Светлана Томенко
Лекция в рамках родительского клуба «Темперамент». Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок-сангвиник.
Характеризуется живостью ума, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи, живостью ума, находчивостью, стремится к частой смене впечатлений. Для ребёнка-сангвиника характерен лёгкий переход от слёз к радости и наоборот, хотя большей частью они пребывают в хорошем настроении. Маленькие сангвиники активны, быстро схватываю информацию, однако удобный для общения этот тип темперамента имеет обратную сторону. Дети этого типа легко отвлекаемы, «разбросаны», они не могут быть долго сосредоточенными. Зато легко засыпают и рано просыпаются. Будучи общительными, имею много друзей, часто бывают лидерами, легко могут увлечь окружающих своими интересами, но не стремятся проникнуться чувствами своих товарищей. Среди сангвиников практически не бывает проблемных детей, т. к. эти дети эмоционально устойчивы и уверены в себе. Однако, эти дети требуют внимания со стороны взрослых. Ребёнок-сангвиник не выносит монотонной работы. Сангвиник продуктивный деятель, но лишь тогда, когда это вызывает интерес. Легко переключаются с одного дела на другое, но недостаточно усидчивы. Они не любят переделывать любую работу, не любят убирать за собой игрушки, поэтому уборку или совершенствование поделки, или рисунка следует превратить в игру. В процессе игр и занятий необходимо активизировать воображение маленького сангвиника: чем активнее работает фантазия, тем дольше ребёнок сосредоточен на одном занятии. Ребёнок-сангвиник не держит долго обиду, любое дело начинает с надеждой на успех, склонен во всём видеть светлые стороны. Замечания взрослых он «пропускает мимо ушей», не придаёт им большого значения, быстро перестаёт о них думать. Однако договориться с ребёнком –сангвиником нетрудно. Зная особенности его психологического склада поведением такого ребёнка легко управлять.
Публикация «Лекция в рамках родительского клуба „Темперамент“, Часть 4» размещена в разделах
Ребёнок-флегматик.
Уравновешен, осторожен, сдержан, спокоен. Эмоциональное состояние всегда ровное. Устойчив ко всякого рода житейским стрессам, мало возбудим. В движениях небыстрый. Ему трудно приступить к какому-либо занятию, но начав его трудно переключиться. Он аккуратен и педантичен. Консервативен в пристрастиях в том числе к определённой еде, к «своей» чашке и ложке, к определённым игрушкам. Такой ребёнок всему научается с опозданием. Ест медленно. Любит тепло и ненавидит душевные волнения. На занятиях ребёнку-флегматику следует несколько раз повторить одно и тоже, поскольку информация входит в него очень медленно, но прочно. Темп речи не быстрый, переключение с одного вида занятия на другое требует времени. Дети-флегматики не очень общительны, предпочитают общество одного постоянного друга. Среди флегматиков встречаются проблемные дети, хотя и не часто, поскольку они эмоционально устойчивы и спокойны. В воспитании флегматика нужна разумность: не следует флегматику давать нежиться и залёживаться в постели, а будить надо в одно и тоже время. В играх и занятиях надо стараться зажечь его, заинтересовать, ускорить темп игры, иногда нарочито «пошуметь» на него, тогда он лучше соображает. на прогулку такого ребёнка следует отправлять одеваться раньше других детей, а после прогулки отправлять немного пораньше, с тем чтобы не снизить самооценку ребёнка. Следует подчеркнуть важность работы с флегматиком, поскольку такие дети не навязчивы, не требуют особого внимания, то часто выпадают из поля зрения педагогов. Если с ребёнком-флегматиком постоянно не заниматься, то он всему научается с опозданием.
Ребёнок-меланхолик.
Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций. Он склонен к мнительности и обидчивости. Маленькие меланхолики часто кажутся пугливыми. Подавляющее число проблемных детей можно встретить у меланхоликов. Такие дети любят мечтать и фантазировать, в их действиях много непонятного, эта таинственность обусловлена их богатым внутренним миром, пребывая в своих фантазиях, такие дети не могут долго заснуть. Поэтому, им полезно почитать спокойную сказку перед сном. Они привязчивы, отзывчивы на ласку, общительны и чистосердечны, но только с теми, кого полюбили. С посторонними скрытны, ранимы и обидчивы. Круг их общения узок, они кажутся замкнутыми, неуверенными и осторожными, а мнительность может перерасти в подозрительность. Такой ребёнок нуждается в особом внимании. Проявлять заботу и ласку следует незаметно, поскольку заострённость на собственных переживаниях делает таких детей эгоистами, и они стремятся постоянно испытывать на себе заботу взрослых, быть в центре их внимания. Тем ни менее ребёнку-меланхолику всегда нужна постоянная опора в надёжном любимом взрослом, которому они могут доверить свои сомнения, и который сумел бы их развеять. Чтобы избежать появления страхов, такого ребёнка следует постоянно отвлекать от грустных мыслей, фиксировать его внимание на чём-то интересном и весёлом. При этом ребёнку-меланхолику требуется много духовной пищи, волнующие сказки и истории помогают им забывать о собственных проблемах. В игре такие дети одиноки, но не от того, что им это не нравится, а из-за своей мнительности и страха предложить своё общество другим. Взрослым следует тактично включать таких детей в игру, помочь освоится в детском коллективе. Учитывая неуверенность этих детей в общении с этими детьми и в процессе обучения полезно использовать различные поощрения, похвалу, но делать это к месту и тактично.
Ребёнок-холерик.
Нестабилен, активен, неспокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, неврозен, вспыльчив, амбициозен, подвержен резкой смене настроения, эмоциональным срывам, бывает агрессивным и гневливым. Его движения быстры и энергичны. Самооценка часто завышена, стремятся часто к лидерству. Среди холериков много проблемных детей, что объясняется неуравновешенностью нервных процессов. Учёба этим детям даётся нелегко, т. к быстро и легко возникающее возбуждение мешает им сосредоточиться и отвлекает от деятельности. На вопрос они быстро дают первый подвернувшийся ответ им ответ и тут же начинают его поправлять. Поэтому многое в их деятельности зависит от воли. Они не вынося монотонной работы, поэтому их деятельность необходимо постоянно менять, оживлять эмоциональными впечатлениями. Они мало спят. Активность их необходима как средство отреагирования бурных эмоций. Он нуждается в достаточном пространстве, где они могли бы прыгать, бегать, валятся. Холерик в тесной комнате невыносим. Таким образом общение взрослого с холериком требует много терпения и самообладания. Самое главное в общении – противопоставить гневу спокойствие и хладнокровие. Бурную активность холерика желательно направлять на полезные цели – учить выполнять продуктивную работу, оказывать посильную помощь, но ни в коем случае не принуждать его к этому. Важно развивать в таких детях чувство альтруизма, эмпатии, справедливости, внимания к чувствам других людей. На них хорошо действуют рассказы о героических поступках. Во время приступов гнева холерика надо сохранять спокойствие. Лучше обсудить происшедшее, когда он остынет и успокоится. К такому ребёнку надо относится понимающе, он не выносит насмешек и грубых шуток. С такими детьми полезны игры, направленные на развитие сплочённости группы, снятие психо-эмоционального напряжения.
Источники:
1. «Психология и педагогика. Учебно-практическое пособие в 2х частях». Под ред. Шалагиновой Л. И.
2. «Психология управления» Чередниченко И. П., Тельных Н. В.
3. Студия дошкольного образования «Живулечка»