Получи документы

Лекция для родителей «Поговори со мною, мама» в рамках проекта «Преодоление»

Елена Чайкина
Лекция для родителей «Поговори со мною, мама» в рамках проекта «Преодоление»

Лекция для родителей : «Поговори со мною, мама»

Школа для родителей : «Преодоление»

Подготовил: Чайкина Е. А., учитель-логопед ГУСО Кусинский Областной Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Куса Челябинская обл.

Речь – одна из сложнейших психических функций (ВПФ, обеспечиваемая деятельностью головного мозга.

Публикация «Лекция для родителей „Поговори со мною, мама“ в рамках проекта „Преодоление“» размещена в разделах

Речь – это деятельность. Для того, чтобы ребенок усвоил язык, необходима сформированность производящих звуки органов речи. Как уже говорилось ранее, ДЦП – это состояние, которое возникает вследствие воздействия на организм ребенка различных неблагоприятных факторов в период до рождения (т. е. пренотальный, во время родов (т. е. нотальный) или в первые месяцы жизни. Это сложное, тяжелое заболевание нервной системы.

Помимо двигательных зон у ребенка с ДЦП могут быть поражены и др. участки головного мозга, что отрицательно влияет на развитие различных психических функций.

У большинства детей с ДЦП возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций - речи.

Частота нарушений речи при ДЦП велика (по разным источникам 70/80%, 80/90%, потому, как они вызываются и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством смежных психических функций, и спецификой взаимодействия больного ребенка с окружающим.

Формирование речи у детей с ДЦП – это сложный процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.

Чтобы понять в полной мере специфические особенности развития речи у детей с ДЦП необходимо знать закономерности ее развития в норме. Знание этих закономерностей позволит своевременно выявлять и корригировать отклонения в речевом развитии.

При рассмотрении проблемы нужно выделить базис ведущей деятельности возраста.

Эльконин : «Ведущая деятельность возраста та, которая обеспечивает максимальное развитие мышления и речи.»

Становление функций речи рассматривается по схеме:

- возраст

- вид деятельности

- функции речи (этап речевого развития)

I – младший возраст (0-1года)

Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. С помощью взрослого младенец не только удовлетворяет свои биологические потребности, но и получает многообразные зрительные, слуховые, тактильные, двигательно-тактильные и др. стимулы.

У здорового ребенка общение со взрослым выражается в комплексе оживления; у ребенка появляется невербальный язык общения – двигательный (он выражает и потребности ребенка, и его эмоции). У ребенка формируется социальная улыбка. Важным этапом в до речевом периоде является стадия гуления. Звуки гуления возникают на выдохе, т. е. гуление является своеобразной тренировкой речевого дыхания. У здорового ребенка период гуления совпадает с активизацией общей моторики. Ребенок хорошо держит голову, лежит на животе, переворачивается. У него появляются первые ощупывающие движения. Считается, что развитие речи начинается с первого крика новорожденного, его громкости, чистоты…У больного ребенка в первые недели может отсутствовать вовсе.

У ребенка с ДЦП звуки удовольствия часто заменяются звуками крика. При тяжелых формах заболевания гуление не появляется вообще, либо гораздо позднее и отличается однообразием, произносится редко и тихо. Лицо ребенка амимично, может казаться, что он ко всему равнодушен. Наблюдается повышение мышечного тонуса языка, неправильное его положение в полости рта, насильственные движения, оральные синкинезии (ребенку необходим лицевой массаж).

Взрослому нужно попадать в поле зрения ребенка.

У ребенка с ДЦП рефлекторное хватание очень долго (или вовсе нет) не переходит к произвольному. Задержка хватательной функции – ребенка нужно этому учить (привлекать внимание к его рукам, играть с игрушками)

Игрушки у детей (у всех) должны иметь разную фактуру, разное звучание, цвет.

Дети очень любят игру в «прятки», «ладушки» и т. д.

Очень важны пальчиковые игры, массаж (общий и лицевой (пассивный, игры со светом – фиксация взгляда.

