст вашего «любознайки». Если малыш не будет получать ответы на свои, такие важные для него вопросы, то вскоре он перестанет спрашивать. И самое главное — вопросы могут исчезнуть вовсе из его жизни. Поэтому не ленитесь объяснять малышу, как устроен мир, ведь так вы делаете его более умным. Продуктивность любознательности проявляется в количестве задаваемых вопросов, их качестве, способности выдвигать предположения.

Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?»

Вопросы, которые задают вам дочки и сыночки, могут быть причудливы и неожиданны. Интересно, что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: "Куда едут машины?", "Где живут микробы?", "Почему зима?" или: "Что такое развод?" Чаще всего это вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг, не случайно. Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной или юридической точек зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако ребенок, которому едва исполнилось четыре года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ.

Слайд 6. Передавайте ребенку собственный интерес, "заразите" собственными эмоциями.

Передавайте ребенку собственные интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового, т. е. "заразить" собственными эмоциями.

Например, можно пригласить дошкольника поэкспериментировать, какие предметы тонут в воде, а какие - нет, и подумать о том, от чего это зависит. Можно придумать великое множество увлекательных опытов и экспериментов, да просто взять и разобрать ту самую неваляшку и узнать откуда берется звук. Вы сами, забудете о проблемах и заботах, интересно проведете время, общаясь с ребенком. Можно поделиться с ним интересным и радостным наблюдением, например, как кошка играет с игрушкой, вместе в энциклопедии или Интернете узнать, кто придумал телефон или почему у слона большие уши.

Слайд 7. Высказывайте слова уважение ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования.

Высказывайте слова уважение ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования.

Скажите, как нам сейчас жилось без открытий Эйнштейна, Ньютона, Менделеева. Вы, уважаемые родители, конечно же, знаете, что талантливые ученые, изобретатели за свои изобретения, открытия благодарят в первую очередь своих родителей.

Слайд 8. Будьте ребенку другом с самого детства — и вы привьете ему вкус к жизни!

Ваши дети – это будущее нашей страны. Будут ли у нее успешные, известные, выдающиеся ученые и конструкторы, космонавты и политики, архитекторы и поэты зависит именно от вас уважаемые мамы и папы. Ведь только вы можете помочь сегодняшнему «почемучке» не утратить интерес к познанию окружающего мира, а развить интересы и познавательную активность ребенка.

Прикреплённые файлы:

k-lekci_oah80.pptx | 629,96 Кб
 
Публикации по теме:

Организация работы с детьми 4–5 лет по развитию познавательной активности и любознательности "Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы, и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Развитие познавательной активности детей средствами экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей средствами экспериментальной деятельности Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных.

Педагогический опыт на тему «Развитие познавательной активности детей 3–4 лет» В младшей группе «Алёнушка» ведётся работа по развитию у детей познавательной активности. Для этого оборудован уголок познавательного развития.

Развитие любознательности у детей 5–6 лет. Консультация для родителей Есть у меня шестеро слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё узнаю от них. Они по знаку моему Являются в нужде… Зовут.

Развитие познавательной активности В настоящее время современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей.

Развитие познавательной активности детей младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста ст. группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром Пигалина Елена Вадимовна, воспитатель МБДОУ № 32 «Детский сад комбинированного вида «Сказка» Кировского района Ленинградской области.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования «Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования В современном обществе происходят перемены, затрагивающие и систему образования, которая находится на этапе модернизации. Система дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лекция для родителей средней группы «Развитие любознательности как проявление познавательной активности»
Опубликовано: 13 августа 2019 в 20:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД