Лексико — грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 2

Елена Давидко
Лексико — грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 2

ТЕМА: Части тела. Моя семья.

Выучи стихотворение

Спит мой носик, спит мой ротик,

Язычок спокойно спит.

Он сегодня на работе

Очень много говорил.

Он рассказывал всем сказки

Про веселые салазки.

Песни пел, стихи читал,

К вечеру совсем устал.

Пусть немного отдохнет.

Утром снова запоет.

Много – один

Глаза – глаз.

Уши - ….

Колени - ….….

Ноги - …. ….

Волосы - …. …

Локти - ….…

Стопы - …

Исправь ошибку

У человека две головы – нет, одна голова.

У человека один глаз - ….

У человека пять зубов - …

У человека одно ухо - ….

У человека три колена - …

У человека на руке шесть пальцев - …

….

Чей? Чья?

Расскажи,кем ты приходишься своим родственникам:

Мама – мамин сын (мамина дочь)

Бабушка - …

Папа - ….

Дедушка - …

Тетя - …

Дядя - ….

Кто что делает?

Мама – работает, заботится, ….

….

Папа - ….

….

Бабушка - …

Дедушка - …

Брат - ….

Сестра - ….

Нарисуй свою семью (приклей фотографию). Расскажи о своей семье по плану,записать ответ:

1. Сколько человек в твоей семье?

2. Как зовут родителей (имя, отчество?

3. Кем работают родители?

4. Как зовут твоих бабушку, дедушку? Расскажи о них.

5. Есть ли у тебя брат (сестра? Сколько лет брату (сестре? Расскажи о них.

6. Какая у тебя семья (дружная, добрая,.)

ТЕМА: Игрушки

Пальчиковая гимнастика

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Какое слово самое длинное?

Мячик, шар, игрушка.

Кукла, скакалка, кубик.

Исправь ошибку

Большая мячик.

Красивое кукла.

Мягкая игрушки.

Что лишнее?

Мяч, кубик, пирамида, банан.

Кукла, юла, телевизор, шарик.

Скажи наоборот.

Большой – маленький.

Высокая - ….

Широкий - …

Какая? Какой?

Мяч из резины - …

Пирамидка из пластмассы - ….

Матрешка из дерева - …

Мишка из меха - …

Самолетик из бумаги - ….

Кубики из дерева - …

Кукла из резины - ….

Слоненок из меха - …

Подскажи словечко

Сегодня все ликуют:

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные ….

В этой молодице

Прячутся девицы,

Каждая сестрица –

Для меньшой темница.

Красные щечки,

Пестрые платочки.

Хлопают в ладошки

Веселые …

ТЕМА: Посуда

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

Родителям рекомендуется:

Рассмотреть вместе с ребенком посуду – кухонную, чайную, столовую;

Закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение;

Показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);

Рассмотреть посуду, объяснить,что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят, пьют;

Сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие)

Как называется посуда?

Для сахара – сахарница.

Для хлеба - ….

Для соли - …

Для салфеток - …

Для масла - ….

Для супа - …

Для конфет - …

Закончи предложение

Суп в тарелку налили из …

Кофе в чашку налили из ….

Чай в чашку налили из ….

Скажи наоборот.

Кастрюля большая, а блюдце маленькое.

Кувшин высокий, а стакан. ….

Сковорода тяжелая, а солонка. …

Блюдце мелкое, а миска …

Какая? Какой?

Вилка из пластмассы - ….

Ложка из дерева - ….…

Стакан из стекла - …. ….

Кастрюля из железа - …

Кувшин из глины - ….

Поварешка из металла - …

Подскажи словечко

Что кладут в салатницу …

Что кладут в селедочницу ….

Что кладут в масленку ….

ТЕМА: Продукты питания

Пальчиковая гимнастика «Каша»

Каша в поле росла,

(дети подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла.

(«идут пальчиками по столу)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки)

Назвать продукты:

Молочные - …

Мясные - …

Хлебобулочные - ….

Кондитерские - ….

Расскажи:

Какое у тебя любимое блюдо? ….

В какое время ты завтракаешь? …

В какое время ты ужинаешь? …

В какое время ты обедаешь? ….

Сосчитай со словами

Одна конфета – две конфеты – пять конфет.

Один пирог - …

Одно яйцо - ….

Скажи наоборот.

Чай горячий, а мороженое ….

Хлеб мягкий, а сухарик …. ….

Стакан с чаем полный, а без чая. …

Конфета сладкая, а лимон …

Молоко жидкое, а сметана ….

Пряник сладкий, а селедка ….

Назови по образцу

Жарить картофель – значит, он какой? – жареный.

Варить свеклу - ….…

Морозить пельмени - …. ….

Мариновать помидоры - …

Солить сало - ….….

Квасить капусту - …. …

Исправь ошибки Незнайки

Лиля купила клубника сок. …. …

Ваня съел шоколад мороженое. ….

Мама приготовила картошка пюре. ….

Папа принес кабачок икру. ….

Бабушка испекла яблоко пирог. ….

В магазине продают мясо фарш. ….

Какое это блюдо?

Суп из гороха, какой? – гороховый суп.

Суп из курицы - ….

Суп из грибов - ….

Каша из пшена - …

Каша из манки - ….

Компот из слив - …

Компот из малины - ….

ТЕМА: Зима.

Выучить стих

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.

Дети должны знать:

• названия зимних месяцев;

• о сезонных изменениях, связанных с приходом зимы;

• что зимой бывает веселый праздник – Новый год.

Назови ласково

Снег – снежок.

Лёд - …. …

Мороз - ….…

Холод - ….

Что делает? Что делают?

Снежинки зимой (что делают) - падают, кружатся, искрятся, ….

Лед на солнце (что делает) - …

….

Мороз (что делает) - ….

….

Поиск логической ошибки (составь предложение правильно)

Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

….

Зима наступила, потому что выпал снег.

Чем похожи и отличаются

Лёд и снег.

Лед и стекло.

Снег и вата.

Подбери родственные слова

Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, снегопад, заснеженный, Снегурочка, снегирь, подснежник.

Зима - ….

….

Лед - …

….

Какая зима?

Если снег – снежная.

Если мороз - ….

Если ветер - ….

Если холод - ….

Если вьюга - ….

Что лишнее?

Январь, ноябрь, декабрь, февраль.

Снег, дождь, мороз, лед.

Составьте рассказ про зиму по плану.

• После какого времени года наступает зима?

• Назовите зимние месяцы.

• Что происходит зимой в природе, в жизни зверей и птиц?

• Какую одежду и обувь носят зимой? Почему?

• Какие праздники отмечают зимой?

ТЕМА: Праздник Новый год.

Повторять стих к празднику

Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз»

Этот пальчик – Дед Мороз.

Дети руки сжимают в кулачки, выставив вверх большие пальцы.

У него есть красный нос,

Поочередно отгибают из кулачков указательные пальцы.

Есть седая борода.

Поочередно отгибают из кулачков средние пальцы.

Очень ждем его всегда!

Делают ладонями движения, подзывая к себе Деда Мороза.

Со Снегуркой он придет

И подарки принесет.

Хлопают в ладоши.

Слово ты договори и все вместе повтори

Вот она – елка, на елке ….

Елочка высока, достает до. …. …

Дед Мороз придет и подарки. ….…

Вот пришла девчурка – из снега. ….

Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе ….

Бабу снежную лепили и вокруг нее …

Без чего не бывает зимы?

Не бывает зимы без ….

. ….

Исправь ошибки

Маска любит надевать Машу.

….

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

ТЕМА: Зимующие птицы.

Выучить стих

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Один – много (кого)

Ворона – много ворон.

Сорока - …. …

Голубь - ….….…

Синица - ….

Сова - ….

Воробей - ….….

Дятел - …. ….

Галка - …

Кто как голос подает?

Ворона - каркает.

Воробей - …

Синица - ….….

Голубь - ….….

Сорока - ….….

Сова - .….

Скажи наоборот

Воробей маленький, а ворона ….

У синицы хвост короткий, а у сороки. …

Голубь тяжелый, а воробей ….

У синицы клюв тонкий, а у вороны ….

О какой птичке можно сказать …

Мой - ….

Моя - …

Мои - …. ….

Сравни:

У человека дети, а птицы …

У человека нос, а у птицы - ….

У животных тело покрыто шерстью, а у птицы. ….

У кошки лапы, а у птицы ….

Что делает? Что делают?

Воробей чирикает – воробьи чирикают.

Голубь клюет - ….

Ворона нахохлилась - ….

Синица летит - ….

Сова сидит - ….

Дятел стучит - ….

Расскажи – ка

Прослушай рассказ взрослого и ответь полными предложениями на вопросы.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замерзшего воробышка. Он лежал на снегу и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

Вопросы:

1. Какое было время года?

2. Кого нашли дети в парке на снегу?

3. Какой был воробышек?

4. Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

5. Когда дети выпустили воробышка на волю?

6. Что повесили дети зимой в парке? Зачем?

ТЕМА: Домашние птицы.

Выучить стих

Под крылом хохлатки

Прячутся цыплятки.

Ну-ка, детки, вылезайте!

Быстро лапки разминайте,

Крылышками хлопайте,

Клювиками щелкайте.

Кто как голос подает?

Петух – кукарекает.

Курица - …. ….

Цыпленок - ….….…

Гусь - …

Утка - ….

Индюк - ….….

Какой, какая? (подобрать 3-5 определений)

Петух – красивый, резвый, задиристый, храбрый, разноцветный, большой, воинственный.

Утка - ….

Гусь - ….…. …

Курица - ….….

Цыпленок - ….….

Скажи наоборот

У гуся шея длинная, а у курицы. ….…

Цыпленок молодой, а петух ….

У курицы лапы без перепонок, а у утки ….

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

хвост голова перья яйцо

Курица - ….

Утка - ….

Гусь - ….

ТЕМА: Домашние животные и их детеныши.

Выучить стих

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Свинья с поросенком

И коза с козленком.

Кто как голос подает?

Собака – лает.

Кошка - …. ….

Свинья - ….….…

Овца - …

Корова - ….

Лошадь - ….….

Какой, какая? (подобрать 3-5 определений)

Щенок – красивый, пушистый, веселый, забавный, смешной, маленький, пятнистый, длинноухий.

Кошка - ….

Поросенок - ….….…. …

Бык - ….….….

Овца - ….….

Кто чем питается?

Кошка – молоком.

Корова - …. ….

Собака - ….

Лошадь - ….

Кролик - ….

У кого что?

У кого рога? - ….

У кого мягкие лапки? - .….

У кого копыта? -….

У кого пятачок? - …

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия «Неваляшка» (вторая младшая группа) Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «музыка», «социализация», «познание», «художественное творчество» (лепка, «труд».

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с органом вкуса. «Язык мой — друг мой» Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Язык мой – друг мой» Цель: способствовать осознанию детьми.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Лексико — грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 2
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 22:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. Международный день цветка

Очередной тематический день посвящен красивейшему творению природы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представление детей о цветах и увлечь их занимательным...

21 июня. Всемирный день жирафа

Ежегодно 21 июня, начиная с 2014 года, отмечается экологический праздник: Всемирный день жирафов. Он направлен на заботу о редком африканском животном, облик которого никак невозможно спутать ни с каким...


Горячие темочки