Папки-передвижки

Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Ларькина
Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отвечать на поставленные вопросы. В своей работе я часто использую данные упражнения для развития речи детей, расширения словарного запаса, развития логического мышления и памяти.

1. Если я…

Цель: развивать логическое мышление,

учить, грамматически правильно строить предложения.

-Если я полью цветы…

Публикация «Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

-Если я соберу свои игрушки.

-Если я выйду летом в пальто…

- Если я открою в ванной кран с горячей водой.

-Если я поеду в зоопарк…

Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».

2. Что бывает круглым?

Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать воображение.

-Что бывает круглым?

-Что бывает длинным?

-Что бывает высоким?

-Что бывает зеленым?

- Что бывает сладким?

-Что бывает горьким?

Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.

3. Кто больше?

Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.

Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.

К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

4. Говори наоборот.

Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.

Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное по значению. Например:

-Веселый-грустный

-Быстрый-медленный

-Полный-худой

-Большой- маленький

-Тяжелый-легкий

-Мелкий-глубокий

-Умный-глупый

-Твердый- мягкий и т. д.

5. Кто как разговаривает?

Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.

Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:

-Корова-мычит …-Овца-блеет

-Тигр-рычит …-Коза-мекает

-Змея-шипит …-Гусь-гагочет

-Комар – звенит…-Индюк-балбочет

-Собака – лает …-Лошадь-ржот

-Волк – воет …-Жук-жужжит … и т. д.

6. Кто мы?

Цель: расширять словарный запас детей.

-У мамы с папой (Сын, дочка.)

-У учителя (ученики.)

-В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)

-В транспорте едете? (Пешеходы.)

-В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)

-В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)

7. Назови то же самое, но по-другому.

Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную память.

Педагог просит детей назвать слова- «друзья», близкие по значению к названным словам:

Смелый- храбрый, отважный.

Красивый- прекрасный, чудесный.

Большой-огромный, громадный.

Маленький-крошечный, малюсенький.

Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.

8. Кто, где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Кто живёт в дупле? …-Белка.

Кто живёт в скворечнике? … -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? … -Птицы.

Кто живёт в будке? … -Собака.

Кто живёт в улье? … -Пчёлы

Кто живёт в норе? … -Лиса.

Кто живёт в логове? … -Волк.

Кто живёт в берлоге? … -Медведь и т. д.

9. Из чего сделано?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Сапоги из кожи-… Кожаные

Рукавички из меха-… Меховые

Таз из меди-… Медный

Ваза из хрусталя-… Хрустальная

Рукавички из шерсти- … Шерстяные и т. д.

10. Чья голова? Чьи уши? Чей хвост?

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

У рыси голова – рысья, рысьи,рысий;

У медведя – медвежья… У волка – …

У кошки – кошачья… У белки –…

У сороки – сорочья… У зайца – …

У лошади – лошадиная… У лисы – …

У орла – орлиная…

У верблюда – верблюжья… и т. д.

11. Игра: «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята… и т. д.

12. Игра: «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка.

Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице… и т. д.

13. Весёлый счет до 5…

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Стол – один стол, два стола … пять столов

Слон – один слон, два слон … пять слонов

Журавль – один журавль, два журавля … пять журавлей

Лебедь – один лебедь, два лебедя …пять лебедей

Дерево – одно дерево, два дерева …пять деревьев

Шишка – одна шишка … пять шишек

Цыплёнок – один цыплёнок … пять цыплят

Заяц – один заяц … пять зайцев

Шапка – одна шапка … пять шапок

Банка – одна банка … пять банок и т. д.

14. Подбери словечко

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы

Снег – снежный, подснежник, снеговик…

Мороз – морозный, морозец, мороженное…

Зима – зимний, зимующие, зимородок…

Сад – садовый, садовник, садовые и т. д.

15. Кто кем был?

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской

Корова – телёнком Велосипед – железом

Дуб– жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой Сильный – слабым

Дом – кирпичём Взрослый –ребёнком

Лягушка – головастиком

Бабочка – гусеницей и т. д.

16. Четвёртый лишний

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

– Голубой, красный, зелёный, спелый.

– Кабачок, огурец, тыква, лимон.

– Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

– Стол, ландыш, диван, кровать и т. д.

17. Назови одним словом.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

– Картофель, капуста, помидор, огурец … ОВОЩИ

– Стол, шкаф, диван, кровать … МЕБЕЛЬ

– Чашка, кастрюля, ложка, тарелка … ПОСУДА

– Автобус, такси, газель, автомобиль …ТРАНСПОРТ

– Круг, овал, квадрат, треугольник … ФИГУРЫ

– Один, два, три, пять … ЦИФРЫ

– Кукла, машина, кубик, мячик … ИГРУШКИ

и т. д.

18. Животные и их детёныши

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок,

у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок,

у белки – бельчонок.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок,

у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

и т. д.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 апреля 2021 в 20:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД