Ирина Голубева
Лексический материал по темам «Детский сад», «Игрушки»
ТЕМА «ДЕТСКИЙ САД»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети должны знать:
- имена, отчества воспитателей и других работников детского сада;
- названия предметов мебели, игр, игрушек, пособий, место их нахождения
и правила обращения с ними;
- расположение, назначение и название комнат и групп в детском саду : кухня, бассейн, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, столовая, кабинет заведующего, кабинет врача, прачечная;
Публикация «Лексический материал по темам „Детский сад“, „Игрушки“» размещена в разделах
- названия профессий работников детского сада : логопед, воспитатель, няня, медицинская сестра, повар, завхоз и т. д.
Расширение словарного запаса детей:
- названия: группа, спальня, коридор, раздевалка, туалет, кабинет и др. ;
- признаки: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий;
- действия: играть, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т. д.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Составление предложений по демонстрации действия (детям от 4 лет)
- Что делает воспитательница? - учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т. д. ;
- что делает няня? - моет, убирает, протирает, помогает и т. д. ; что делает повар? - жарит, варит, моет, режет, печет и т. д. ; что делает медицинская сестра? -. ;. логопед? - и т. д.
Грамматический строй речи
1. Образование существительных единственного и множественного числа (от 5 лет)
Комната - комнаты - много комнат, спальня - спальни - много спален, коридор - коридоры - много коридоров, раздевалка - раздевалки - много раздевалок, кабинет - кабинеты - много кабинетов, зал - залы - много залов, площадка - площадки - много площадок, веранда - веранды - много веранд, бассейн - бассейны - много бассейнов, игра - игры - много игр, кухня - кухни - много кухонь, игрушка - игрушки - много игрушек.
2. Образование глаголов множественного числа
Играет - играют, стоит - стоят, спит - спят, кушает - кушают, рисует - рисуют, лепит - лепят, считает - считают.
3. Согласование существительных с личными местоимениями (детям от 5 лет)
Моя - комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня и т. д. ;
мой - зал, бассейн, кабинет, коридор и т. д.
4. Формирование предложений с однородными определениями
Комната - большая, светлая, чистая, красивая; спальня - большая, светлая, красивая, уютная; кабинет - маленький, уютный, красивый и т. д.
5. Формирование сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным союзом «и» (детям от 6 лет)
- Комната широкая, а коридор узкий;
- зал большой, светлый и спальня большая, светлая;
- группа большая, а кабинет маленький.
Лексико-грамматический строй речи
Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?»
(с помощью наводящих вопросов).
МИНУТКА ОТДЫХА
Ольга Павловна
Кто расскажет обо всем:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники.
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг.
И про уголь, и про газ,
Про тайгу и про Кавказ,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу?
Кто научит рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок,
Скажет: «Выучите сами,
А потом прочтете маме»?
Кто сейчас же разберется,
Почему Олег дерется,
Почему у Гали с Ниной
Он матрешку отнимал,
Почему слона из глины
Миша сразу поломал?
Это воспитательница,
Это Ольга Павловна.
Любит Ольга Павловна
всех своих ребят,
Очень Ольгу Павловну
любит детский сад. (Н. Найденова)
Сестренка
Я утром в детский сад иду,
Аленку за руку веду.
«Вот это настоящий брат!» -
сказал один прохожий.
Уж если люди говорят,
Так, значит, - мы похожи.
А девочка Аленка
Мне вовсе не сестренка.
(Б. Иовлев)
Наши полотенца
Мы картинки разные
Сами рисовали,
Их над полотенцами
Сами прибивали.
Полотенце Олино
Саша не возьмет:
С птичкой он не спутает
Синий самолет.
Знает свой кораблик
Боря-новичок,
Миша - землянику,
Машенька - волчок.
У Сережи - яблоко,
У Володи - груша,
А картинку с вишнями
Выбрала Катюша.
Бабочка - у Игоря,
Заяц - у Наташи.
Мы совсем не путаем
Полотенца наши. (Н. Найденова)
Новичок
В сад пришел к нам новичок,
Мы зовем его Молчок:
Он молчит, не ест, не пьет,
Песен с нами не поет.
А потом, глядишь, привык:
С нами вместе - скок да прыг.
Говорит, и ест, и пьет,
И танцует, и поет.
Он Петрусь, а не Молчок,
Этот мальчик-новичок!
(А. Бродский)
В нашем детском саду
В нашем детском саду - маленькие столики.
В нашем детском саду - голуби и кролики.
В нашем детском саду - песенки и сказки.
В нашем детском саду - кубики и краски.
Мы сидим за столом и рисуем елочку,
Рядом с елочкой - дом, рядом с домом - телочку.
Вот летает птица, вот бежит лисица,
У лисицы - рыжий мех. Чей рисунок лучше всех? (О. Высотская)
ТЕМА «ИГРУШКИ»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (от 4 лет) должны знать:
- названия игрушек;
- чем одна игрушка отличается от другой;
- как играть той или иной игрушкой;
- из каких деталей состоит игрушка, из какого материала она сделана.
Расширение словарного запаса детей:
- названия: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек, туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);
- признаки: круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерчатая, пластмассовая, яркая, нарядная;
- действия: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, мыть и т. д.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
1. Классификация понятий «Назови лишнее слово»
- Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);
- барабан, матрешка, лук, машинка (лук);
- кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).
2. Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)
Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям
и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые,
и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли - игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли.
А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».
3. Игра «Расставь игрушки правильно»
Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной
последовательности и называет, какие игрушки он расставил.
Грамматический строй речи
1. Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана)» (детям от 4 лет)
Игрушка из резины - резиновая, из железа - железная, из дерева - деревянная, из меха - меховая, из материи - матерчатая, из пластмассы - пластмассовая.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Мяч - мячик, кукла - куколка, мишка - мишенька, мишутка; машина, собака, пирамида.
3. Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один - много» (детям от 5 лет)
Мяч - мячи – мячей, кукла - куклы - кукол, кубик - кубики - кубиков.
Аналогично: мишка, собачка, пирамида, матрешка, машина
4. Согласование существительного с личным местоимением
Моя - кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;
мой - мяч, мишка, слон.
5. Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)
Машина стоит - машины стоят,
кукла спит - куклы спят,
собачка лает - собачки лают,
мяч лежит - мячи лежат,
мишка ревет - мишки ревут,
машина едет - машины едут.
6. Согласование существительного с прилагательным
Мяч - резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый.
Кукла - большая, маленькая, резиновая, красивая и т. п.
7. Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а» (детям от 6 лет)
Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.
Лексико-грамматический строй речи
Игра «Чей? Чья?»
На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям: Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки : машина - она чья? - она моя - машина моя. Юла - она чья? - она моя - юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся
в коробке, и ответить так же на мой вопрос.
Дети достают игрушки из коробки.
- Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.)
- Этот слон чей? (Этот слон мой.)
Формирование выразительности речи
Упражнение для развития понимания вопросительной интонации
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Да за то, что он надут.
Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют?
Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией.
Формирование контекстной речи
1. Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто.
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается, сейчас я упаду.
Вопросы к стихотворению:
- Кто идет? (Бычок идет.)
- Что он делает? (Качается, вздыхает.)
- Почему он вздыхает? (Он боится.)
- Чего он боится? (Боится упасть.)
Повторное чтение стихотворения логопедом.
Заучивание стихотворения (хором, индивидуально, по цепочке).
Работа над интонационной выразительностью речи детей (чувствовать
и понимать окончание предложения, пауза в конце строчки).
2. Описание игрушки
Юла — сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится
как волчок. Она разноцветная - на ней красный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась.
Мяч - сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой - темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать
по полу, играть в футбол.
Составление описательного рассказа производится по вопросам:
Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть?
МИНУТКА ОТДЫХА
- Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)
- Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите —
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится. (Заводная машина.)
- Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)
- В пути не смолкает, вдаль увлекает,
Сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.)
- Он стройный и красивый,
У него густая грива.
Жаль нельзя на нем промчаться,
Только можно покататься. (Конь-качалка.)
- Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла.)
Мячик
С утра на лужайку бегу я с мячом,
Бегу, распеваю, не знаю о чем.
А мячик, как солнце,
горит надо мной,
Потом повернется другой стороной
И станет зеленым,
как травка весной. А. Барто
Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит - что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Медвежатки
Медвежаток я взяла,
Посадила у стола:
Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мед хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят:
Хоть они и любят мед,
Но раскрыть не могут рот.
Г. Бойко
Сколько у меня игрушек?
Там, в углу, лежат игрушки,
Отдыхают в тишине.
Пять игрушек в день рожденья
Подарили гости мне.
Раз - ушастый серый зайка.
Два - есть дудка у меня.
Три - сейчас я покажу вам
Черногривого коня.
Бурый мишка мой - четыре,
Белка рыженькая - пять.
Только всех моих игрушек
Мне никак не сосчитать.
А. Бродский
Берегите игрушки
Грузовик без колес,
У ежика отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
Э. Успенский
Мяч
Стукнешь о стенку - а я отскочу.
Бросишь на землю - а я подскочу.
Л. Квитко
Игра «Магазин игрушек»
Задачи логопеда:
- Научить ребенка естественной выразительности речи в ходе диалога, закрепить названия разных игрушек.
Правила игры:
Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, игрушек (куклы и др.).
Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро
и отчетливо произносят скороговорку:
- Расскажите про покупки! Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он не знает, как называются игрушки, сколько они стоят. У прилавка стоит продавец. На витрине - кукла.
Незнайка. Мне понравилась эта игрушка.
Продавец. Это кукла.
Незнайка. Сколько она стоит?
Продавец. Пятьдесят рублей. Это очень хорошая кукла.
Кукла. Я хорошая игрушка.
Для Незнайки я - подружка.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить.
Физминутки
Чтение текста и движения могут выполняться отдельно, причем текст произносят дети, предварительно разучив его.
1. Принесли мы вам подарки, Дети выбирают игрушки.
Что захочешь, то возьмешь.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Что ты, Леночка, берешь?
- Скачет конь наш чок-чок-чок.
Слышен топот быстрых ног. Дети повторяют движения игрушек.
- Кукла, кукла, попляши,
Красной лентой помаши.
- Вот как кружится волчок.
Покрутился, на бок лег.
- Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь за дело дружно -
Убирать игрушки нужно.
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть.
2. Стойкий солдатик
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже. А потом.
Марш на месте не спеша.
Дети. Зарядка хороша.
3. Карусели
Сели мы на карусели, Полуприседание.
На качели пересели. Шаг в сторону и полуприседание.
Сто знакомых встретили, Повороты туловища в стороны.
На поклон ответили: Наклоны вперед с разведением рук.
- Здравствуйте!
4. Кукла спит
Я хожу, хожу, хожу, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Вдруг я куклу разбужу!
Кукле надо отдыхать, Полуприседание, удержание позы.
Кукле хочется поспать. Потягивание на носочках, глубокий вдох.
Я на цыпочках хожу, Руки на поясе, ходьба на носочках,
Куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу Проговаривание шепотом
Я словечка не скажу.
5. Ванька-встанька
Ванька-встанька! Ванька-встанька! Поднимаются на носочки.
Приседай-ка, приседай-ка. Приседают.
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! Грозят пальчиком то одной, то другой руки.
6. Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, -
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
*Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики рук)
- На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
*Стихи
Мячик
С утра на лужайку бегу я с мячом,
Бегу, распеваю, не знаю о чем.
А мячик, как солнце, горит надо мной,
Потом повернется другой стороной
И станет зеленым, как травка весной. А. Барто
Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит - что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон? А. Барто