Татьяна Лепшина
Лепка и пластилинография. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
Объединение «Удивительное рядом»
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Публикация «Лепка и пластилинография, Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения „Удивительное рядом“» размещена в разделах
- Лепка. Программы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
Программа направлена на развитие творческих способностей детей. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. В объединении дети изучают технику рисования картин пластилином и различные методы лепки.
Лепка — один из наиболее доступных видов творчества для детей начиная с самого маленького их возраста.
Пластилин помогает детям воплощать во что-то конкретное свое видение мира и представления о нем. Ребенок не только создает что-то, но и трогает это, меняет при желании и получает совершенно новый результат.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами
Пластилинография и лепка – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
Все эти навыки и умения обязательно пригодятся ребенку при обучении в начальной школе.
Актуальность программы.
Освоение данной программы дает воспитанникам возможность самореализации, развить свой творческий потенциал в волшебном мире декоративно-прикладного искусства.
• Создание условий для самореализации личности ребёнка, выявление и развитие творческих способностей;
• Формирование культуры труда: содержание в порядке рабочего места, экономия материалов и времени, планирование работы;
• Расширение кругозора;
• Развитие мелкой моторики рук;
Новизной программы является то, что дети в процессе обучения могут самостоятельно придумывать и воплощать любые работы, в разных техниках по своим эскизам. Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения. Программой предусмотрен индивидуальный подход к каждому обучающемуся, проявляющему одаренность в различных видах программы.
Обучение в объединении по данной программе способствует получению знаний и умений в различных техниках, которые ранее не преподавались, это такие техники как пластилинография и лепка из пластилина. Данная программа поможет пробуждению интереса детей к новой деятельности, позволит им расширить знания, овладеть и совершенствовать умения и навыки по видам декоративно-прикладного искусства.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которая способна вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Цель программы - способствовать развитию творческих способностей и художественного вкуса через обучение технологий пластилинографии и лепки, путём создания разнообразных композиций и форм. Познакомить детей с различными видами ДПИ.
Цели:
- мотивационая: вырабатывать у обучающихся стремление к высокому
уровню исполнения изделий;
- эстетическая: развивать художественный вкус;
- социальная: самостоятельное изготовление панно, сувениров, заколок и др.
Задачи:
- обучать детей умению ориентироваться на листе бумаги; основным приёмам и правилам работы с пластилином, передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- развивать сенсорную чувствительность, которая включает восприятие веса, размера, формы и фактуры предметов ;образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность; а также моторику и синхронизацию работы обеих рук; последовательность действий; творческие способности ребенка;
- воспитывать у детей художественный вкус, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность, целеустремлённость, инициативность, уважение к мастерству.
Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»
1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.
2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.
5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.
Отличительной особенностью данной программы является то, что дети занимаются не одним видом творчества, а несколькими (лепка плоских и объемных фигур, рисование картин шариками, полосками пластилина, по контуру, размазывание с объёмным эффектом).
Данная программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Всё это развивает у детей художественное видение окружающего мира.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
от 5 до 7 лет.
Особенности набора- свободный набор детей дошкольного возраста.
Срок реализации программы - 2 года.
Этапы реализации программы:
Первый этап (1-й год обучения)
- На этом этапе обучающиеся овладевают первоначальными знаниями, умениями.
- Второй этап (2-й год обучения)
- На этом этапе обучающиеся осваивают более сложные техники и приемы. Закрепление полученных навыков и умений.
Курс обучения включает в себя практическую, теоретическую работу. Основные формы занятий
Занятия может проходить в следующих формах:
- занятие – беседа,
- практическая работа,
- занятие – выставка,
- занятие - отчет и др.
В основе лежит основополагающий принцип личностно - ориентированного подхода к ребенку с учетом его способностей.
Методы обучения:
- словесный,
- практический,
- показа,
- наглядный (фотографии, видео, работы,
- проблемно-поисковый,
- контроля,
- творческого проекта.
Для первого года обучения
Должны знать:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- сочетание цветов;
- знать основы лепки, приемы работы с пластилином;
Уметь:
- работать с со стекой;
- выполнять изделия самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута
– дорабатывать исходные формы;
- рисовать простые картины шариками, полосками пластилина;
Для второго года обучения
Должны знать:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- сочетание цветов;
- процесс изготовления сложных изделий, приемы и методы пластилинографии.
Уметь:
- работать с со стекой;
- выполнять сложные изделия;
– дорабатывать исходные формы, соблюдать пропорции;
- рисовать сложные картины шариками, жгутиками, путем размазывания пластилина;
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение детьми общеобразовательной общеразвивающей программы «Удивительное рядом» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов;
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
-создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Формы и режим занятий:
Каждая группа работает с учетом возрастных особенностей учащихся (1,2 года обучения). По каждому виду творчества детям даются необходимые теоретические сведения и практические навыки. В течении года проводится промежуточная аттестация (тесты и выставки).
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Форма занятий: групповая.
Первый год обучения - 15 человек.
Второй год обучения -12 человек.
Режим занятий группы:
1-й год обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часа в год, 72 занятия.
2-й год обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часов в год,72 занятия.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- для первого года обучения конечным результатом является: изготовление простой картины в технике «пластилинография». Лепка мелких цветов, умение составлять композицию из 2-3 изделий.
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме теста, выставки.
- для второго года обучения конечным результатом является: умение самостоятельно сделать 4-5 объемных изделия по устному описанию, умение составлять сложную композицию из 5-7 изделий. Изготовление картины в технике «пластилинография».
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме теста, выставки.
В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля, подведения итогов за знаниями и умениями обучающихся. Это позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Благодаря контролю дети, родители, педагог могут увидеть результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Зачётные занятия по программе проводятся за полугодие и по итогам года в виде теоретических и практических заданий, контрольных заданий, выставок и творческих отчётов.
Подведение итогов реализации программы происходит на отчётной выставке объединения «Удивительное рядом» в конце учебного года.
Результативность работы объединения оценивается на городских, зональных и краевых конкурсах прикладного творчества.
2. Тематический план
№ Тема занятия
1 Первый раздел.
Вводное занятие
Выполнение изделий самых простых объемных форм.
Исходная форма – шар, цилиндр, конус.
Тема: «Магазин игрушек».
Тема: «Урожай»
2 Второй раздел.
Выполнение более сложных изделий
Доработка исходных форм
Тема: «Большой праздник»
Тема: «Дары леса»
Тема: «Подарок маме»
Тема: «Транспорт»
Тема: «Домашние животные»
Тема: «С новым годом!»
Тема: «Море»
Тема: «Озеро».
3 Третий раздел.
Выполнение сложных изделий
Тема: «Птичий двор»
Тема: «Человек».
Тема: «Животные жарких стран».
Тема: «Птичий двор».
Тема: «Кто на листике живёт?»
Тема: «Пасха»
Тема «Транспорт» .
Тема: «Сказка «Репка»
4 Итоговое занятие
3. Содержание изучаемого курса.
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и созданию картин в технике «Пластилинография» представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.
Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам:
первый – исходные формы;
второй – доработка исходных форм;
третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 1-2 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.