Рука – это второй центр речи. Развитие речевых зон коры головного мозга идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук. Речевые области коры головного мозга формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук.

На основе ведущей деятельности начинает формироваться психологическая база речи: - внимание

- память

- восприятие

- мышление

II – преддошкольный возраст (1-3 года)

В конце первого года жизни у здорового ребенка видоизменяется форма ведущей деятельности. Ею становится предметно-действенное общение со взрослым. Начальный этап речевого развития сочетается с интенсивным формированием артикуляционной моторики и тонких дифференцированных движений рук.

У ребенка появляется активная манипулятивная деятельность, в захватывании предметов начинают участвовать большой палец и конечные фаланги других. Ребенок начинает пить из кружки, жевать, пользоваться ложкой. Начинает формироваться обозначающая функция слова: ребенок начинает соотносить предмет с обозначающим его словом в конкретной ситуации. И только по мере развития практических действий с предметом происходит вычленение его из ситуации на основе ведущего назначения.

Начиная с 3-го года у здорового ребенка отмечается тесная связь между развитием речи и его самостоятельной игрой. В ходе игры ребенок выполняет различные действия с игрушками: специфические, соответствующие назначению предмета; неспецифические – простое манипулирование, несоответствующее назначению; обследовательские – рассматривание предмета, ощупывание их руками и т. д. У детей с церебральным параличем, в силу их двигательных нарушений, с большим трудом, а иногда и не развиваются вовсе предметно-практическая и игровая деятельность. Их деятельность крайне ограничена, практический опыт беден, ориентировка в окружающем развита слабо.

Первые слова иногда возникают эхолалично, механически, по подражанию. Они не несут смысловую нагрузку – это приводит к своеобразным нарушениям интеллектуального и речевого развития.

Т. о. при ДЦП начальный этап речевого развития задержан. У ребенка с трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием.

В норме темп развития речи в первые 5 лет очень высок. В 1 год ребенок может произносить 1-2 слова (до 9, выполняющих роль слов-предложений. А в 5 лет число произносимых слов превышает 2000.

1 год – 9 слов

1,5 года – 39

к 2 годам – 250-300

2,5-3 года – до 1000

4-5 лет - 2000

Большая часть детей с ДЦП, в этом возрасте имеет ОНР от I до III уровня.

Необходимо отметить большие индивидуальные различия в сроках развития фразовой речи у нормальных детей. Эти сроки в известной степени предопределены генетической программой развития, они зависят от пола, интеллекта, слуха, темперамента, от окружения ребенка и педагогического воздействия.

Этот возраст считается самым синзетивным периодом в развитии речи.

Никогда нельзя принуждать к речи и торопить с отвтом детей с ДЦП, которые находятся на первом этапе речевого развития. Инструкции типа «скажи», «повтори» могут вызвать резкое повышение мышечного тонуса, усиление насильственных движений. Ребенка нужно не принуждать, а побуждать к речи различными приемами. Поощряя любые звуковые реакции, взрослый никогда не должен повторять за ребенком создаваемые им аморфные слова-корни или сокращенные слова.

«мо» -молоко, «би» -машина

Дети всегда должны слышать только правильно произносимые слова. Нужно постоянно «оречевлять» свою деятельность.

На данном этапе работу нельзя начинать с постановки звуков. Необходимо создать артикуляционную базу и стимулировать общение ребенка при помощи доступных ему средств.

III –дошкольный возраст (3-7 лет)

Ведущая деятельность – игра.

Значение игры в том, что ребенок может отказаться от взрослого и искать партнера по игре. У него появляется новая функция – обучить партнера. В связи с этим возникает инструктивная речь. На основе этого формируется регулирующая функция речи. Процессы возбуждения (Лурия) начинают уравновешиваться с процессами торможения. Это помогает устанавливать контроль за своим поведением.

Ребенок полностью владеет речью как средством общения. Фразовая речь состоит из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В речи активно используются предлоги и союзы. Звуковая сторона речи в основном усвоена. Ребенок знает стихи, сказки, легко передает содержание картинки, рассказа; развиваются и дифференцируются пространственные и временные представления. У ребенка с ДЦП усвоение языка проявляется в бедности пассивного и, особенно, активного словаря; в недифференцированности употребления слов.

Особенно с большим трудом усваиваются слова обозначающие действия предметов. Они часто их заменяют словами, обозначающими предметы.

Дети затрудняются в построении предложений, в согласовании сказуемого с подлежащим, смешивают падежные окончания.

Особые трудности, в связи с поражением артикуляционной моторики, возникают в усвоении звуковой стороны речи. Из-за парезов и параличей артикуляционной мускулатуры и нарушения орального праксиса многие звуки пропускаются, искажаются, смешиваются.

Возрастная динамика речевого развития у детей с ДЦП зависит от состояния интеллекта и структуры дефекта. Наименее благоприятной динамика речевого развития будет у детей, где ДЦП сочетается с олигофренией. Также это зависит от тяжести и характера поражения двигательной сферы. В наибольшей степени эта зависимость проявляется между тяжестью поражения рук и степенью отставания в развитии речи. Наиболее благоприятна динамика речевого развития у детей с минимальным поражением рук.

В практическом отношении это дает основание считать, что развитие манипулятивной деятельности, развитие тонких движений пальцев рук является важным разделом в комплексной системе предупреждения и преодоления речевых нарушений у детей с ДЦП.

Для развития речи детей с ДЦП важное значение имеет расширение их кругозора, обогащение их жизненного опыта. Для этого каждый день детей знакомят с новыми предметами и их словесными обозначениями и полученные представления закрепляют в процессе игровой деятельности.

Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с ДЦП.

Прикреплённые файлы:

rod-sobranie_gejo3.pptx | 4785 Кб
 
Публикации по теме:

Досуг «Мама, будь всегда со мною рядом!» Сценарий на день матери «Мама будь всегда со мною рядом» Презентация «Я люблю тебя, мама!» Сценка – рассуждение «Что такое счастье» Ведущий:.

Фотоотчет о нетрадиционном собрании родителей «Порисуй со мною, мама»Фотоотчет о нетрадиционном собрании родителей «Порисуй со мною, мама» Тема: «Порисуй со мною мама»В нашей группе «Непоседы» детей среднего возраста МДОБУ Д/С №13 «Берёзка» в середине марта прошло собрание родителей.

Консультация для родителей «Поговори со мною, мама» • Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно.

«Поговори со мною, мама!» Консультация для родителей Старая шутка о том, что сначала ребенка учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать, к сожалению, теряет актуальность. Потому что все.

Консультация для родителей «Поиграй со мною, мама!» Вся детская комната заполнена самыми разнообразными игрушками: от конструкторов, всевозможных кукол и машинок до радиоуправляемой железной.

Разработка НОД в рамках практико-значимого проекта  «Отношения детей и родителей. Папа, мама, ты и я — вместе дружная семья» Разработка практико-значимого проекта - конспекта непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы.

Рекомендации для родителей в рамках проекта с детьми с ТНР Рекомендации для родителей по теме: «Лес. Грибы» 1. Знать! Уметь правильно называть и узнавать на картинках грибы (5-6 вариантов): боровик,.

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама» Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама» • Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью,.

Сценарий праздничного мероприятия ко Дню матери «Мама, будь всегда со мною рядом…» «Мама, будь всегда со мною рядом…» Под музыку дети входят в зал и присаживаются на стульчики 1 .Ведущий: Добрый вечер, мы не случайно.

Семинар-практикум «Поговори со мною, мама!» для родителей детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Золушка» Семинар - практикум «Поговори со мною, мама!» (для.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лекция для родителей «Поговори со мною, мама» в рамках проекта «Преодоление»
Опубликовано: 18 мая 2019 в 07:35
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД