Лучший педагог года

Лепка и пластилинография. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Удивительное рядом»

Татьяна Лепшина
Лепка и пластилинография. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Удивительное рядом»

1. Пояснительная записка.

Объединение «Удивительное рядом»

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Публикация «Лепка и пластилинография, Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения „Удивительное рядом“» размещена в разделах

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

Программа направлена на развитие творческих способностей детей. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет художественную направленность. В объединении дети изучают технику рисования картин пластилином и различные методы лепки.

Лепка — один из наиболее доступных видов творчества для детей начиная с самого маленького их возраста.

Пластилин помогает детям воплощать во что-то конкретное свое видение мира и представления о нем. Ребенок не только создает что-то, но и трогает это, меняет при желании и получает совершенно новый результат.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами

Пластилинография и лепка – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

Все эти навыки и умения обязательно пригодятся ребенку при обучении в начальной школе.

Актуальность программы.

Освоение данной программы дает воспитанникам возможность самореализации, развить свой творческий потенциал в волшебном мире декоративно-прикладного искусства.

• Создание условий для самореализации личности ребёнка, выявление и развитие творческих способностей;

• Формирование культуры труда: содержание в порядке рабочего места, экономия материалов и времени, планирование работы;

• Расширение кругозора;

• Развитие мелкой моторики рук;

Новизной программы является то, что дети в процессе обучения могут самостоятельно придумывать и воплощать любые работы, в разных техниках по своим эскизам. Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения. Программой предусмотрен индивидуальный подход к каждому обучающемуся, проявляющему одаренность в различных видах программы.

Обучение в объединении по данной программе способствует получению знаний и умений в различных техниках, которые ранее не преподавались, это такие техники как пластилинография и лепка из пластилина. Данная программа поможет пробуждению интереса детей к новой деятельности, позволит им расширить знания, овладеть и совершенствовать умения и навыки по видам декоративно-прикладного искусства.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которая способна вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Цель программы - способствовать развитию творческих способностей и художественного вкуса через обучение технологий пластилинографии и лепки, путём создания разнообразных композиций и форм. Познакомить детей с различными видами ДПИ.

Цели:

- мотивационая: вырабатывать у обучающихся стремление к высокому

уровню исполнения изделий;

- эстетическая: развивать художественный вкус;

- социальная: самостоятельное изготовление панно, сувениров, заколок и др.

Задачи:

- обучать детей умению ориентироваться на листе бумаги; основным приёмам и правилам работы с пластилином, передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- развивать сенсорную чувствительность, которая включает восприятие веса, размера, формы и фактуры предметов ;образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность; а также моторику и синхронизацию работы обеих рук; последовательность действий; творческие способности ребенка;

- воспитывать у детей художественный вкус, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность, целеустремлённость, инициативность, уважение к мастерству.

Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»

1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

Отличительной особенностью данной программы является то, что дети занимаются не одним видом творчества, а несколькими (лепка плоских и объемных фигур, рисование картин шариками, полосками пластилина, по контуру, размазывание с объёмным эффектом).

Данная программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Всё это развивает у детей художественное видение окружающего мира.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:

от 5 до 7 лет.

Особенности набора- свободный набор детей дошкольного возраста.

Срок реализации программы - 2 года.

Этапы реализации программы:

Первый этап (1-й год обучения)

- На этом этапе обучающиеся овладевают первоначальными знаниями, умениями.

- Второй этап (2-й год обучения)

- На этом этапе обучающиеся осваивают более сложные техники и приемы. Закрепление полученных навыков и умений.

Курс обучения включает в себя практическую, теоретическую работу. Основные формы занятий

Занятия может проходить в следующих формах:

- занятие – беседа,

- практическая работа,

- занятие – выставка,

- занятие - отчет и др.

В основе лежит основополагающий принцип личностно - ориентированного подхода к ребенку с учетом его способностей.

Методы обучения:

- словесный,

- практический,

- показа,

- наглядный (фотографии, видео, работы,

- проблемно-поисковый,

- контроля,

- творческого проекта.

Для первого года обучения

Должны знать:

- технику безопасности при работе с инструментами;

- сочетание цветов;

- знать основы лепки, приемы работы с пластилином;

Уметь:

- работать с со стекой;

- выполнять изделия самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута

– дорабатывать исходные формы;

- рисовать простые картины шариками, полосками пластилина;

Для второго года обучения

Должны знать:

- технику безопасности при работе с инструментами;

- сочетание цветов;

- процесс изготовления сложных изделий, приемы и методы пластилинографии.

Уметь:

- работать с со стекой;

- выполнять сложные изделия;

– дорабатывать исходные формы, соблюдать пропорции;

- рисовать сложные картины шариками, жгутиками, путем размазывания пластилина;

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение детьми общеобразовательной общеразвивающей программы «Удивительное рядом» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов;

-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

-понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

-создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Формы и режим занятий:

Каждая группа работает с учетом возрастных особенностей учащихся (1,2 года обучения). По каждому виду творчества детям даются необходимые теоретические сведения и практические навыки. В течении года проводится промежуточная аттестация (тесты и выставки).

Основной вид занятий – практический.

Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.

Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.

Форма занятий: групповая.

Первый год обучения - 15 человек.

Второй год обучения -12 человек.

Режим занятий группы:

1-й год обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часа в год, 72 занятия.

2-й год обучения: 2 занятия в неделю по 2 часа (144 часов в год,72 занятия.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

- для первого года обучения конечным результатом является: изготовление простой картины в технике «пластилинография». Лепка мелких цветов, умение составлять композицию из 2-3 изделий.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме теста, выставки.

- для второго года обучения конечным результатом является: умение самостоятельно сделать 4-5 объемных изделия по устному описанию, умение составлять сложную композицию из 5-7 изделий. Изготовление картины в технике «пластилинография».

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме теста, выставки.

В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля, подведения итогов за знаниями и умениями обучающихся. Это позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Благодаря контролю дети, родители, педагог могут увидеть результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.

Зачётные занятия по программе проводятся за полугодие и по итогам года в виде теоретических и практических заданий, контрольных заданий, выставок и творческих отчётов.

Подведение итогов реализации программы происходит на отчётной выставке объединения «Удивительное рядом» в конце учебного года.

Результативность работы объединения оценивается на городских, зональных и краевых конкурсах прикладного творчества.

2. Тематический план

№ Тема занятия

1 Первый раздел.

Вводное занятие

Выполнение изделий самых простых объемных форм.

Исходная форма – шар, цилиндр, конус.

Тема: «Магазин игрушек».

Тема: «Урожай»

2 Второй раздел.

Выполнение более сложных изделий

Доработка исходных форм

Тема: «Большой праздник»

Тема: «Дары леса»

Тема: «Подарок маме»

Тема: «Транспорт»

Тема: «Домашние животные»

Тема: «С новым годом!»

Тема: «Море»

Тема: «Озеро».

3 Третий раздел.

Выполнение сложных изделий

Тема: «Птичий двор»

Тема: «Человек».

Тема: «Животные жарких стран».

Тема: «Птичий двор».

Тема: «Кто на листике живёт?»

Тема: «Пасха»

Тема «Транспорт» .

Тема: «Сказка «Репка»

4 Итоговое занятие

3. Содержание изучаемого курса.

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и созданию картин в технике «Пластилинография» представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.

Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Все изучаемые темы распределены по трем разделам:

первый – исходные формы;

второй – доработка исходных форм;

третий – сложные изделия.

Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.

Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 1-2 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

Публикации по теме:

«Чудеса из теста». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЧУДЕСА ИЗ ТЕСТА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса рукоделия» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга бисера» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир оригами» Направленность дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эдельвейс» туристско-краеведческой направленности ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА туристско-краеведческой направленности «ЭДЕЛЬВЕЙС» Уровень ознакомительный,.

Дополнительная общеразвивающая программа Дополнительная общеразвивающая программа Кружок «Волшебный бисер» Из бисера колье, серёжки Украсят женское лицо, А вот – гердан, браслеты, брошки, Цветы, пасхальное яйцо. Какие вещи- загляденье! От них.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направлености ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физическое воспитание ребёнка средствами художественной.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умные картинки» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Зорька» комбинированного вида РАССМОТРЕНО на педагогическом.

Общеразвивающая дополнительная программа кружка «Ладушки» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

«Пластилиновые чудеса». Дополнительная общеобразовательная программа ПЛАСТИЛИНОВЫЕ ЧУДЕСА Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня.

Автор публикации:
Лепка и пластилинография. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Удивительное рядом»
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 09:02
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД