Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Толерантность в педагогическом общении»

Алла Абрамкина
Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Толерантность в педагогическом общении»

Цель:познакомить с понятиями: толерантность, толерантность в педагогическом общении, коммуникативная толерантность. Раскрыть основные аспекты толерантности в педагогическом общении: цель, положение, принципы.

Задачи:

-повысить психолого – педагогическую компетентность педагогов по данной теме;

- сформировать представления педагогов о толерантности, толерантности в педагогическом общении, коммуникативной толерантности.

-сформировать представления педагогов о толерантном взаимодействии: “Язык принятия” и “Язык неприятия”.

- развивать чувство собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

- развивать способность к самоанализу. самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

- развивать доверие друг к другу. способствовать формированию сплочённости коллектива педагогов.

Форма проведения: лекция с элементами тренинга.

Оборудование.:тест, протоколы к диагностике коммуникативной толерантности В. В. бойко, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой, магнитная доска, маркер, листы бумаги А4.

Схема проведения лекции:

I.Вводная часть.

1. Введение. (Ведущий:представляет себя, называет цель и план лекции,сообщает необходимую дополнительную информацию участникам).

1. Знакомство. Игра - приветствие «Обмен.»

2. Разминка (упражнение на разогрев участников, снятие напряжения, настрой на работу). Упражнение «Поздороваемся по разному»

II. Основная часть.

1. Лекция (информирование участников об толерантности, коммуникативной толерантности и основных аспектах педагогики толерантности: цель, положения, принципы).

2. Упражнения: «Что такое толерантность», «Чем мы похожи», «Язык принятия и неприятия».

3. Диагностика коммуникативной толерантности (автор В. В. Бойко).

4. Релаксация (мышечная). Упражнение «Массаж»

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

1. Упражнение «Чему я научился».

2. Упражнение «Мой толерантный круг».

3 Упражнение «Подведение итогов». Раздача памяток на тему: «20 шагов к толерантноси».

План проведения.

I.Вводная часть.

1. Ведение. Ведущий: представляет себя, называет цель и план лекции, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.

1. Знакомство.

Игра – приветствие «Обмен».

Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.

Ход игры:

Ход: «Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пожатием рук. Но это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки (показываю, взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что-то приятное, комплимент или пожелание».

2. Разминка. Упражнение «Поздороваемся по разному»»

Цель: Разогреть участников, снять напряжение, настроить на работу).

Ход игры:

II. Основная часть.

1. Упражнение-разминка “Поздороваемся по-разному”

Цель: создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.

Необходимое время: 5-7 минут.

Процедура проведения: Предлагаем участникам группы поздороваться по обычаям разных народов:

В Новой Зеландии - при встрече друг с другом касаются носами.

Тибет - взглянув на тибетца, который при встрече высунет язык, не удивляйтесь и не возмущайтесь. Это он здоровается с вами.

Жители небольшого государства Тувалу, расположенного на одном из островов Полинезии, при встрече обнюхивают друг друга, прижавшись лицом к щеке. Так что, путешественники, будьте готовы к близкому контакту с аборигенами.

Кения. Уникальным является также их приветствие гостей, которых встречают энергичным танцем – адаму. Название переводится как «танец прыжков».

Гренландия. Традиция тереться носами при встрече («эскимосский поцелуй»).

Китай. Китайские мужчины при встрече складывают руки ладонями и кланяются. Это приветствие «коутоу». Женщины должны сложить руки, а затем сделать ими движение вниз по телу. Это приветствие «ваньфу».

II. Основная часть.

1. Лекция (информирование участников об толерантности, толерантности в педагогическом общении, коммуникативной толерантности). Раскрыть основные аспекты толерантности в педагогическом общении: цель, положение, принципы.

Толерантность - понятие, обозначающее «терпимость к чужому мнению или верованию». (Большой толковый словарь иностранных слов. Ростов-на-Дону, 1995).

В современном российском обществе в последнее время достаточно широко стало употребляться слово толерантность. Слово пришло в русский язык из английского языка (tolerance, глагол tolerate - терпеть, выносить, переносить) и точного перевода на русский язык не имело, что и явилось причиной заимствования данного слова в русский язык.

В современных толковых словарях толерантность определяется как терпимость к чужим мнениям или верованиям.

Существуют различные виды толерантности: бытовая, педагогическая, административная, религиозная, этническая. медицинская, экологическая, культурная, музыкальная, спортивная.

Все виды толерантности по предмету проявления имеют два аспекта - поведенческий (деятельностный) и коммуникативный. В этом плане можно говорить о коммуникативной толерантности, которая проявляется в общении - и поведенческой толерантности - в деятельности.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

Интолерантность – нетерпимость, основанная на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Нетерпимость породила такие понятия как «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования».

Толерантную личность отличают такие качества как: уважение мнения других; доброжелательность; желание что-либо делать вместе; понимание и принятие; чуткость. А интолерантную личность характеризуют: непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, цинизм, агрессивность.

Актуальным становится вопрос о формировании нового направления в педагогике, становлении педагогики толерантности.

Цель педагогики толерантности – воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей. Толерантность в педагогическом общении – комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога.

Основные положения педагогики толерантности:

1. формирование толерантного пространства, характеризующегося единством всех субъектов образовательного процесса и форм организации их отношений, которые, с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой – основой, образцом нравственного воспитания обучающихся;

2. культура общения, как постижение другого в диалоге, как взаимопонимание, взаимоуважение, соучастие и сопереживание, чувство партнерства;

3. синергетическое мышление, позволяющее принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных проявлений человека;

4. личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект-субъектные отношения в системе «педагог – ученик».

В качестве основных принципов педагогики толерантности выделим следующие:

5. принцип диалогизации образовательного пространства и опоры на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия;

6. принцип правоведения – формирование чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии;

7. принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия.

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т. е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т. д.).

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у детей и подростков; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей и подростков осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования гуманистических отношений, т. е. предполагает взаимную ответственность участников процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

Коммуникативная толерантность

Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка, со всеми его недостатками, промахами, бедами.

Принимать ребенка – это значит:

проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;

проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;

признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами; учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

2. 1. Упражнение “Что такое "толерантность"

Цель: дать возможность участникам сформулировать “научное понятие” толерантности; показать многоаспектность понятия “толерантность”.

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана, ватман для 3-4 групп участников, карандаши, фломастеры, маркеры.

Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Необходимое время: 15-20 минут

Процедура проведения: В начале упражнения необходимо дать небольшую информацию о понятии “толерантность”.

В английском языке, толерантность- "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь",

Во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".

В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".

В арабском толерантность- "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение. расположенность к другим",

в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".

Виды толерантности:

• межличностная,

• социальная, национальная,

• веротерпимость

Толерантный человек:

• справедливый,

• умеет видеть в человеке прежде всего положительные черты,

• умеет конструктивно выходить из конфликтов,

• принятие СЕБЯ и других такими, какие они есть

Быть толерантным значит:

• уважать личность за отличные от тебя взгляды, убеждения и даже внешность

• принять инакомыслие как норму.

• признать ценность человеческой личности независимо от расовой, национальной, половой и другой принадлежности

• Это личность, хорошо знающая себя и понимающая других людей

Толерантность:

1. Сотрудничество, дух партнёрства.

2. Готовность мириться с чужим мнением.

3. Уважение человеческого достоинства.

4. Уважение прав других.

5. Принятие другого таким, какой он есть.

6. Способность поставить себя на место другого.

7. Уважение права быть иным.

8. Признание многообразия.

9. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

10. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Далее ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате “мозгового штурма” свое определение толерантности и создать ее эмблему. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением остальных участников.

Участвуя в дискуссиях “Должен ли педагог быть толерантным?”, “Какого педагога можно назвать толерантным? Интолерантным?”, “Как помогает толерантность в работе педагога?” педагоги знакомятся с данными понятиями, узнают какую роль играет наличие толерантных (интолерантных) качеств в работе педагога с детьми и для него в целях сохранения психологического здоровья.

2.2 Упражнение “Чем мы похожи”

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Необходимое время: 10 мин.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

2.3. Упражнение “Язык принятия” и “Язык неприятия”.

Цель: формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,

Необходимое время:10 мин.

Процедура проведения: “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.

Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.

Язык принятия

Язык неприятия

Улыбка

Угроза

Контакт глаз

Наказание

Поощрение

Негативные интонации

Комплимент

Сравнение не в лучшую сторону

Оценка поступка, а не личных качеств

Отказ от объяснений

Позитивные телесные контакты

Оскорбление

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

3. проведение диагностики коммуникативной толерантности (автор В. В. Бойко).

4. Релаксация (мышечная). Упражнение «Массаж»

Цель: снятие напряжения, способствовать формированию позитивного отношения и доверия к окружающим.

Участники встают в круг, повернувшись друг за другом, кладут ладони на плечи впереди стоящего. Психолог проговаривает рифмовку, выполняют массаж в соответствии с её текстом.

Слегка спинку мы погладим

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Утюги-ладошки наши,

Улыбнись, улыбнись!

Постучим легонько так мы,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Вот как делаем массаж мы,

Я и друг, я и друг!

Отдыхаем так мы вместе,

Растираем, разминаем,

От массажа, как известно,

Силы быстро набираем!

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

1. Упражнение «Чему я научился».

2. Упражнение «Мой толерантный круг».

Цель: развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.

Необходимое время: 5 минут.

Процедура проведения: участникам группы предлагается встать по кругу, с закрытыми глазами почувствовать тепло друг друга, единение себя с другим.

3 Упражнение «Подведение итогов». Раздача памяток на тему: «20 шагов к толерантноси».

Публикации по теме:

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОДДеловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Подготовила:.

Конспект НОД с элементами коррекции нарушения в общении с детьми среднего возраста «Лесная сказка» «Лесная сказка» Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Консультация для педагогов с элементами тренинга на тему «Скандинавская ходьба» Цель: познакомить педагогов со скандинавской ходьбой как видом оздоровительной физкультуры для детей и взрослых. Обучение технике скандинавской.

Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Аспекты педагогического общения воспитателя с детьми» Цель: познакомить с понятием «педагогическое общение». Раскрыть основные аспекты педагогического общения воспитателя с детьми: функции,.

Лекция с элементами тренинга «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Личность педагога – один из главных факторов развития ребенка. От эффективности его деятельности во многом зависит будущее всего общества.

Лекция с элементами тренинга: «Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его факторами, причинами, стадиями, способами профилактики. Задачи: - обобщить.

Консультация для педагогов «Так что же такое толерантность?» Толерантность - это милосердие; Толерантность - это сострадание; Толерантность - это уважение; Толерантность - это доброта души; Толерантность.

Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов образовательной организации «Будем знакомы» Разработала и провела Педагог-психолог Агошкова М. Д. ДО ГБОУ школа №1739 Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов.

Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов» Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья. Задачи: 1. Дать представление о «синдроме эмоционального.

Занятие с элементами тренинга для педагогов «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений» Цель: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Праздники
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Толерантность в педагогическом общении»
Опубликовано: 12 мая 2016 в 21:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста «Мы ждали вас»
И снова: "Здравствуйте! ". Рада приветствовать гостей блога, новых друзей! Выпускники превратились в школьников, а к нам с опаской приходят малыши. Мы...
Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе...
Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе «Зимушка – зима» Елена Долгих Цель: 1. Закрепить знания детей о времени года –...
Фотоотчет «Экскурсия в районную детскую библиотеку»
Фотоочет «Экскурсия в библиотеку» с детьми подготовительной группы. Цели: : Познакомить дошкольников подготовительной группы детского сада с районной...
Фотоотчет «Акция «Научи ребенка ПДД»
С приходом летних каникул возрастает ответственность за безопасность детей вблизи дорог. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и...
Развлечение «Добрый доктор Айболит снова в гости к нам спешит» с детьми...
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - расширять представления детей о рациональном питании - формировать...